Н.Давыдов - Теоретические основы исполнительского мастерства баяниста (акордеониста)

ПОСОБИЯ

Посвящается супруге Лидии

 

 

ОТ АВТОРА

 

 

Теория формирования исполнительского мастерства баяниста, как и само это искусство, сравнительно молоды.
Гармоника, возникшая в начале прошлого столетия и бытовавшая в народном музицировании как любительский инструмент, была реконструирована в баян на рубеже XIX-XX веков. Современная реконструкция последнего в готово-выборный многотембровый концертный инструмент в основном закончилась лишь в 60-х годах XX столетия.
Известно, что профессиональное обучение на баяне в музыкальных учебных заведениях (школах, техникумах, вузах) началось в 20-х годах, а вузовская методика сложилась в целом уже в послевоенный период, причем наибольшее количество крупных методических и научно-методических работ приходится на 60-90-е годы.

Естественно, что начиная с первых шагов и до настоящего времени, баянная методика и теория исполнительства пользуются обильными плодами ранее сложившейся общей музыкальной теории и методики в смежных областях музыкального исполнительского искусства, обобщивших исторический опыт всеобъемлющей музыкальной практики.
Теория баянного исполнительства еще не отделилась в самостоятельную область знания. Ее данные разбросаны по многочисленным методическим пособиям, статьям и отдельным исследованиям. Ощутим дефицит научно-теоретического анализа процессов и явлений при описании многих сторон исполнительства. Исключения составляют ряд проблем, уже получивших оптимальное освещение в кандидатских диссертациях, как, например: «Теоретические основы совершенствования внутренней структуры музыкально-игровых движений баяниста» Ю. Бая [45]; «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» Г. Шахова [167]; «Современные принципы баянной аппликатуры» Ю. Ястребова [175]; «Становление интонационного стиля искусства гармоники-баян» В. Чабана [157]; «Методика преподавания игры на баяне» И. Алексеева [2]; «Теоретические основы переложения инструментальных произведений для баяна» Н. Давыдова [15]; в монографиях «Основы формирования исполнительского мастерства баяниста» Н. Давыдова [68]; «Искусство игры на баяне» Ф. Липса [98]; «Ансамбли и оркестры гармоник» Е. Максимова [95]; «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне» и «Очерки о работе в ансамбле баянистов» Н.Ризоля [132, 138]; «Методика работы баяниста над полифонией» и «Приемы исполнения штрихов на баяне» В. Власова [53, 54].
В русле темы «Формирование исполнительского мастерства баяниста» интерес представляют, в первую очередь, названные диссертационные работы и монографии, посвященные научному анализу конкретных проблем становления, совершенствования исполнительского мастерства и развития музыкальных способностей, а также ряд очерков об артикуляции и штрихах на баяне, например, В. Власова [53] и Б. Егорова [18], и статьи по различным вопросам техники игры на баяне: Ю. Акимова [38, 40], В. Галактионова [56], П. Гвоздева [59, 60], А. Дудника [69], Л. Колесова [80], А. Крупина [89], В. Моисеева [103], В. Мотова [106-108], М. Оберюхтина [115, 116], В. Семенова [139, 140], И. Яшкевича [177, 178] и др.
Проблематика, непосредственно связанная с формированием исполнительского мастерства баяниста, в специальной литературе освещается преимущественно в рамках методики преподавания, а не теоретического обоснования.
Таким образом, теория баянного исполнительства в настоящее время находится в стадии собирания, обобщения и осмысления методического опыта, сравнивая его с данными в смежных областях исполнительского искусства.

Актуальной задачей является построение системы знаний, составляющих основу целостной теории формирования исполнительского мастерства баяниста как составной части общей теории музыкально-исполнительского искусства. Настало время обобщить огромный пласт музыкально-исполнительского специфического опыта в единой теоретической системе сформированных закономерностей, понятий, терминов, научно обоснованных принципов и критериев формирования исполнительского мастерства баяниста с целью интенсификации исполнительской и педагогической практики, дальнейшего повышения уровня художественной культуры в этой области.
Тема книги ограничена задачей формирования исполнительского мастерства баяниста и не претендует на освещение широкого спектра проблематики общей теории интерпретаторского исполнительского искусства, хотя и опирается на ее методологические основы.
В связи с такой постановкой цели каждый раздел книги содержит два аспекта: теоретическое обоснование причинно-следственных связей и практические рекомендации. Действует сквозной принцип: «От практики - к теории и от теории - к практике», но на более высокой ступени методологического и теоретического осмысления.

Таким образом, избран тот аспект теории, который непосредственно выходит на методическую, исполнительскую и педагогическую практику.
Тема рассматривается на материале литературы по музыкальной теории, методике и практике исполнительского искусства как в своей специфической области, так и в смежных видах исполнительского искусства (главным образом - сольно-инструментального); на подробном исполнительском анализе структуры конкретных музыкальных произведений в заданной концепции; на обобщении личного и коллективного практического опыта в исполнительстве, в научно-методической и педагогической деятельности.

Тематический список опубликованной научно-методической литературы по баяну охватывает основной круг методических проблем, связанных с обучением игре на инструменте (см. библиографию).

В книге не было нужды касаться проблемы аппликатуры ввиду оптимального ее освещения в кандидатской диссертации Ю. Ястребова [175] и в ряде опубликованных работ: И. Алексеева, А. Полетаева, Н. Ризоля, В. Семенова [2, 126, 132, 139] и др.
В связи с тем, что предлагаемый труд является обобщением огромного исполнительского и педагогического опыта, прошу высказать отзывы, пожелания и критические замечания, которые будут с благодарностью учтены в дальнейшей работе.