В. Бубен - Теория и практика обучения игре на аккордеоне

ПОСОБИЯ

Ноты, пособия, самоучители - скачать

 

 

2.5. Чтение нот с листа

 

 

Чтение нот с листа, подбор по слуху, транспонирование и импровизация является важным аспектом обучения учащегося игре на аккордеоне, «Чтение нотного текста с листа - это спонтанное, без предварительного разучивания исполнение музыкального произведений по нотам» дает в своем исследовании данного вида музыкально-исполнительской деятельности А. Ковалев [51, с. 27]. Выдающийся музыкант педагог Д. Ойстрах настоятельно рекомендовал один день в неделю цели ком отводить проигрыванию новой, незнакомой музыки, то есть чтению листа. К сожалению, на практике в учебном процессе таким рекомендациям не всегда уделяется достаточно внимания. Можно выделить две основные причины. Первой из них является стремление педагогов максимально уделить внимание запланированной программе, тщательно ее отработать за счет «второстепенных», других видов музыкально-исполнительской деятельности. Вторая причина заключается в недостаточном знании методики чтения с листа, игры по слуху, транспонирования и импровизации. Поэтому прежде, чем приступить к этой работе, настоятельно рекомендуем углубленно изучить сущность и методику развития этих навыков.
Чтобы процесс чтения нот с листа был осознанным, ему должна предшествовать подготовительная работа, в результате которой ученик) необходимо выработать навыки быстрого узнавания нот на нотоносце и такого же быстрого нахождения соответствующих клавиш на инструменте. Для начала чтения нот с листа, игры их правой рукой достаточно хорошо знать ноты в объеме двух октав: первой и второй, а также и длительности нот до восьмых. Материал для начального чтения нот с листа должен отвечать следующим требованиям: мелодии должны быть вписаны в тональностях До мажор и ля минор без случайных знаков альтерации (возможно лишь их эпизодическое появление); отличаться Простейшей ритмической организацией; поступательным движением (без Каких-либо скачков), использованием основных штрихов; исполнением в умеренных темпах. На таком учебном материале ученик сможет решать Одну из важнейших задач чтения с листа: научиться играть не отдельные Ноты, а группы нот, объединенные мотивом, со своим ритмическим рисунком. Этот процесс не простой и довольно длительный. Параллельно с выработкой навыков чтения нот с листа мелодии следует вести работу по чтению нот с листа аккомпанемента к этой мелодии.
Контроль качества чтения нот с листа у аккордеониста осуществляется на основе сравнения полученных в данный момент результатов с тем общим, который был им задуман. Ориентировочная реакция у него должна проявляется в непрерывном поиске выбора движений в соответствии со своими исполнительскими возможностями. Поиск происходит на основе музыкально-слуховых представлений во взаимосвязи с двигательно-аппликатурными представлениями, которые создают оптимальную основу и определенную настроенность в движениях. Этот процесс позволит учащемуся заранее выбрать определенный тип движений, соответствующий предварительно поставленной цели, для достижения необходимого качества звучания.


Слуховая программа действий, контролирующая звуковой результат, способствуют своевременному налаживанию соответствующей координации между музыкально-слуховым представлением и исполнением. Музыкально-слуховые представления (звуковой образ) - это своеобразная модель будущего, от которой исходит вся дальнейшая двигательная программа, поэтому важно работать с учениками над тем, чтобы в его сознании сложились совершенно ясные звуковые представления исполняемой музыки.
Г. Гинзбург писал, что на первых порах знакомства с произведением он не стремится к максимальной его точности, а представляет себе то, что должно получиться [24, с. 1731. Аналогичным образом описывает данный процесс М. Гринберг: «Прежде всего, я знакомлюсь с тем, что играю, в смысле содержания, общего замысла, ищу черты образа. Следовательно, я не начинаю учить, я просто играю - с фальшивыми нотами, грязью, чтобы только представить себе, чем это должно стать» [24, с. 173]. Э. Гилельс также отмечал, что «очень важно ощутить всю вещь целиком.» [24, с. 173]
Качественное воспроизведение музыкального материала, связано о
звуковыми представлениями, что способствует возникновению правильных и рациональных игровых движений. Поэтому исполнение музыки
должно рассматриваться в отдельности от них, иначе формировании навыка чтения нот будет осуществляться механически: Звуковой результат воплощения должен быть не предметом пассивного созерцания, средством активного воздействия на совершенствование и видоизменение замысла исполнителя» [118, с. 82]. Соответственно «музыкальный замысел» и «звуковой образ» лежит в основе в процесса освоения чтения
нот, поэтому и играет определяющую роль в формировании этих навыков
Е. Эфрусси по этому поводу пишет, что необходимо стремиться к тому, чтобы не "когда-нибудь", "но может быть", а с самого первого момента работы над исполнением произведения звуковой образ помогая исполнителю и стимулировал его действие» [118, с. 88].
А. Готлиб связывает качество освоения навыков чтения с листа организацией процесса обучения учащихся игре на музыкальном инструменте, а также отношением к данному виду музыкально-исполнительской деятельности. «Обычно не умеют читать с листа исполнители, воспитан ные педагогами, стремящимися только «отделать» заданную программу i ставящие превыше всего успешность немногих зачетных выступлений! [33, с. 105]. О том же пишет С. Е. Фейнберг, указывая, что исполнителе отдающий много сил только твердому, окончательному заучивании заданной программы «не привык культивировать умение непосредствено читать с листа». В прежние времена эта способность была неотъемлемым качеством пианиста» [107, с. 103-104]. В музыкально-исполнительской практике встречаются примеры, когда осуществляется неверный подхода заучиванию музыкального произведения. С самого начала ученики стараются непременно выучить на память только ноты, текст, а только потом лишь работать над его художественно-образным содержанием. При там методе работы у ученика отсутствует музыкально-слуховые представления о конечном звуковом результате произведения, что приводит к тем недостаткам, которые обычно мы наблюдаем в практике обучения.

