Ноты, Аккорды - для Баяна, Аккордеона, Гармони

Ноты для гармони

Сборники, песенники,
самоучители и пособия, ноты для обучения в pdf
для баяна, аккордеона, гармони

Ноты для баяна и аккордеона

 

Серийные издания - сборники

История аккордеона (баяна) уходит в давнее прошлое. Главный принцип - колебание металлических пластин под потоком воздуха использовался в глубокой старине в китайском губном органе.
В XIX веке в разных, в том числе и в России появились различные виды гармоник. Баян или аккордеон, усовершенствованный вид гармоники, появился уже в 20 столетии и, как говорят исследователи, взял свое имя от древнерусского певца-дружинника. Впервые упоминание о нем было обнаружено в «Слове о полку Игореве». В общем-то, этот инструмент пока еще совсем молодой.
Баяном в России принято подразумевать кнопочный инструмент, аккордеон - клавишная модель. В западных странах нет такого деления. Там все эти инструменты называют аккордеоном. Разница только в том, что баян называют кнопочным аккордеоном, а аккордеон -клавишным. Сейчас русский баян завоевал популярность во всем мире, что многие иностранные производители кнопочных аккордеонов стали также называть их баянами. Поначалу на гармони можно было играть лишь народные мелодии, наигрыши и танцы. Современный готово-выборный инструмент позволяет исполнить практически любое произведение.

 

 

 

Скачать песенник
Я люблю тебя жизнь
Популярная музыка для баяна или аккордеона
составитель О. Агафонов
(pdf, 7.69 Мб)
номер 11145
"Музыка", 1986г.

содержание:

 

Скачать ноты <-Скачать ноты

 

 

История ручной гармоники, аккордеона, баяна, гармошки

 

 
Год рождения — 1822-й
Фридрих Бушман - изобретатель ручной гармоники.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером настройщиком. Поэтому Фридрих лет с восьми лет начал играть на некоторых инструментах. В одиннадцать путешествовал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

Фридрих в 1822 году жил в Берлине, трудился настройщиком фортепиано и органов. Для облегчения настройки органных труб, он смастерил специальное устройство — маленькую коробочку с металлическим язычком. При выдохе воздуха ртом в коробочку, язычок звучал, извлекая тон определенной ноты. По этому тону настраивались трубы. Несколько таких приспособлений, дававших ноты разной высоты, облегчали настройку. Однако музыканту-настройщику не понравилось, что одна рука была занята этой коробочкой, а для настройки оставалась только другая. Поэтому Фридрих закрепил каждый язычок в мех. Теперь во время настройки специалист ставил устройство рядом с собой, поднимал мех кверху и отпускал. Опускаясь под давлением своего веса, мех нагнетал воздух на язычок, и тот издавал ноты. Руки настройщика оставались свободными, больше не нужно было дуть ртом, и это тоже облегчало работу.
Затем Фридрих придумал, что незачем мастерить ко всем язычкам собственный мех. Можно просто закрепить все язычки в один мех, и чтобы они не играли одновременно вместе, снабдить их клапанами. Теперь для извлечения нужной ноты надо было открывать один клапан над нужным язычком, а другие оставить закрытыми.

Позднее Фридрих понял, что конструируемое им изобретение можно превратить в новый музыкальный инструмент.
Так мастер-настройщик, облегчая себе работу (сейчас мы назвали бы это рационализацией), сообразил новую форму музыкального инструмента. Фридриху в ту время было всего 17 лет...
Однако, восхищаясь изобретательностью талантливого настройщика, не будем и преувеличивать его вклад в создании гармоники. Фридрих сконструировал новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, до игры на нем было далеко: ведь клапанное устройство предназначалось лишь для настройки. Фридрих хотел довести до конца свою идею и собрать ручную гармонику, но у него не хватало времени на это. Его отнимала главная работа, а гармошкой приходилось дорабатывать лишь урывками, поэтому в итоге у него получилась детская игрушка.
В технике часто идею подает один, а дорабатывает ее другой. К примеру, электролампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работающего промышленного образца ее довел Эдисон. Так же и в музыкальной технике, это случилось и с ручной гармошкой. Одна из детских игрушек попалась в руки венскому органному специалисту Кириллу Демиану. Он доработал ее и 6 мая 1829 года подал патент на инструмент, который назвали аккордеоном. Можно удивится той скорости, с которой была рассмотрена и зарегистрирована эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил право на свой инструмент. Можно изумится и оперативности самого Демиана: уже через несколько суток он со своими сыновьями вместе стали делать аккордеоны на продажу. И вскорости, еще в год своего рождения, аккордеон Демиана стал популярным инструментом.
На аккордеоне стало можно играть — правда, очень простую музыку только в одной тональности, так как было всего пять кнопок на правой стороне и пять располагалось на левой. Но это была мелодия, а не надоедливая детская забава для взрослых.

