Пятипальцевая аппликатура на баяне
правая клавиатура
А. Полетаев
"Советский композитор", 1962г.
содержание:
ОТ АВТОРА
Основой для данной работы послужил дипломный реферат «К вопросу об овладении
техникой игры на баяне пятью пальцами», защищенный автором в июне 1959
г. на кафедре народных инструментов Московского государственного музыкально-педагогического
института им. Гнесиных.
Предлагаемая аппликатура основных технических формул (гаммы, аккорды и
их обращения, длинные арпеджио), разработанная автором на основе личного
опыта, систематизирована с учетом применения всех пяти пальцев правой
руки. К настоящему времени эта аппликатура уже получила известное распространение
и используется на практике отдельными баянистами-профессионалами. Она
может представлять интерес для педагогов по классу баяна в музыкальных
школах, училищах и высших учебных заведениях, а также для баянистов-исполнителей
как профессионалов, так и участников художественной самодеятельности.
Считаю своим долгом выразить горячую благодарность старшему преподавателю
института им. Гнесиных композитору Чайкину Н. Я. за помощь, оказанную
им при написании этой работы, а также выразить признательность В. М. Бонакову,
отдельные замечания которого учтены в настоящей работе.
Автор надеется, что данная аппликатура может быть положена в основу будущей
школы игры на баяне пятью пальцами.
А. Полетаев
О ПЯТИПАЛЬЦЕВОЙ АППЛИКАТУРЕ
В настоящее время уровень профессионального исполнительства на баяне довольно
высок; на баяне исполняются все более сложные по содержанию и фактуре
музыкальные произведения. Это заставляете свою очередь искать новые технические
приемы и решения, требует перехода к более высокой ступени исполнительского
мастерства. Наряду с этим совершенствуется конструкция инструмента; готово-выборный
многотембровый баян последней конструкции представляет собой сложный инструмент,
на котором возможно решение значительных художественных задач. На современном
этапе исполнительства на баяне технические средства старой школы, базирующейся
на использовании в игре только четырех пальцев правой руки (без большого),
становятся недостаточными, и в связи с этим появляется необходимость постоянного
применения большого пальца, т. е. игры всеми пальцами.
В качестве примера можно привести целый ряд сочинений из современного
репертуарного фонда баяниста, неисполнимых из-за сложности музыкальной
фактуры без участия большого пальца. Бесспорная необходимость игры пятью
пальцами возникает в следующих случаях.
Избранные произведения
для готово-выборного баяна
составление и переложение А.Полетаева
"Музыка", 1971г.
номер 6837
содержание: