Ноты, Аккорды - Антология литературы для баяна

 

Нотные издания, сборники с нотами
для баяна в pdf

 

 

 

Скачать ноты для баяна
Антология литературы для баяна
Часть I
"Музыка", 1984г.
(pdf, 7.88 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В истории отечественной музыкальной культуры русское народно-инструментальное искусство занимает особое место. Зародившись и получив широкое распространение в народных массах, баян, домра и балалайка сегодня органично вошли и в музыкальный быт, и в профессиональную исполнительскую среду.
Особого расцвета в наши дни достиг баян. Из простой незатейливой гармошки, появившейся в России в начале XIX века, он вырос в многотембровый готово-выборный инструмент, на котором можно решать самые разнообразные музыкально-художественные задачи.

Несмотря на то что история баяна насчитывает уже около полутора столетия, профессиональное музыкальное образование баянисты стали получать лишь с конца 20-х годов нашего века. За прошедший период баянное искусство достигло значительных высот. Уровень исполнительского мастерства современных баянистов несопоставим с тем, что было пятьдесят лет назад. Ньше лучшие молодые музыканты нашей страны ежегодно принимают участие в различных международных конкурсах и, как правило, завоевывают призовые места. Ведущие советские баянисты, наряду с музыкантами других специальностей, с большим успехом гастролируют по стране, а также во многих странах мира.
Вслед за совершенствованием искусства игры на баяне формировалась и методическая мысль. Видные советские баянисты — исполнители и педагоги — внесли существенный вклад в теоретические разработки. Появился целый ряд школ, самоучителей, пособий, а также статей по различным аспектам педагогики и исполнительства на баяне. Постоянно возрастающая музыкальная культура баянистов активно влияла на усовершенствование конструкции самого инструмента.

Все эти важные факторы не могли не сказаться на формировании баянного репертуара и, в частности, на оригинальных произведениях, созданных за этот период. И каждый этап в развитии баяна привносил что-то свежее и оригинальное в образный строй, в особенности фактуры, в использование новых приемов для достижения новых выразительных эффектов, в структуру музыкального языка произведений. За прошедшие десятилетия накоплен большой репертуар, включающий сочинения высоких художественных достоинств, мастерски написанные и разнообразные по формам и жанрам.
Первые попытки создания оригинального репертуара для баяна относятся к 30-м годам. Однако появившиеся в тот период пьесы В. Зарнова, Ф. Климентова, В. Рожкова, а тем более непрофессионально сделанные баянистами-любителями обработки народных песен, не могли удовлетворить всё возраставшие художественные запросы музыкантов. Необходимы были серьезные сочинения крупной формы и миниатюры на народные темы, которые бы могли широко раскрыть выразительные возможности баяна.

С середины 30-х годов одним из наиболее ярких авторов обработок русских народных песен становится выдающийся саратовский баянист-самородок И. Паницкий. Глубоко познав и впитав в себя народную песенность, он сумел необычайно бережно и тонко претворить ее особенности. Обрабатывая лирические протяжные песий, музыкант достоверно передает характерные черты их фольклорного бытования: гибкость, пластику мелодического течения, метрическую свободу изложения, выражающуюся в частой смене тактового размера, неквадратности построений, неспешность и широту повествования. Ярким образцом подобного рода может служить обработка «Ах вы, дружки». Не менее органично переданы И. Паницким также и фактурные особенности ансамблевого бытования протяжной песеиности в народе: движение от выразительного одноголосия «запевалы» к ансамблевому «подхвату», как, например, в обработке «Ой да ты, калинушка> или в «Лучинушке».
Обрабатывая же плясовые русские песий, автор мастерски раскрывает своеобразие фольклорного инструментального музицирования гармонистов. Это — поистине неистощимая фантазия в варьировании исходного напева, все более затейливое его дробление в прихотливом кружеве фигурации, создающем зримое ощущение все увеличивающегося азарта разгорающейся народной пляски.

Примечательно, что И. Паницкий мастерски использует сам композиционный принцип, характерный для народного песнетворчества —создание своеобразных сдвоенных форм, которые, по меткому наблюдению академика Б. Асафьева, представляют «типично русское контрастное сопоставление протяжной и плясовой песен»Такой принцип, в симфонической музыке гениально претворенный еще в «Камаринской» М. Глинки, оказался очень близким самой природе баяна: певучести его звука в протяжных, с одной стороны, и динамико-ритмической гибкости в плясовых — с другой.
На редкость убедительно осуществлен у Паницкого сам процесс «срастания» обеих песен: их интонации либо сплавляются воедино в «промежуточных» вариациях (упомянем, к примеру, третье проведение темы «Ноченьки», в которую вкрапливаются мелодические обороты песни «Во саду ли, в огороде»), либо контрастно оттеняются фактурными и ладотональными средствами (сопоставление одноименных тональностей при появлении темы «Как под яблонькой» после вариационных проведений темы «Вот мчится тройка почтовая», или контраст параллельных тональностей в сопоставлении песен «Ах вы, дружки» и «Уж как по мосту-мосточку»).