Интересны исследования Т. Г. Егорова по поводу чтения вообще; согласно которому рассматриваемый процесс основан не на повторении заучивании, а на «смысловой» логической догадке. «Опытный чтец, - отмечает Т. Г. Егоров, - следит прежде всего за развитием мысли автора и уже под этим углом зрения воспринимает слова текста». При этом: «Глаза. движутся не только вперед, но иногда и назад (обратные движения или регрессии); само движение осуществляется в виде быстрых скачков от одной точки фиксации к другой. Количество точек фиксации глаз, как правило, не соответствует количеству не только букв, но и слов в тексте» [43, с. 5]. Обратные движения глаз возникают тогда, когда восприятие не получает законченности и появляется необходимость вернуться к прочитанному. В этом проявляется одна из особенностей процесса чтения с листа, выражающаяся в том, что «чтение не есть простое присоединение, склеивание, так сказать, слов читаемого текста друг с другом.» [43, с. 6].
Приведенные высказывания имеют прямое отношение к выработке навыков чтения нот с листа, расширение диапазона которых осуществляется по разным путям: развитие чувства ритма как важного условия для чтения с листа; с помощью аккомпанемента; разграничения различных видов и форм чтения.
В. И. Шарабуров в своем исследовании выделяет основные компоненты, необходимые для воссоздания музыкального материала в процессе чтения нот с листа. «Мы принимаем во внимание степень точности и полноты, с которой воспроизводится исполняемый текст. Говоря о полноте его воссоздания, следует учитывать такие компоненты:

• временные характеристики (темп, метро - ритм);
• строение вертикали (фактура, ткань);
• характер произнесения (динамика, образно-содержательные штрихи и нюансы)» [112, с. 61].
В функциональном отношении чтение нот с листа является сложным музыкально-исполнительским процессом, в котором в едином комплексе объединяется одновременное выполнение исполнителем различных действий и операций.
А. Ковалев пишет, что «эмоционально-образное мышление выстраивает логическую «цепочку»: отзвучавший материал - актуальное звучание - перспективное звучание, которое и является механизмом их сцепления». Важную роль при этом выполняет внимание учащегося. В этом процессе, отмечает автор, «оно выполняет три основные функции:
1) избирает значимые для оперативного исполнения комплексы музыкального материала;
2) удерживает отзвучавший материал в кратковременной памяти;
3) контролируют и корректируют деятельность идеомоторного акта» [5 с. 27-28].

