Н. Давыдов - Теоретические основы мастерства баяниста

Ноты для баяна

ПОСОБИЯ

В пособии освещен широкий круг вопросов, связанных с теорией исполнительства, методикой преподавания игры на баяне, становлением мастерства баяниста: интонационно-выразительные возможности инструмента, специфика исполнительского мышления музыканта, комплексный характер художественной техники, воспитание исполнителя.
Издание имеет поисковый характер в области теории педагогического и исполнительского мастерства. Печатается в авторской редакции.
Книги для студентов и преподавателей музыкальных училищ, консерваторий, вузов искусств и культуры.

 

 

Скачать книгу
Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (акордеониста)
Давыдов Н.
2006г.
(DjVu, 2.75 Mb)

содержание:

 

Об авторе

О КНИГЕ
Предлагаемая вниманию уважаемого читателя книга обобщает многолетний исполнительский и педагогический опыт ее автора - доктора искусствоведения, профессора - ДАВЫДОВА Николая Андреевича.
Ценность книги в том, что в ней отражен качественно новый уровень исполнительского искусства баяниста, достигнутый в последние полтора-два десятилетия. Его рост стимулировался реконструкцией баяна в так называемый готово-выборный многотембровый концертный инструмент и выдвижением талантливых композиторов, создающих художественно значительные произведения для современного баяна.

Расцвет баянного исполнительства поднял его на уровень, сопоставимый в известной мере со скрипичным, органным или фортепианным исполнительством. Однако, если по истории, теории и методике игры на классических музыкальных инструментах насчитываются по меньшей мере десятки, а в мировой практике - сотни обобщающих работ, то для их пересчета в области баянного исполнительства хватит пальцев одной руки.

Достигнутый в наши дни уровень развития исполнительского искусства баянистов столь высок, что ему уже не соответствует традиционное содержание и организация знаний в этой области, их разрозненность, неполнота, нередко преобладающая технологическая, рецептурная направленность, известная замкнутость, изолированность от других областей знания и исполнительского творчества. В этой ситуации книга Н. А. Давыдова не просто актуальна. Она злободневна, так как в ней преодолевается упомянутое несоответствие включением баянного исполнительства в общую систему музыкально-исполнительского искусства в целом, где все виды исполнительства (фортепианного, струнно-смычкового, на духовых и др. инструментах) предстают как смежные с искусством баянистов.
Обращаясь к методике и технике игры на фортепиано, скрипке и других инструментах, а также к психологии, музыкальной акустике и теории музыки, автор книги считает недопустимым автоматическое распространение или механический перенос опыта смежников на баянное искусство. Н. А. Давыдов взял из этого опыта лишь то самое ценное, что является общим для всех областей исполнительского искусства, либо то, что не противоречит специфике баяна. Существеннейшая сторона баянного исполнительства и специфическая особенность баяна видится автору в близости рук к клавиатуре, неразрывном контакте с ней, погруженности их в клавиатуру, экономности движений.
В книге неоднократно говорится о недостаточной связи баянистов со смежными областями, что их часто интересует преимущественно исполнительская специфика именно их деятельности, в то время, как баянист, знакомый, скажем, с композиторской техникой, лучше разбирается в строении музыкальных произведений, самостоятельно находит верное истолкование фактурным и другим выразительным средствам.

К важнейшим вопросам, требующим немедленного своего рассмотрения, автор правильно относит: определение специфики исполнительской трактовки средств музыкальной выразительности; выявление специфических аспектов музыкально-исполнительского мышления и интонационной выразительности баяна; теоретическое обоснование механизмов адекватного интонирования исполнителем структурных элементов музыкальных произведений; разработку концепции художественной техники баяниста; обоснование соавторской природы исполнительского искусства и прочее.
Вызывает глубокое удовлетворение добротная научная проработка автором предмета своего исследования - теории формирования исполнительского мастерства. На основе главной посылки асафьевской теории интонации - проведен объемный и глубокий анализ закономерностей исполнительского искусства на баяне. Автор адекватно компонует эти закономерности по трем направлениям: «интонационно-выразительные возможности баяна» (I гл.); «исполнительское интонирование музыкального смысла» (II гл.); «составные элементы художественной техники баяниста» (III гл.).
Несомненно, что автор на более высоком уровне спирали исследований вышел на знаменитую «нейгаузовскую» триаду: инструмент-произведение-исполнитель. В развитии последнего компонента триады талантливо написана IV глава книги - «Воспитание исполнителя».
Нельзя не согласиться с тем основным кругом вопросов, на котором Н. Давидов особо останавливает свое внимание. Это, прежде всего, вопросы специфики инструмента и закономерностей артикулирования на нем; вопрос взаимоприспособления художественно-выразительных возможностей баяна и музыкально-игровых движений (как процесса становления художественно-исполнительского мастерства).
Во-вторых, это вопрос специфики исполнительского мышления музыканта, оперирующего не только категориями общего музыкального мышления, но и частными (специфическими инструментально-исполнительскими) - такими, как тембр, артикуляция, агогика, динамика (в широком понимании слова).
В-третьих, вопрос о комплексном, синтетическом характере художественной техники, допускающий эквивалентную взаимозаменяемость исполнительских средств выразительности. И, наконец, вопрос о построении целесообразных психо-физических микродействий музыканта как первоосновы дальнейшего целесообразного развертывания на мезо- и макроуровнях, вместе отражающих характер целесообразной художественной техники.
Ценность найденных автором ответов трудно переоценить. Он, без преувеличения, широко «открывает двери» к «секретам мастерства» самым широким слоям исполнителей, в том числе и на смежных для баяна музыкальных инструментах.

Удача автора в работе над рассматриваемой проблематикой обусловлена тем, что он не ограничился только теоретическими поисками, но также широко использовал лабораторный и эмпирический эксперимент. Так, под его руководством была организована экспериментальная лаборатория, исследующая проблемы формирования исполнительского мастерства баяниста. Ее плоды видны в кандидатских диссертациях и публикациях: Ю. Бая, Н. Врояко, В. Билоус, Л. Матвийчук, В. Князева, В. Шарова, Г. Шахова. Указанные авторы под руководством Н. Давыдова создали фундаментальные обоснования по главным составным частям исполнительского искусства: инструмент (В. Шаров), моторика инструменталиста (Ю. Бай), слух баяниста и его специфика (Г. Шахов), психотехника (В. Билоус).
Солидный «живой» материал, предлагаемый вниманию читателей книги, составляет личный научный и эмпирио-педагогический опыт автора. В ходе многолетнего исследования проблемы им исполнено 17 концертных разностилевых программ, подготовлено более 100 высококлассных исполнителя, среди которых 39 лауреатов международных и республиканских конкурсов, большинство из которых удостоены первых премий, Гран-при, заслуженные артисты и деятели искусств Украины, профессора, кандидаты наук, доценты.
С точки зрения будущего баянного исполнительства авторская идея открытости, проводимая красной нитью через всю книгу, весьма ценна и принципиальна. Н. А. Давыдов не склонен абсолютизировать свои практические рекомендации, разработанные на основе новых, оригинальных и интересных теоретических положений. Эти и многие другие достоинства предлагаемой книги вселяют уверенность в том, что она станет такой же настольной книгой у баянистов, как, скажем, книга Г.Нейгауза у пианистов, тем более, что фундаментальных работ, подобных книге Н.А.Давыдова, у баянистов почти нет.
А. И. РОВЕНКО, доктор искусствоведения, профессор
Ю. Н. БАЙ, кандидат искусствоведения, профессор


Скачать пособие Скачать учебник