Другое важное направление в развитии репертуара для баяна — создание крупных, масштабных сочинений. Первым значительным произведением подобного плана явился Концерт № 1 для баяна с оркестром русских народных инструментов, созданный ленинградским композитором и фольклористом Ф. Рубцовым в 1937 году. В этом двухчастном сочинении также можно усмотреть фольклорный принцип сдвоенной композиции: первая часть тесно опирается на лирическую народную песенность, вторая— на плясовую. Однако их контраст как бы значительно укрупнен, насыщен подлинно симфоническим дыханием. В этом сочинении композитору удалось многосторонне раскрыть возможности баяна с готовыми аккордами. Они выявляются и в насыщенности фактуры (см., например, цифры И, 17 первой части), и в «мелодизации» аккордового аккомпанемента в партии левой руки (цифры 16—20 второй части), и в использовании специфических приемов глиссандирования по звукам уменьшенного септаккорда.

Крупной вехой в развитии музыки для баяна стали произведения, созданные в середине 40 — начале 50-х годов Н. Чайкиным, А. Холминовым, Ю. Шишаковым. В них с большой художественной полнотой и убедительностью проявились лучшие качества, свойственные этим композиторам: «общительность» интонационного строя музыки, разнообразие выраженных в них чувств, искренность эмоционального высказывания. При этом если Н. Чайкин более тяготеет к претворению романтических традиций, то в творчестве Ю. Шишакова и А. Холминова заметна непосредственная опора на кучкистские традиции. Вместе с тем в произведениях данных авторов заметно стремление максимально раскрыть возможности баяна с готовыми аккордами в левой клавиатуре, обогатить музыкальную фактуру новыми выразительными средствами. И поэтому не случайно такие произведения, как Первая соната и Первый концерт Н. Чайкина, Сюита А. Холминова, Концерт Ю. Шишакова, созданные в это время, стали своего рода «краеугольным камнем» в профессиональном воспитании баянистов и не утратили своего значения и поныне.
Новый этап развития баянного репертуара характерен для начала 60-х годов. Изобретательно используя относительно ограниченные средства инструмента с готовой клавиатурой, композиторы этого периода последовательно формировали художественный и технический уровень баяниста. Своего рода этапным сочинением можно назвать Концертную сюиту Н. Чайкина (1962 г.), где автор впервые обращается к готово-выборной клавиатуре. Последующие поколения композиторов создавали произведения уже в основном для современного типа инструмента — многотемброного готово-выборного баяна.

Как и в других жанрах музыкального искусства, у композиторов, работающих в области музыки для баяна, все более явственным становится стремление преодолеть известную академическую вялость, инертность творческого мышления, свойственную некоторым сочинениям предшествующего времени, активнее искать новые образы и средства их интонационного воплощения. Заметным явлением в 60-е годы стали произведении А. Репникова — его Каприччио, Речитатив и Токката, Концерт-поэма и другие, отличающиеся особо активной энергией, молодым задором и жизнеутверждением; новые образы повлекли и необычный ранее интонационный строй—обилие диссопантных септ- и нои-аккордовых построений, прихотливой ритмической акцентировки, ладовое разнообразие.
Важнейшим этапом в развитии музыки для баяна 60—70-х годов стало творчество Вл. Золотарева. В его сочинениях, особенно в Партите, Второй и Третьей сонатах, шести Детских сюитах, Пяти композициях впервые в полной мере раскрылись художественные достоинства нового типа инструмента, ставшего ярким представителем камерно-академической сферы музыкального искусства. Композитор поверил этому инструменту спои самые глубокие и масштабные замыслы, целый мир философских размышлений, самых сокровенных и интимных своих музыкальных высказываний. В исполнении па баяне зазвучали развернутые композиции, в которых была рельефно представлена совершенно неведомая этому инструменту ранее художественная сфера, где трагическое органично сопоставляется с целомудренной лирикой, драматическая экспрессия соседствует с незатейливым юмором.