 


Как гармоника появилась в России.
Произошло то же самое, как сейчас увозят наши балалайки. (В США в некоторых штатах, не будем их называть, балалайки запрещены.) Их покупают иностранные туристы и везут домой в качестве диковинного сувенира. Так и в Россию привезли ручные гармони — не туристы, конечно, а купцы, моряки, музыканты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром — очень скоро гармошка превратилась из экзотического в народный инструмент.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов купил ее, тогда еще довольно дорогую, и привез к себе. Как всякий любознательный мастер, он сначала разобрал инструмент и изучил его конструкцию. Определив, что ничего особо сложного в устройстве нет, тем более для тульского специалиста оружейника, взял и собрал своими руками такой же.
Конечно, об этом сразу же узнали родные и знакомые Ивана Сизова, а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало мастеров - умельцев — Тула вообще всегда славилась мастеровыми. Вскоре изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы называем это массовым увлечением. Очень быстро производство гармоники было освоено на промышленной основе. Сначала открылись мелкие мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармонью, а наладил их фабричный выпуск. Еще свежа была в памяти его необычная нижегородская покупка, а Тула уже производила больше десяти тысяч гармоней в год.
Производство пошло в другие города, то тут, то там создавались новые промыслы, причем увеличились и разновидности гармошки, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои песни. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская — всех и не переберешь.
Прошло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить такую популярность гармоники?
1 - тем, что этот гармошка как бы сам себе аккомпанирует, имеет кнопки для басового сопровождения.
2- , даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали важной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
3 - привлекала удобство инструмента. Гармошка годами, десятилетиями не требует настройки, даже если ее хранят в тяжелых условиях. Любой ручной струнный инструмент, наверняка, приходится каждый раз настраивать перед игрой.
4 - играть удобно не только сидя и не только стоя, или даже на ходу, еще при этом танцевать..
Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. В сочетании всех особенностей в одном инструменте делает гармонь неповторимой.
Не все радовались распространению гармоники. Многие отзывались о ней не очень лестно, обзывали даже «ужасным орудием пытки». Да, для такого мнения были основания. Гармонь еще некоторый период времени оставалась несовершенным, иногда с чрезмерно сильно-резким звучанием, техника исполнения, игры не была так основательно проработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей-музыкантов настолько неумело обращалось с гармонью, что музыкантам с тонким слухом оставалось только прикрывать уши.
Но потихоньку инструмент улучшался, приобретал благозвучие, нашел своих выдающихся гармонистов - аккордеонистов. Голоса музыкантов противников мало-помалу умолкли вовсе, когда появился баян.

 

