Антология литературы для баяна - Часть II

 

Краткие сведения об композиторах - баянистах авторов антологии
Ноты для баяна

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

 
Во 2-й выпуск «Антологии литературы для баяна» вошли наиболее яркие обработки народных песен и танцев, созданные в 40 —60-е годы XX века. Эти обработки оказали значительное влияние на становление советской баянной школы —они воздействовали на формирование художественного вкуса баянистов, в значительной степени способствовали совершенствованию их исполнительского искусства.

Обработки народных мелодий для баяна возникли в среде музыкантов-любителей. Поэтому не случайно даже в наши дни основными авторами обработок являются сами баянисты-исполнители и педагоги. Если в первых пьесах на народные темы исполнители старались создать ряд вариаций с расчетом на максимально полную демонстрацию своих виртуозных возможностей, то в последующих сочинениях в первую очередь они решали художественные задачи. В частности, все большее внимание авторы уделяли развитию образной стороны той или иной темы, все разнообразнее становилась ладо-гармоническая и ритмическая основа произведений. Многие обработки приобретали более сложные формы: вариации, парафразы, концертные пьесы, фантазии, часто достигая подлинно симфонического развития.
Значительное влияние на трансформацию жанра обработки оказало также совершенствование конструкции инструмента и повышение исполнительской культуры самих баянистов.

Приведем основные сведения об авторах обработок, помещенных в настоящем томе.

Онегин Алексей Евсеевич (р. 1920)— педагог, исполнитель, методист; окончил Московскую консерваторию (1949; класс хорового дирижирования К. Б. Птицы); играл в квартете баянистов Онегиных (1927—1946; с 1934 — им. М. М. Ипполитова-Иванова); доцент ГМПИ им. Гнесиных; заслуженный деятель искусств РСФСР (1973); автор «Школы игры на баяне», методических пособий, статей, а также ряда обработок и оригинальных произведений для баяна.

Ризоль Николай Иванович (р. 1919) — исполнитель, педагог, методист, композитор; окончил Киевскую консерваторию (1951; класс баяна М. М. Гелиса); с 1946 года художественный руководитель и участник квартета баянистов Киевской филармонии; профессор Киевской консерватории; народный артист УССР (1982); автор ряда методических трудов, а также оригинальных произведений и обработок народных мелодий для баяна.

Кузнецов Евгений Дмитриевич (р. 1922)—исполнитель, композитор, педагог; окончил Горьковскую консерваторию (1967; класс баяна Н. Я. Чайкина); в течение многих лет был солистом и руководителем квартета баянистов в Государственном хореографическом ансамбле «Березка»; доцент Московского института культуры; автор песен, пьес и обработок для квартета баянов и для баяна соло.

Белов Владимир Алексеевич (р. 1925)—композитор, педагог; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1967; класс баяна А. А. Суркова); работает педагогом в музыкальном училище г. Владимира; автор произведений для оркестра русских народных инструментов, отдельных народных инструментов.

Мотов Владимир Николаевич (р. 1925)—исполнитель, педагог, композитор; окончил факультет народных инструментов (1953; класс баяна С. П. Беликова, Н. Я. Чайкина) и историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных (1956; класс композиции Т. Н. Хренникова, В. Я. Шебалина и Л. Н. Наумова); заслуженный работник культуры РСФСР (1971); в течение многих лет занимается педагогической деятельностью в Музыкальном училище и ГМПИ им. Гнесиных; автор методических работ, сочинений и обработок для баяна.

Сурков Анатолий Алексеевич (1919 1983)
педагог, исполнитель; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1953; класс баяна С. П. Беликова, Н. Я. Чайкина); доцент ГМПИ им. Гнесиных; заслуженный деятель искусств РСФСР (1973); автор многих методических работ, обработок для баяна.

Иванов Владимир Владимирович (р. 1926) — педагог, исполнитель, композитор; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1957; класс баяна В. Г. Горохова); доцент Московского института культуры; автор сочинений и обработок для различных народных инструментов.

Шалаев Анатолий Андреевич (р. 1925)—исполнитель, композитор, дирижер. В 1934 1941 годы он
учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс фортепиано А.Б.Гольденвейзера); заслуженный артист РСФСР (1963); гастролирует с 1941 года; солист Москонцерта; в составе дуэта баянистов (с Н. А. Крыловым) гастролировал по стране и за рубежом, дуэт приобрел широчайшую популярность; автор многих обработок для одного и двух баянов, а также оригинальных пьес.

 

 

Кацун Николай Степанович (1923—1978) — исполнитель, педагог; окончил Одесскую консерваторию (1969; класс баяна В. М. Евдокимова); В течении ряда лет работал солистом Ансамбля песни и пляски Одесского военного округа и педагогом ДМШ, автор обработок для баяна.

Шендерев Георгий Григорьевич (1937—1984) — композитор, исполнитель, педагог; окончил музыкальное училище в Симферополе (1958; класс баяна В. М. Кравченко, класс композиции Н. В. Жорняка); учился в ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна Н. Я. Чайкина); занимался педагогической деятельностью; был солистом и аккомпаниатором Ялтинской филармонии; членом Союза композиторов СССР; автор сочинений для оркестра русских народных инструментов, произведений и обработок для баяна.

Подгорный Владимир Яковлевич (р. 1928) — исполнитель, композитор, педагог; окончил Харьковскую консерваторию (1956; класс композиции В. Т. Борисова); доцент, и. о. профессора Харьковского института искусств, член Союза композиторов СССР (с 1957 г.); автор симфонической, камерноинструментальной и вокальной музыки, в том числе многих оригинальных произведений и обработок для баяиа. Предлагаемые обработки даны в редакции 1982 г.

Матвеев Игорь Дормидонтович (р. 1930)—композитор, педагог; окончил Московский институт культуры (1976; клубное отделение, класс дирижирования А. А. Крючкова); работает педагогом культпросветучилища г. Калуги; автор пьес и обработок для ансамблей народных инструментов и отдельных инструментов.

Тимошенко Александр Афанасьевич (р. 1942) — композитор, педагог; окончил ГМПИ нм. Гнесиных (1971; класс баяна В. П. Кузовлева, композиции Ю. Н. Шишакова); педагог Воронежского института искусств; автор произведений для оркестра русских народных инструментов, для отдельных народных инструментов.
М. Имханицкий, Ф. Липс