Новаторство в образной сфере потребовало и значительного расширения стилистических горизонтов баянной музыки — впервые в ней получили разнообразное воплощение серийность, додекафомпая техника, различные соиористические приемы (кластеры и кластерное глиссандирование по клавиатуре, эффекты, связанные с особой ритмизацией движений меха, — всевозможные тремоло, рикошет, вибрато и другие). А главное — произведения Вл. Золотарева отличались такой глубиной и искренностью эмоционального высказывания, что это позволило им очень быстро стать по-настоящему репертуарными не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Значительным вкладом в баянный репертуар стали созданные на протяжении последнего десятилетия произведения Г. Банщикова, С. Губайдулиной, А. Журбина. Вместе с тем углубляется и фольклорное направление в репертуаре. С одной стороны, происходят интенсивные поиски «вширь», за счет все более полного освоения песен различных областей и районов нашей страны. Это произведения В. Зубицкого и В. Довганя, основанные на материале закарпатских попевок и наигрышей, сочинения А. Кусякова, в которых интересно преломлены особенности донского музыкального фольклора, и так далее. С другой стороны, активны и поиски композиторов «вглубь» фольклора, проявляющиеся в мастерском претворении различных старинных образцов народной песенности — древних причитаний, разнообразных обрядовых попевок и т. п. Убедительным примером подобного рода могут служить произведения для баяна К. Волкова — его обе Сонаты и Концерт.

По своим эстетическим достоинствам лучшие произведения для баяна не уступают художественному уровню современной камерно-инструментальной музыки в целом. Репертуар, созданный композиторами на протяжении полувека, пользуется большой популярностью во многих странах мира, где процесс становления современного баяна (аккордеона) имеет много общего с развитием инструмента в нашей стране. Вместе с тем, благодаря национальным особенностям, баянная культура каждой страны отличается своеобразием и самобытностью. Среди советских музыкантов в последние годы все большее распространение получают произведения для баяна таких прогрессивных зарубежных композиторов, как Ю. Хатрик и В. Троян (ЧССР), Г. Бреме и Г. Болл (ГДР), Т. Лундквист (Швеция) и О. Шмидт (Дания) и других.
В наши дни баян, став достойным представителем камерно-инструмептальной музыки, продолжает вместе с тем оставаться инструментом подлинно народным, любимым разнообразными кругами слушателей. Поэтому, наряду с появлением крупных, значительных по содержанию и форме произведений, очень важно создание для него пьес и фантазий, непосредственно претворяющих народные песни и танцы. В этом плане, продолжая животворные традиции обработок И. Паницкого, в последние два десятилетия активно работают В. Подгорный, А. Тимошенко, Г. Шендерев и многие другие.
В целях публикации и широкого распространения оригинальных сочинений для баяна издательство «Музыка» приступило к выпуску серии «Антология литературы для баяна», в которой предполагается поместить произведения, вошедшие в сокровищницу баянного репертуара. Наряду с произведениями советских авторов в «Антологии» будет широко представлено творчество композиторов Чехословакии, ГДР, Швеции, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Франции и «других стран. Есть все основания полагать, что активное включение в программы исполнителей представляемых в этой серии сочинений явится мощным стимулом в создании новых высокохудожественных произведений для современного баяна — инструмента с богатейшими художественными возможностями.
В первый выпуск включены сочинения Ф. Рубцова, И. Паницкого и А. Данилова, созданные в 30-е годы.

Рубцов Феодосий Антонович (р. 1904)—советский фольклорист, педагог и композитор, кандидат искусствоведения, профессор. В 1931 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. Член Союза композиторов с 1932 года, автор вокальных и хоровых произведений, сочинений для оркестра русских народных инструментов, двух концертов для баяна с оркестром, а также многочисленных обработок русских народных песен. Рубцову принадлежит ряд статей по вопросам русского музыкального фольклора.
Концерт № 1 написан в 1937 году. По существу, это первое крупное профессиональное сочинение для баяна. Музыкальный язык концерта опирается на народную основу, Разнообразное использование возможностей баяна с готовыми аккордами левой клавиатуры явилось значительным шагом в развитии инструмента.

Паницкий Иван Яковлевич(р. 1906) —исполнитель, педагог, лауреат Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве (1939 г., I премия), заслуженный артист РСФСР. С именем Паницкого связано целое направление в баянном искусстве, уходящее своими корнями в традиции народного музицирования гармонистов-самородков.
Паницкий — один из первых баянистов, которые своей неутомимой творческой деятельностью способствовали утверждению баяна в качестве полноправного сольного инструмента академической эстрады; автор первых высокопрофессиональных обработок русских народных песен, созданных в большинстве своем в 30-е годы, а также многочисленных транскрипций для баяна.

Данилов Александр Федорович (1901 — 1965) — известный баянист, участник знаменитого трио баянистов Всесоюзного радиокомитета (с А. И. Кузнецовым и Я. Ф. Попковым). Данилову принадлежит ряд обработок для баяна народных песен и танцев. В свое исполнение он вносил элементы импровизации. Русская народная песня «Яблочко» в обработке Данилова для трех баянов до сих пор пользуется популярностью. В данном издании публикуется вариант этой пьесы для баяна соло.
Имханицкий М., Липс Ф., Сурков А.

Исполнительская редакция Ф. Липса и А. Суркова

 

Антология литературы для баяна
Часть II
составитель Ф.Липса
"Музыка", 1985г.
номер 12917

СОДЕРЖАНИЕ CONTENTS:

 

Общая редакция Ф. Липса Edited by F. Lips
 

 

Антология баянистам
Антология литературы для баяна
Часть III
Составление и общая редакция Ф.Липса
"Музыка", 1986г.
номер 13291

содержание:

 

Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!
 

 

Сложные ноты баянистам
Антология литературы для баяна
Часть IV
"Музыка", 1987г.
(pdf, 9.69 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В IV часть вошли оригинальные сочинения советских композиторов Н. Чайкина, А. Холминова, Ю. Шишакова, В. Дикусарова, Г. Шендерева, созданные в 40-е 60-е годы. Демократичные по своей направленности, они отличаются большой художественной значимостью. Благодари яркому мелодизму, богатству настроений, искренности выражении публикуемые произведении прочно утвердились в концертной и педагогической практике. Именно эти сочинения, не утратившие своей популярности и в наши дни, заложили основу оригинального репертуара, который способствовал расцвету советской баянной школы и становлению баяна как полноправного инструмента камерно-академической концертной эстрады.

Чайкин Николай Яковлевич (р. 1915) - композитор, педагог; окончил историко-теоретический факультет Киевской консерватории (19-10; класс композиции Л. М. Ревуцкого, И. С. Косенко, Б. И. Лятошинского, класс специального фортепиано Л. П. Луфера); член Союза композиторов СССР (с. 1944 г.); преподавал в ГМПИ им. Гнесиных па факультете народных инструментов (с 1951 по 1964 г.), в Горьковской консерватории (с 1964г.; с. 1972 — профессор); заслуженный деятель искусств РСФСР (1980); автор многочисленных произведений для хора, симфонического, русского народного, духового, эстрадного оркестров, разнообразных ансамблей и отдельных инструментов. Является также автором учебного пособия «Курс чтения партитур дли оркестра русских народных инструментов». Произведении П. Чайкина для баяна стали важнейшей вехой в истории баянного исполнительства.

Холминов Александр Николаевич (р. 1925) композитор; окончил Московскую консерваторию (1950; класс композиции Е. К. Голубева); член Союза композиторов СССР (с 1950 г.); лауреат Государственной премии РСФСР (I960) и Государственной премии СССР (1978); народный артист СССР (1985); автор ряда опер («Оптимистическая трагедия», «Чапаев», «Шинель», «Коляска» и др.). вокально-симфонической музыки, произведений для оркестра народных инструментов. Среди немногочисленных сочинений для баяна Сюите принадлежит особое место. Написанная еще в 1951 г., она, благодаря своим музыкально-художественным достоинствам, прочно вошла в сокровищницу баянного репертуара.

Шишаков Юрий Николаевич (р. 1925) — композитор, педагог; окончил историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных (1948; класс композиции М. Ф. Гнесина); член Союза композиторов СССР (с 1949 г.); преподает » ГМПИ им. Гнесиных (с 1948 г.; в 1966-1974 гг. заведовал кафедрой народных инструментов; с 1977-профессор); заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Ю. Шишакову принадлежат многочисленные произведения в самых разнообразных жанрах: три симфонии (2 для симфонического, 1 для оркестра народных инструментов), оратория «Песни села Шушенского», произведения для фортепиано, арфы, ансамблей, вокальные сочинения и др. Особо значителен вклад Ю. Шишакова в музыку для народных инструментов. Его творчество явилось существенным вкладом в репертуар балалаечников, домристов, баянистов, гусляров, а также различных ансамблей и оркестра русских народных инструментов. Кроме того, Ю. Шишаков—автор ряда методических трудов, в том числе учебника но инструментовке для оркестра русских народных инструментов.
Дикусаров Виктор Васильевич (1932)—композитор, педагог; окончил Одесскую консерваторию (1957; класс баяна В. П. Базилевича); занимался в заочной аспирантуре по классу баяна при Киевской консерватории под руководством М. М. Гелиса (1961 —1965); автор двух концертов для баяна с оркестром, ряда пьес, обработок, этюдов.

Шендерев Георгий Григорьевич (1937—1984) — композитор, педагог, исполнитель. Окончил Симферопольское музыкальное училище (1958 г.; класс баяна Кравченко, класс композиции Н. В. Жорняка); учился в ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна Н. Я. Чайкина); был членом Союза композиторов СССР (с 1982 г.), занимался педагогической деятельностью; работал солистом и аккомпаниатором Ялтинской филармонии; автор сочинений для оркестра русских народных инструментов, пьес и обработок для баяна.
М. Имханицкий, Ф. Липс

Общая редакция Ф. Липса

 

Произведения композиторов 20-го века для баяна
Антология литературы для баяна
Часть V
"Музыка", 1988г.