Одной из основных задач по чтению нот с листа заключается в то) чтобы, исходя из реального уровня общемузыкального развития студентов, найти эффективный путь, обеспечивающий достижение шложитеш ных результатов работы в классе аккордеона за короткий срок обучении. Как справедливо утверждает А. Ковалев, в «психологическом rmai скорость и качество чтения нот с листа зависят от:
• быстроты и полноты восприятия нотного текста;
• быстроты двигательных реакций и степени их адекватное поступившим перпецтивным сигналам;
• степени распределяемости внимания;
• способности логически предвидеть перспективу развития музыкального материала, т. е. способности к антиципатии;
• того, насколько тесно кореллируют между собой зрительные (перцетивные), слуховые и двигательные представления» [51, с. 28]. Формировать исполнительские навыки по чтению нот с листа
начальном этапе обучения можно по следующим направлениям: разборе текста (I тип творческих заданий) и непосредственно чтение нот с лист специальных упражнений, пьес (II тип творческих заданий).
Разбор текста означает проигрывание его в очень медленном темпе знакомство с фактурой, с возможными небольшими остановками с целы тщательного просмотра текста.
Чтение с листа предполагает исполнение специальных упражнений а также пьес от начала до конца в темпе, без остановок, с возможностью некоторых упрощений, но при сохранении их характера. Поэтому да заданий второго типа (чтения с листа) необходимо подбирать музыкальный материал облегченного плана по фактуре изложения.
Очень важно отмечать для себя в новом тексте определенные ориентиры аккордеонной фактуры: «технические формулы», гаммообразные пассажи, арпеджио разных видов и т. п. Это во многом способствует формированию умений читать как бы «сквозь ноты», решать аппликатурные проблемы с помощью ранее приобретенных исполнительских навыков.

Важно также научиться читать ноты с листа «вслепую», так как этого требует «невидимость» левой клавиатуры аккордеона.
Цель чтения с листа заключается в формировании представлений о поэтических образах и идеях сочинения, которые постоянно двигают исполнителя вперед. В этом случае он всегда в определенной мере жертвует многими текстовыми частностями во имя главной цели. При объединении указанных заданий (повторяем, что это необходимо на первоначальном этапе обучения), мы добиваемся не только формирования навыков как таковых, но и живого исполнения в будущем.
Чтение нотного текста характеризуется взаимопроникновением сознания и подсознания, воли и автоматизмов, функционирующих внутри целеустремленного действия, которые позволяет предвидеть и предугадать их результаты. Для выработки умения предвидения и представления важно, чтобы в музыкальном материале трудности группировались с учетом степени сложности. Иначе говоря, при чтении с листа надо систематизировать материал так, чтобы на каждом последующем этапе он был уже знаком обучающемуся. Например, по пассажам или басовым ходам, выступающим в качестве связок на пути к преодолению все новых технических трудностей (здесь имеются в виду трудности различного характера - интонационного, ритмического и т. п.). В противном случае они (трудности), хотя и могут быть преодолены, но процесс чтения не будет выполнять своего назначения.

Действительно, формирование навыков по контурным очертаниям нотных структур (высоте и ритму) видеть последующие строения песни (на что была направлена наша методика) как бы освобождает от «абсолютной» расшифровки звуков по их местонахождению на нотоносце. Ведь достаточно увидеть нижний звук (по вертикали) какой-нибудь аккордовой последовательности, чтобы интуитивно разложить остальные звуки по относительному расстоянию между ними. Это справедливо и по отношению к видению гаммообразных пассажей, арпеджио разных типов, скрытого хода аккомпанемента в тексте и т. д. В этом плане важную роль играет музыкально-теоретическая подготовка, в результате которой ученик сможет «логически предугадывать перспективу развития музыкального материала» [51, с. 28]. В определенной мере этому успеху сопутствует и умение делать купюры, которые не только возможны, но и необходимы при чтении пьес с листа Но при этом важно знать, где и что можно сокращать. Таким образом, предвидение и предслышание, умение разглядеть что впереди, и принять соответствующее решение, например, пропусти второстепенное, сосредоточив внимание на главном, все это создает предпосылки к успешному чтению пьес с листа. Важным условием достижения качества чтения нот также является накопление «слуховых двигательных представлений, которое создает возможность оперирования не по отдельным нотам, а их комплексами и конструкциями» [51, с. 28].

В музыкально-исполнительской деятельности ученику приходиться сталкиваться с чтением нот и гармонических цифровок. Наиболее часта этим видом деятельности приходиться заниматься при работе с аккомпанементами, переложениями популярной и джазовой музыки, подбором на слух, импровизации и др. В современных изданиях для аккордеона существуют разные системы буквенного обозначения басов и аккордов (прил. 9). Умение чтения с листа буквенных обозначений гармонии способствует формированию всех видов музыкально-исполнительской деятельности: подбору на слух, импровизации, развивает гармонический слух.
Таким образом, в процессе обучения учащегося игре на аккордеоне
необходимо знать теорию и практику освоения данного вида музыкальней
исполнительской деятельности для достижения уверенного и качественного,
результата.