Антология литературы для баяна - Часть III

 

Краткие сведения об композиторах - баянистах авторов антологии
Ноты для баяна

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

В III часть «Антологии литературы для баяна» включены пьесы, в основу которых положены народные танцы, наигрыши, а также обработки фольклорных мелодий, созданные в 50—70-е годы, не вошедшие в предыдущие тома.

В настоящем выпуске помещены образцы творчества представителей различных республик и городов нашей страны. Наряду с пьесами маститых композиторов, снискавших широкую известность, здесь представлены миниатюры молодых авторов.
Несмотря на то, что современный баян смело утверждается в сфере камерно-инструментального искусства и во многом подчиняется закономерностям развития профессионально-академического исполнительства, он не утратил органичной связи с бытовым музицированием и по-прежнему любим в самых широких слоях слушателей.

Поэтому народные наигрыши, танцы и песенные обработки являются важной составной частью репертуара современного баяниста.
Приведем основные сведения об авторах произведений, вошедших в данный выпуск.

Мотов Владимир Николаевич (р. 1925)—исполнитель, педагог, композитор; окончил факультет народных инструментов (1953; класс баяна С. П. Беликова. Н. Я. Чайкина) и историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных (1956; класс композиции Т. Н. Хренникова, В. Я. Шебалина и Л. Н. Наумова); заслуженный работник культуры РСФСР (1971). В течение многих лет занимался педагогической деятельностью в Музыкальном училище и ГМПИ им. Гнесиных; автор методических работ, сочинений и обработок для баяна.

Шалаев Анатолий Андреевич (р. 1925) —исполнитель, композитор, дирижер; окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (1941; класс фортепиано А. Б. Гольденвейзера); заслуженный артист РСФСР (1963); в составе дуэта баянистов (с Н. А. Крыловым) гастролировал по стране и за рубежом; солист Москонцерта; автор многих обработок для одного и двух баянов, а также оригинальных пьес.

Чайкин Николай Яковлевич (р. 1915)—композитор, педагог; окончил историко-теоретический факультет Киевской консерватории (1940; класс композиции Л. Н. Ревуцкого, В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, класс специального фортепиано
А. Н. Луфера); член Союза композиторов СССР (с 1944 г.); заслуженный деятель искусств РСФСР (1980); преподавал в ГМПИ им. Гнесиных на факультете народных инструментов (с 1951 по 1964 г.), в Горьковской консерватории (с 1964 г.; с 1972 — профессор); автор многочисленных произведений для хора, симфонического, русского народного, духового, эстрадного оркестров, разнообразных ансамблей и отдельных инструментов; является также автором учебного пособия «Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов». Произведения Н. Чайкина для баяна стали важнейшей вехой в истории баянного исполнительства.

Глебов Евгений Александрович (р. 1929) —композитор, педагог; окончил Белорусскую государственную консерваторию (1956; класс композиции
A. В. Богатырева); член Союза композиторов СССР
(с 1955 г.); народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии БССР (1970); профессор Минской консерватории по классу композиции. Соч.: опера «Твоя весна», 4 балета, 5 симфоний, оратории, кантаты, хоры, концерт для голоса с оркестром, романсы, песни, музыка для кино, произведения для народных инструментов.

Кузнецов Владимир Иванович (р. 1920)—исполнитель; окончил Пермское музыкальное училище (класс баяна М. Г. Люнькова); артист Ленконцерта; лауреат 4-го Всероссийского конкурса артистов эстрады (1964, 3-я премия; в дуэте с гусляром
B. Тиховым); автор пьес и обработок народных песен и танцев для баяна.

Шендерев Георгий Григорьевич (1937—1984) — композитор, исполнитель, педагог; окончил музыкальное училище в Симферополе (1958; класс баяна В. М. Кравченко, класс композиции Н. В. Жорняка); учился в ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна Н. Я. Чайкина); занимался педагогической деятельностью; был солистом и аккомпаниатором Ялтинской филармонии, членом Союза композиторов СССР; автор сочинений для оркестра русских народных инструментов, произведений и обработок для баяна.
Сурков Анатолий Алексеевич (1919—1983) — педагог, исполнитель; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1953; класс баяна С. П. Беликова, Н. Я. Чайкина); с 1971 г. доцент ГМПИ им. Гнесиных; заслуженный деятель искусств РСФСР (1973); автор многих методических работ, обработок для баяна.
 
Шишаков Юрий Николаевич (р. 1925)—композитор, педагог; окончил историко-теоретико-компо-зиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных (1948; класс композиции М. Ф. Гнесина); член Союза композиторов СССР (с 1949 г.); с 1948 г. преподает в ГМПИ им. Гнесиных (в 1966—1974 гг. заведовал кафедрой народных инструментов этого института, с 1977 г. — профессор); заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Перу Ю. Шишакова принадлежат многочисленные произведения в самых разнообразных жанрах: три симфонии (2 для симфонического, 1 для русского народного оркестра), оратория «Песни села Шушенского», произведения для фортепиано, арфы, ансамблей, вокальные сочинения и др. Особо значителен вклад Ю. Шишакова в музыку для русского народного оркестра и отдельных народных инструментов. Его творчество явилось существенным вкладом в репертуар балалаечников, домристов, баянистов, гусляров, а также различных ансамблей русских народных инструментов. Кроме того, Ю. Шишаков — автор ряда методических трудов, в том числе учебника по инструментовке для русского народного оркестра.