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В V часть вошли произведения Г. Шендерева, К. Мяскова, Н. Чайкина, А. Репникова, А. Тимошенко и Вл. Золотарева, созданные в 60-е годы. Эти произведения хорошо известны и популярны среди баянистов: они являются неотъемлемой частью учебно-педагогического и концертного репертуара не только советских, но и зарубежных музыкантов, неоднократно записывались ведущими исполнителями на Всесоюзном радио и Центральном телевидении, на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Большинство из них постоянно включаются в программы всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов.
Произведения для баяна этого периода времени характеризуются некоторыми новыми чертами в отличие от ранее созданных. Расширился сам образный строй музыки: если прежде композиторы обращались к сфере жизнерадостной, к оптимистически-светлой стороне бытия, то теперь все чаще появляются образы фантастические, ирреальные (Каприччио А. Репникова или Камерная сюита Вл. Золотарева) v проникнутые большим психологизмом, напряженной экспрессией (Концертная сюита Н. Чайкина, Партита Вл. Золотарева).

С усложнением образного содержания обогащаются музыкально-художественные средства выразительности: мелодика насыщается более диссонантной интерваликой, особой остроты достигает гармонический язык, обновляются ладовая и ритмическая сферы в сочинениях.
Наряду с музыкой, непосредственно опирающейся на интонации народного мелоса (пьесы Г. Шендерева и А. Тимошенко, «Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия» Вл. Золотарева), появляется все больше сочинений, где такие интонации достаточно опосредованы и как бы растворены в оригинальном авторском языке (представленные в данной части произведения Н.Чайкина, К. Мяскова, А. Репникова, Вл. Золотарева).
Необходимо также указать на существенную деталь: в произведениях для баяна 60-х годов происходит значительное расширение выразительных средств композиторского письма — обогащение его полифонического языка, фактурного изложения, обновление темброво-динамической палитры. Это было обусловлено начавшимся распространением готово-выборного многотембрового баяна с его новыми художественными возможностями.
Сказанное позволяет считать произведения, представленные в данной части «Антологии», значительным вкладом в создание оригинальной литературы для баяна, а также важным этапом в развитии баянного исполнительского искусства в целом.
Приведем основные сведения об авторах сочинений, вошедших в этот выпуск.

Шендерев Георгий Григорьевич(1937—1984) — композитор, исполнитель, педагог; окончил музыкальное училище в г. Симферополе (1958; класс баяна В. М. Кравченко, класс композиции Н. В. Жорняка); учился в ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна Н. Я. Чайкина); занимался педагогической деятельностью; был солистом и аккомпаниатором Ялтинской филармонии; член Союза композиторов СССР (с 1982 г.); автор сочинений для оркестра русских народных инструментов, произведений и обработок для баяна.

Мясков Константин Александрович (р. 1921) — композитор, исполнитель; окончил Киевскую консерваторию (1952; класс композиции К. Ф. Данькевича); член Союза композиторов СССР (с 1958 г.); автор хоровых и инструментальных произведений, песен, а также многочисленных пьес для баяна, для трио и квартета баянистов, в их числе— два концерта для баяна с оркестром.

Чайкин Николай Яковлевич (р. 1915) —композитор, педагог; окончил историко-теоретический факультет Киевской консерватории (1940; класс композиции Л. Н. Ревуцкого, В. С. Косенко, Б. Н. Ля-тошинского, класс специального фортепиано А. Н. Луфера); член Союза композиторов СССР (с 1944 г.); заслуженный деятель искусств РСФСР (1980); преподавал в ГМПИ им. Гнесиных на факультете народных инструментов (с 1951 по 1964 г.), в Горьковской консерватории (с 1964 г.; с 1972 — профессор); автор многочисленных произведений для хора, симфонического, русского народного, духового, эстрадного оркестров, разнообразных ансамблей и отдельных инструментов; является также автором учебного пособия «Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов». Произведения Н. Чайкина для баяна стали важнейшей вехой в истории баянного исполнительства.

Репников Альбин Леонидович(р. 1932) —композитор, педагог, исполнитель; окончил Иркутское музыкальное училище (1953; класс баяна М. С. Иванова), а в 1959 г.—Ленинградскую консерваторию (класс композиции В. В. Волошинова); член Союза композиторов СССР (с 1961 г.); доцент филиала Ленинградской консерватории в г. Петрозаводске; автор оркестровых, хоровых и инструментальных произведений. Особое место в творчестве композитора занимают сочинения для баяна, других народных инструментов.