Гармошка, гармоника, аккордеон, баян
Гармоника — название для большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел, не изменяющих высоты своего тона. Сейчас расшифруем это громоздкое определение.
К примеру ксилофон. Звучат в нем деревянные брусочки, каждый из которых издает только одну ноту. Ксилофон — в прямом смысле наглядный пример гармоники, потому что его звучащие детали находятся снаружи и доступны обозрению.
В занзе — музыкальном инструменте, бытующем у некоторых народов Африки, звучат бамбуковые или пальмовые пластинки, и тоже каждая издает свой звук.
В вибрафоне для каждой ноты предусмотрен специальный отдельный металлический элемент.
Струна это физическое тело, но не всегда струнные инструменты относятся к гармоникам. Пример: на одной гитарной струне, последовательно укорачивая ее звучащую часть, можно взять двадцать звуков, и каждый раз струна меняет высоту тона. Значит, гитары под определение гармоники не подходит. Не подходит еще и потому, что не соблюдено другое условие гармоники — независимость звучащих тел. Если вы взять на какой-то струне гитары звук, то вместе с ним из этой же струны вы уже никакой другой звук не извлечете — она уже занята. А фортепиано — типичная гармоника, потому что в нем для каждой ноты есть своя собственная струна, точнее набор из двух или трех струн. Ни одна из струн фортепиано не меняет высоты своего тона (ноты) при игре.
Так вот, изобретенный Бушманом и усовершенствованный Демианом инструмент — тоже гармоника, потому что каждый звук издается отдельным язычком.
Обратите внимание на родство слова «гармоника» с гармонией, что означает созвучие. Связь здесь точная. На любой гармони можно взять одновременно любое сочетание нот, причем число их ограничено только возможностями музыканта. Например, если пианист располагал бы девятью десятками пальцев, он мог бы сыграть на фортепиано все его ноты сразу. Вышел бы при этом ужасный диссонанс, но мы сейчас говорим не о музыке, а о возможностях инструментов, которые относятся к гармоникам. Можно заставить звучать одновременно все бруски ксилофона, все пластинки занзы, все язычки гармошки. На практике все это, не нужно, зато остается большой выбор созвучий. А вот флейта в каждый момент может издать только одну ноту.. Не больше трех нот — балалайка, не больше четырех — мандолина. Следовательно, еще и поэтому такие инструменты не подходят под определение гармоники.
Продолжим классификацию. Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые. По брусочкам ксилофона стучат деревянными молотками, пластинки занзы щипают пальцами, а язычки инструмента, о котором мы ведем речь, вибрируют от потока воздуха, нагнетаемого мехом.
Так же гармоники бывают ручными, переносными и стационарными. На ручных инструментах можно играть и на ходу.
С точки зрения такой классификации новый инструмент полностью должен был назваться так: ручная духовая гармоника. В России первые два определения выпали (и так ясно, что духовая и что ручная), а «гармоника» видоизменилась на русский лад — так появилась гармонь, гармошка.
Но Демиан, как мы знаем, не ограничился типичным определением инструмента, а присвоил ему название собственное — аккордеон. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры извлекал не один звук, а весь аккорд. И в этом смысле баян и гармошка — тоже аккордеоны! Кстати, в зарубежных государствах других названий и нет — там и кнопочный, и клавишный инструменты называются аккордеоном. В России сложилась традиция называть аккордеонами только инструменты с фортепианной клавиатурой (клавишами) для правой руки. И что интересно: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, а в городе Ельце. Елецкая гармонь так и называлась — рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши пианино, с таким же чередованием белых и черных клавиш.
Вот как факты переворачивают общепринятые представления. Оказывается, русская гармонь пришла к нам издалека, а аккордеоны (в нашем обычном понимании этого слова) впервые родились в России!
Правда, современную свой вид инструменты с фортепианной клавиатурой обрели намного позже и не у нас.
Ранее мы говорили только о сходстве, о том, что объединяет гармонь, аккордеон и баян. Подытожим коротко: по общей классификации все три инструмента — ручные духовые гармоники, а по особенностям звукоизвлечения все они — аккордеоны.
А теперь о различиях.
Гармошка, имеет семь, а не двенадцать звуков в каждой октаве, предназначена для исполнения только народных мелодий, причем часто только музыка данной местности и только в той музыкальной тональности, которая здесь существует. Даже елецкая гармошка, хотя она и называется рояльной, для левой руки имеет только несколько кнопок, что довольно сильно ограничивает ее аккомпанирующие возможности и переходы из одной тональности в другую. А что говорить о гармонях, которые имели для левой руки только две кнопки?
Музыканты все время пытались улучшить гармонь, одна за другой появлялись новые конструкции, среди них — очень неплохая по тем временам гармошка Н. И. Белобородова, которая уже имела полноценную правую клавиатуру. И хотя левая ее клавиатура все еще оставалась несовершенной, на гармони Белобородова можно было играть довольно сложные произведения, что и делали искусные музыканты исполнители. Однако лучшим из них стали тесны возможности и этого инструмента.
И вот один из исполнителей, Яков Федорович Орланский, поделился с аккордеонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если говорить языком современного производства, определил техзадание. Произошло это в 1905 году. Идея вдохновила мастера, и через два года был создан музыкальный инструмент, имевший для правой руки больше четырех октав по двенадцати звуков в каждой, а для левой — полный набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей! Инструмент назвали в честь легендарного древнерусского певца-сказителя баяном.
Поэтому лавры изобретения баяна в равной мере принадлежат и музыканту, и мастеру. Вместе они создали баян, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не претерпел изменений до сих пор, хотя усовершенствования, конечно, были. И уж этому-то инструменту стало доступно почти все, вплоть до концертов с симфоническими оркестрами.

В разделе приведены сборники, ноты для баяна, аккордеона и гармони в нотных изданиях советского периода. Песни (песенники) с нотами для голоса или с подтекстовкой народных песен, популярных эстрадных исполнителей. Произведения русских, советских и зарубежных композиторов в обработках и переложениях. Уровень сложности как для концертных выступлений, так и простые ноты для начинающих.


Современный аккордеон, создание которого завершилось в Европе лишь в двадцатых годах нынешнего века, тоже отличается от гармони в первую очередь своими полноценными исполнительскими возможностями. Чем же отличаются друг от друга баян и аккордеон?
Казалось бы, ответ очень прост: формой клавиатуры для правой руки. Но некоторые западные производства и сейчас выпускают кнопочные аккордеоны. С виду они отличаются от баяна лишь отделкой, а внутренности — некоторыми неважными для нас деталями. Может быть, кроме того, остается различие в звучании? И здесь тоже нет. Специфичное аккордеонное звучание, серебристое, приятно вибрирующее, которое называется разливом, уже применялось в некоторых гармонях и даже теперь используется в юношеских баянах, изготавливаемых в Москве. Современный аккордеон выполняются без разлива и тем самым совпадает в звучании с баяном.
Так что с точки зрения даже самой строгой классификации принципиальных различий между аккордеоном и баяном нет. И все таки для музыканта различие между клавишным и кнопочным инструментом не просто дело вкуса.

В мире музыкальных инструментов. С. Газарян, 1989г.

О баяне можно почитать еще здесь