В. Бубен - Теория и практика обучения игре на аккордеоне

ПОСОБИЯ

Переложение

Ноты, пособия, самоучители - скачать

 

 

2.6. Подбор по слуху

 

 

Развитие навыков «подбор по слуху» следует осуществлять на всех этапах обучения в школе. В исполнительской практике данный вид деятельности называют «игра по слуху». А. Ковалев дает следующее определение данному феномену: «Подбор музыки по слуху - это воспроизведение на инструменте наиболее характерных элементов музыкального произведения, не исполнявшегося ранее по нотам или основательно забытого на основе, музыкально-слуховых представлений» [51, с. 32].
Начинать работу целесообразнее с подбора самых простых мелодий в пределах терции. Чтобы подобрать услышанное, важно определить с какого звука начинается песня. Начальное ограничение мелодии тремя ступенями позволяет лучше и быстрее запомнить и воспроизвести услышанное. Ученик должен спеть мелодию и указать направление движения голосов вверх или вниз, а также простучать ее ритмический рисунок Ясность и точность слуховых, представлений дает возможность успешно реализовать услышанное на инструменте. В зависимости от успехов ученика следует постепенно расширять звуковой диапазон мелодии, усложнять ритмическую структуру.

В. Глубоченко и В. Савицкий в функциональном плане процесса подбора музыки по слуху рекомендует условно разделить его на три последовательных этапа:
• «возникновение слуховых представлений в процессе восприятия или припоминания музыки;
• удержание этих представлений в памяти;
• реатизация слуховых представлений на инструменте посредством слухо-моторных связей» [30, с. 26].
В психологическом плане в «основе развития слуховых представлений лежит целостный процесс вашриятия музыки, единстве эмоционального и рационального» [30, с. 27]. В формировании музыкально-слуховых представлений важную роль играет музыкально-теоретическая подготовка. Соответственно развивается музыкальная память, логическое мышление, внимание.
Качественная реализация слуховых представлений посредством слухо-моторных связей находится в прямой зависимости от развития исполнительской техники игры на инструменте.
Для успешного развития навыков подбора музыки на слух А. Ковалев определяет три основные задачи, которые учителю необходимо решать в процессе обучения учащихся данному виду музыкально-исполнительской деятельности:
• Всестороннее формирование у студентов музыкально-слуховых представлений, расширение и обогащение их слухового опыта и теоретического багажа.
• Развитие основных видов музыкальной памяти, главными из которых в данном контексте необходимо считать эмоционально-образный и ассоциативный ее виды.
• Формирование и развитие слухо-двигательньгх представлений [51, с. 33]. Таким образом, решение поставленных задач, в процессе которых осуществляется развитие слуховых представлений, музыкальной памяти и слухо-моторных связей, позволяющих реализовать эти представления, является основным направлением в формировании навыка подбора музыки по слуху.
В процессе подбора музыки на слух ученикам приходится сталкиваться с проблемой создания аккомпанемента Очень важно, чтобы учение получил знания о специфических особенностях конструкции левой клавиатуры аккордеона о целесообразности их использования при подборе аккомпанемента по слуху для заданных мелодий при помощи основных гармонических функций: Т (тоника), S (субдоминанта) и Д (доминанта). Исполнительская
«формула» аккомпанемента для всех тональностей остается постоянной, поэтому задача подбора гармонического сопровождения на аккордеоне значительно облегчает формирование и развитие навыков игры по слуху в целом. На начальном этапе обучения подбора музыки по слуху, лучше
ограничиваться музыкальным материалом с четвертными и восьмыми длительностями: это позволяет более свободно находить гармонию. Перед непосредственным подбором можно давать обучающимся письменные задания. Смысл их заключается в том, что ученику предлагается записать нотами музыкальный материал с помощью

инструмента. Это главное отличие выполнения данного задания традиционных музыкальных диктантов по сольфеджио. Выше отмечалась значимость музыкально-теоретической подготовки учащегося для успешного, выполнения данного вида деятельности. Следовательно межпредметным связям учитель музыки всегда должен уделять должное внимание.
В процессе формирования навыка игры по слуху, учащимся важно правильно научиться определять гармонические последовательности. Поэтому, после того как они распознают основные звуковые гармонически сочетания (Т, S, Д), им можно давать более сложные творческие задания педагог играет мелодию правой рукой, а ученик на аккордеоне подбирает аккомпанемент (исполняет партию левой руки), после чего они меняются ролями. Затем обучающийся исполняет (подбирает) мелодию с аккомпанементом двумя руками, а педагог по ходу исполнения делает корректуру. Если ученик не может сразу определить и назвать функциональные цепочки гармонических последовательностей, то они анализируются по нотному тексту.

Подбор по слуху является также эффективным методом развити музыкально-слуховых представлений. При этом исполнитель сначала может пропеть мелодию или сразу же подобрать ее на инструменте. Подбирая мелодию, он непроизвольно внутренне ее пропевает, так как вокализ является проявлением представлений. Пение в данном случае активизируй необходимое для исполнителя взаимодействие слуховой и моторной памяти Поэтому, независимо от вида музыкальной деятельности, которой занимаете] учащийся (особенно на начальном этапе обучения), оно всегда будя полезным. Но на последующих этапах работы над музыкальным произведением этот процесс необходимо варьировать.
Использование теоретических знаний в различных их сочетаниях и одновременно непосредственный подбор по слуху на инструменте (по раскрытым выше направлениям) должны постоянно чередоваться и выстраиваться в четко-определенную систему, очень важную для учащихся в процессе их самоподготовки. Например, теория овладения принципами создания аккомпанемента, гармоническими исполнительскими «формулами» должна сочетаться с подбором и оперированием данных гармонических функций на примере несложных пьес, упражнений. Известно, что музыкальная форма также является своеобразной «формулой» как для создания музыкального произведения, так и для его исполнения. Особенно это ярко выражается в танцевальной музыке (танго, вальс, полька, румба и т. д), где размер, темп, ритм, гармонические обороты, форма имеют много общего, закономерного. Поэтому, если ученик будет теоретически ознакомлен с характерными особенностями, структурой музыкального материала, на практике, при помощи специальных упражнений, он без большого труда сможет подбирать на слух похожие по строению и форме музыкальные произведения (прил. 10).
Игра по слуху на основе «развертывания» гармонических функций: Т, S, Д и их обращений по горизонтали с проходящими звуками и отклонениями является основой для освоения навыков транспонирования и импровизации.