Тимошенко Александр Афанасьевич (р. 1942) — композитор, педагог, исполнитель; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1971; класс баяна В. П. Кузовлева, факультативно занимался по композиции у Ю. Н. Шишакова); член Союза композиторов СССР (с 1987 г.); и. о. доцента Воронежского института искусств; автор произведений для оркестра русских народных инструментов, для отдельных инструментов.

Золотарев Владислав Андреевич (1942—1976) — композитор; окончил Магаданское музыкальное училище (1968; класс баяна Н. А. Лесного); в 1968—1969 гг. консультировался по композиции у Р. К. Щедрина; в 1971—1972 гг. учился в Московской консерватории (класс композиции Т. Н. Хренникова); автор оратории «Памятник революции», произведений для симфонического, камерного оркестров, струнных квартетов, вокальных сочинений. Баянное творчество Вл. Золотарева — значительный вклад в развитие оригинальной литературы для готово-выборного многотембрового баяна.
М. Имханицкий, Ф. Липс

 

Произведения баянистов 60-70 х годов
Антология литературы для баяна
Часть VI
"Музыка", 1989г.
(pdf, 9.77 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В VI часть включены произведения советских композиторов, написанные в 60-е — начале 70-х годов. В определенной степени этот период в баянном искусстве можно назвать переходным: с одной стороны новизна образного строя потребовала от композиторов новой интонационной сферы и, соответственно, новых художественных средств выразительности готово-выборного баяна; с другой же стороны — на средства традиционного баяна с готовыми аккордами в левой клавиатуре еще в значительной степени продолжали опираться многие известные композиторы, плодотворно работавшие в этой области музыкального искусства.
Наряду с произведениями, написанными на основе собственного тематического материала представленных в томе авторов, в него вошли лучшие образцы транскрипций известного педагога-баяниста И. Яшкевича. Данные транскрипции приобрели широкую популярность в силу ряда причин. Во-первых, благодаря высоким художественным достоинствам и блестящему техническому воплощению выразительного мелоса музыки С. В. Рахманинова и И. Штрауса; во-вторых, благодаря значительному обогащению этого мелоса транскриптором за счет разнообразной полифонической ткани, интересных фактурных находок, богатства фантазии в орнаментах пассажной техники.
Все сочинения, вошедшие в настоящий том, сыграли и продолжают играть большую роль в становлении технического мастерства, в формировании разностороннего художественного вкуса, углубленного мышления баянистов. Являясь неотъемлемой частью концертного и педагогического репертуара, они, вместе с тем, активно используются и в конкурсной практике, а некоторые из них были написаны специально для различных конкурсов в качестве обязательных произведений.
Приведем основные сведения об авторах, представленных в этом выпуске.

Яшкевич Иван Адамович (р. 1923) — педагог, композитор, исполнитель. В 1949 г. окончил Киевскую консерваторию по классу баяна М. М. Гелиса. С 1950 г. — преподаватель Киевской консерватории по классу баяна (с 1973 г. — доцент). Автор многочисленных оригинальных произведений для баяна, а также концертных обработок и транскрипций произведений классики.

Журбин Александр Борисович (р. 1945)—композитор. В 1969 г. окончил ГМПИ им. Гнесиных по композиции у Н. И. Пейко, а в 1973 г. — как музыковед аспирантуру при Ленинградской консерватории у Ю. Г. Кона. Член Союза композиторов с 1970 г. Активно работает в разных жанрах. Автор
5 опер (в том числе первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика»), 3 балетов, 15 музыкальных комедий, симфонической, камерно-инструментальной и хоровой музыки. Кроме того, композитором написаны большое количество эстрадных песен и музыка к 35 кинофильмам. Для реализации своих замыслов Журбин нередко использует сочетания различных стилистических пластов.

Шишаков Юрий Николаевич (р. 1925 г.) —композитор, педагог. В 1948 г. окончил ГМПИ им. Гнесиных (с 1966 по 1974 гг. — зав. кафедрой народных инструментов; с 1977 г. — профессор). Член Союза композиторов СССР с 1949 г., заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Автор оратории «Песни села Шушенского», двух симфоний, а также многочисленных произведений для оркестра русских народных инструментов, ансамблей и отдельных инструментов. Кроме того, Ю. Н. Шишаков является автором ряда методических трудов, в том числе, учебника по инструментовке для русского народного оркестра. Творчество Ю. Н. Шишакова — существенный вклад в развитие оркестрового и сольного народно-инструментального искусства.