Власов Виктор Петрович (р. 1936)—композитор, педагог, исполнитель; окончил Львовскую консерваторию (1963; класс баяна М. Д. Оберюхтина); в настоящее время — и. о. доцента Одесской консерватории; автор музыки к кинофильмам и многочисленных оригинальных произведений и обработок народных мелодий для баяна.

Мясков Константин Александрович (р. 1921) — композитор, исполнитель; окончил Киевскую консерваторию (1952; класс композиции К. Ф. Данькевича); член Союза композиторов СССР (с 1958 г.); автор хоровых и инструментальных произведений, песен, а также многочисленных пьес для баяна, для трио и квартета баянистов, в их числе— два концерта для баяна с оркестром.

Лондонов Петр Петрович (1928—1981)—композитор; окончил Московскую консерваторию (1957; класс композиции Е. И. Месснера); на протяжении многих лет заведовал редакцией литературы для народных инструментов издательства «Советский композитор»; член Союза композиторов СССР с 1971 г.; заслуженный деятель искусств РСФСР (1978); автор произведений для оркестра русских народных инструментов, хора, фортепиано; для баяна написаны: Концерт для готово-выборного баяна с оркестром русских народных инструментов, Соната, полифонические пьесы, этюды, обработки народных песен и танцев.

Тимошенко Александр Афанасьевич (р. 1942) — композитор, педагог; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1971; класс баяна В. П. Кузовлева, факультативно занимался по композиции — у Ю. Н. Шишакова); педагог Воронежского института искусств; автор произведений для оркестра русских народных инструментов, для отдельных народных инструментов.

Сомкин Владимир Иванович (р. 1949)—исполнитель, композитор; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1974 г.; класс баяна Б. М. Егорова); музыкальный руководитель Ансамбля русской музыки, песни и танца «Лель» при Московской государственной областной филармонии; автор песен, произведений для баяна, для ансамблей и оркестра русских народных инструментов.

Паницкий Иван Яковлевич (р. 1906)—исполнитель, педагог; лауреат Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве (1939 г., I премия); заслуженный артист РСФСР (1957); один из первых баянистов, которые своей неутомимой творческой деятельностью способствовали утверждению баяна в качестве полноправного сольного инструмента академической концертной эстрады; автор первых высокопрофессиональных обработок русских народных песен, а также многочисленных транскрипций для баяна.

Дербенко Евгений Петрович (р. 1949)—композитор, педагог; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1973 г.; класс баяна А. Н. Гуся; факультативно занимался по композиции у Ю. Н. Шишакова); преподаватель по классу баяна в Орловском музыкальном училище (с 1974 г.); автор произведений для оркестра русских народных инструментов, ансамблей и отдельных народных инструментов.

Наймушин Юрий Николаевич (р. 1948)—композитор; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1973; класс баяна А. Е. Онегина); окончил Московскую консерваторию (1978; класс композиции С. А. Баласаняна); в 1984 г. окончил аспирантуру по композиции в ГМПИ им. Гнесиных в классе профессора Н. И. Пейко; член Союза композиторов СССР с 1982 г.; автор симфонической и хоровой музыки, произведений для духового оркестра, для оркестра русских народных инструментов, для отдельных народных инструментов.

Гридин Виктор Федорович (р. 1943) —исполнитель, дирижер, композитор; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1982 г.; класс баяна В. П. Кузовлева); солист и главный дирижер оркестра Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия»; заслуженный артист РСФСР (1980); автор произведений для оркестра русских народных инструментов, для гитары, а также пьес и обработок народных мелодий для баяна.

На Юн Кин Александр (р. 1954)—исполнитель, композитор; окончил ГМПИ им. Гнесиных (1979 г.; класс баяна Ю. Т. Акимова и А. А. Суркова); солист оркестра Государственного академического русского народного хора РСФСР им. Пятницкого; автор пьес и обработок народных мелодий для баяна.

Курмангазы Сагырбаев (1806 [1818?] —1879 [1889?]) — казахский народный композитор, исполнитель на домбре, прославился как автор инструментальных пьес для домбры (кюи); кюи Курмангазы были программными по замыслу, отражали подлинную жизнь казахского народа. Творчество Курмангазы оказало огромное влияние на развитие музыкальной культуры Западного Казахстана. Кюи исполняются на народных инструментах, в переложении для симфонического и народного оркестров, фортепиано, скрипки, хора и др. Обработка для баяна пьесы «Адай» выполнена лауреатом международного конкурса, педагогом Алма-Атинской консерватории Гайсиным Анатолием Мубаряк-зяновичем (р. 1952).

М. Имханицкий, Ф. Липс