Чайкин Николай Яковлевич (р. 1915) —композитор, педагог. Окончил историко-теоретический факультет Киевской консерватории (1940; класс композиции Л. Н. Ревуцкого, Б. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, класс специального фортепиано А. Н. Луфера). С 1951 по 1964 гг. преподавал в ГМПИ им. Гнесиных на факультете народных инструментов, с 1964 г.— в Горьковской консерватории (с 1972 г. — профессор). Член Союза композиторов СССР с 1944 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Автор многочисленных произведений для оркестров — симфонического, русского народного, духового, эстрадного; для хора, разнообразных ансамблей и отдельных инструментов. Является также автором учебного пособия «Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов». Произведения Н. Чайкина для баяна стали важнейшей вехой в истории баянного исполнительства. «Украинская сюита» была обязательным произведением на Международном конкурсе «Кубок мира» в г. Брюгге (Бельгия, 1971 г.).

Лондонов Петр Петрович (1928—1981) — композитор. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. И. Месснера. На протяжении многих лет заведовал редакцией литературы для народных инструментов издательства «Советский композитор». Член Союза композиторов с 1971 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Автор произведений для оркестра русских народных инструментов, хора, фортепиано. Для баяна написаны: Концерт с оркестром русских народных инструментов. Соната, полифонические пьесы, этюды, обработки народных песен и танцев. Соната для баяна исполнялась в качестве обязательного произведения на I Всероссийском конкурсе исполнителен на народных инструментах в 1972 г. в г..Москве.

Золотарев Владислав Андреевич (1942—1975) — композитор. Окончил Магаданское музыкальное училище (1968; класс баяна Н. А. Лесного). В 1968—1969 гг. консультировался по композиции у Р. К. Щедрина. В 1971 —1972 гг. учился в Московской консерватории (класс композиции Т. Н. Хренникова). Автор оратории «Памятник революции», произведений для симфонического, камерного оркестров, струнных квартетов, вокальных сочинений. Баянное творчество Вл. Золотарева — значительный вклад в развитие оригинальной литературы для готово-выборного многотембрового баяна.
М. Имханицкий. Ф. Липс

 

Баянная музыка 70-х годов
Антология литературы для баяна
Часть VII
"Музыка", 1990г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В VII часть включены произведения советских композиторов, cозданные в 70-х годах. Можно с уверенностью констатировать, что в этот период произошло окончательное утверждение современного многотембрового готово-выборного баяна. Значительно раздвинулись образно-эмоциональные горизонты композиторского самовыражения, баяну стали доверяться наиболее серьезные и сокровенные замыслы авторов. Намного разнообразнее становятся средства музыкальной выразительности. В баянной музыке начинает применяться додекафонная техника письма, необычные очертания обретает фактура, появляются колоритные сонористические краски.
В то же время продолжает развиваться и обогащаться народно-национальное начало: композиторы по-новому, стилистически свежо воспроизводят картины характерного народного быта современной русской деревни, своеобразие гуцульских карпатских наигрышей, донского казачьего фольклора, затейливых болгарских ритмов.
Все представленные в настоящем издании авторы - баянисты, в совершенстве владеющие многообразными средствами современного баяна. Особенно значительной вехой в развитии баянного искусства стала Третья соната Вл. Золотарёва, в корне изменившая сложившиеся к тому времени представления о возможностях баяна как камерно-академического инструмента и заметно повлиявшая на последующее творчество композиторов в этой области.
Включенные в VII часть Антологии произведения относятся к числу наиболее репертуарных сочинений, нашедших широкое применение в концертной, конкурсной и педагогической практике.

Золотарёв Владислав Андреевич (1942 - 1975) -композитор. В 1968 г. окончил Магаданское музыкальное училище (класс баяна Н. А. Лесного). В 1968 - 1969 гг. консультировался по композиции у Р. К. Щедрина. В 1971 - 1972 гг. учился в Московской консерватории (класс композиции Т. Н. Хренникова). Автор оратории „Памятник революции", произведений для симфонического, камерного оркестра, струнных квартетов, вокальных сочинений. Баянное творчество Вл. Золотарева - значительный вклад в развитие оригинальной литературы для многотембрового готово-выборного баяна.

Зубицкий Владимир Данилович (р. 1953) -композитор, исполнитель. Лауреат Международного конкурса „Кубок мира" в Хельсинки (1975 г., 1 премия). В 1976 г. окончил оркестровый факультет (класс баяна В. В. Бесфамильного), в 1977 г. - композиторский факультет (класс композиции М. М. Скорика), в 1979 г. -дирижерский факультет (класс Б. Б. Гнедыша) Киевской консерватории. С 1976 г. - солист Укрконцерта. Член СК СССР (с 1978 г.). Автор оперы, симфонии, камерно-инструментальной и вокальной музыки, а также целого ряда крупных сочинений для баяна.
Дербенко Евгений Петрович (р. 1949) - композитор, исполнитель. В 1973 г. окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна А. II. Гуся; факультативно занимался по композиции у Ю. Н. Шишакова). С 1974 г. - преподаватель по классу баяна в Орловском музыкальном училище. Член СК СССР (с 1986 г.). Автор произведений для оркестра русских народных инструментов, ансамблей и отдельных народных инструментов.

Бонаков Владимир Михайлович (р. 1940) -исполнитель, педагог, композитор. Лауреат международного конкурса в Клингентале (ГДР, 1970 г., 2 премия); заслуженный артист РСФСР (1982 г.) В 1963 г. окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна 1-1. Я. Чайкина), факультативно занимался по композиции у Г. И. Литинского. В 1972 г. окончил ассистентуру-стажировку по классу баяна в Горьковской консерватории (руководитель Н. Я. Чайкин). С 1958 г. работал педагогом в музыкальных учебных заведениях в различных городах страны. С 1970 г. - преподаватель по классу баяна в 3-м Московском областном музыкальном училище г. Электростали, одновременно с 1975 г. - солист Москонцерта. Автор произведений для оркестра народных инструментов, вокальных сочинений, а также многочисленных пьес для баяна концертного и педагогического плана.

Семенов Вячеслав Анатольевич (р. 1946) -исполнитель, педагог, композитор. Дипломант международного конкурса в Клингентале (ГДР, 1967 г., 5 место), лауреат художественного конкурса IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968 г., бронзовая медаль). Заслуженный артист РСФСР (1977). Окончил ГМПИ им. Гнесиных в 1969 г. (класс баяна А. А. Суркова), а в 1974 г. - ассистентуру-стажировку (руководитель - О. М. Агарков). В 1979 - 1982 гг. учился в Ростовском музыкально-педагогическом институте (класс композиции А. И. Кусякова). С 1969 г. - заведующий кафедрой народных инструментов Ростовского музыкально-педагогического института (с 1983 г. - профессор). С 1988 г. - профессор кафедры народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных. Автор ряда произведений для баяна.
М. Имханицкий, Ф. Липс

 

Сложные ноты баянистам
Антология литературы для баяна
Часть VIII
составитель Ф.Липс
"Музыка", 1991г.

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
В VIII часть Антологии литературы для баяна включены произведения, созданные советскими композиторами в 70-е годы. Эти сочинения отличаются многими новаторскими чертами. Прежде всего, это проявилось в существенном обновлении подхода к претворению фольклорного материала. Наиболее ярко это заметно в творчестве К. Волкова, и в частности, в его Первой сонате. Композитор обращается к древним фольклорным пластам -причитаниям, заплачкам, обрядовым песнопениям, календарным попевочным наигрышам, впервые претворенным в сольной баянной литературе. Новаторский подход к фольклору, хотя и на иной стилистической основе, обнаруживается в Русской сюите А. Тимошенко - в основу этого сочинения положены современные фольклорные пласты, базирующиеся на традиционной ладогармонической основе: страдания, кадриль, местная разновидность русской пляски Воронежской области - топотуха и др.

Иное направление в музыке 70-х годов связано с созданием Шести детских сюит Вл. Золотарёва. Каждая из сюит, представляющая собой целостный цикл из ярких образных сценок-картинок, по своему исконно русскому мелосу, броской выразительности заставляет вспомнить о традициях, идущих от фортепианных циклов для детей композиторов-классиков - П. Чайковского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, а также аналогичных баянных циклов Н. Чайкина, К. Мяскова, - свежо, новаторски претворенных Золотарёвым. Шесть детских сюит поразительно разнообразны по содержанию - здесь и грусть, и радость, и юмор, и волшебство..

Новым словом в баянном репертуаре стала "Испаниада" Вл. Золотарёва. Красочные пейзажные зарисовки у Золотарёва сочетаются с импровизационными гитарообразными переборами, интонациями и ритмами темпераментных испанских танцев, нашедших интересное фактурное воплощение на современном баяне.
В томе представлены также произведения классиков баянной музыки Н. Чайкина и Ю. Шишакова. Одно из хронологически последних произведений Чайкина - "Полифоническая сюита" - заметно обогатило репертуар исполнителей в области полифонической музыки и знаменовало собой новый этап в эволюции творческого стиля композитора. Еще одно сочинение, мастерски претворяющее русский фольклор, - "Угличские картинки" Ю. Шишакова -было специально написано для Международного конкурса "Кубок мира", состоявшегося в Эйнховене (Голландия) в 1977 году.

 

Баянные произведения конца 20 столетия
Антология литературы для баяна
Часть X
составитель Ф.Липс
"Музыка", 2004г.

содержание:

 

 

Скачать ноты Скачать ноты для баяна -
10 сборников "Анталогии" (rar 75 Мб)