Н.Давыдов - Теоретические основы исполнительского мастерства баяниста (акордеониста)

Глава І. ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА

ПОСОБИЯ

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

1. Средства музыкальной выразительности в исполнительском процессе

 

 

Активно воздействуя на слух и сознание, музыка способна выражать разнообразные нюансы человеческих переживаний, эмоциональные состояния, психические процессы и их динамику.
В музыке, как и в других видах искусства, решающая роль принадлежит не случайным, а художественным эмоциям. В художественных эмоциях «концентрируется социально-исторический опыт человеческих отношений» [29, с. 159]. Благодаря этому музыка апеллирует к чувствам, общим для всех людей, а также и к переживаниям отдельного человека, воспитывает художественно-эстетическое отношение к действительности, вдохновляет на созидательный труд, духовно объединяет людей на борьбу за осуществление прекрасных идеалов. Музыкальное искусство в определенной мере обладает также «гносеологическими возможностями» [29, с. 169].

Безграничны средства художественного выражения в музыке.
Отбор и использование выразительных средств в исполнительстве характеризует художественный аспект мастерства, которое нужно рассматривать не только как психофизическое действие, но и как явление подтекстовое, содержательное, насыщенное интонационным смыслом. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к главному предмету исследования, необходимо выяснить специфику использования и трактовки средств музыкальной выразительности и выразительных инструментальных (в данном контексте - баянных) средств в исполнительстве.
В каждом музыкальном произведении есть стороны, которые составляют первооснову для исполнительского осмысления и интерпретации. К ним обычно относятся мелодия в ее интонационно-ритмическом и ладовом единстве, гармония и структура произведения.
Мелодический и фактурный комплекс в музыке традиционного русла является главным выразителем идейно-эмоционального образа. В ней звуковысотный и ритмический факторы наиболее стабильны, сохраняемы в исполнительстве. Хотя в интерпретаторском искусстве даже эти средства модифицируются в пределах данного стиля или жанра (например, высотное интонирование на нетемперированных инструментах; агогические оттенки), тем не менее, интонационно-ритмическое и ладово-гармоническое единство мелодии необходимо рассматривать как исходное, во-первых, для определения художественной меры допустимых в том или ином стиле, жанре интерпретаторских отклонений, во-вторых, для выявления выразительных возможностей, «интонационности» музыкального инструментария и целесообразности тембральной характеристики конкретного звучания.
Но есть также и такие стороны, которые при исполнении могут видоизменяться, не искажая музыкального образа. Так, при сохранении мелодии неизменной вполне допустимо некоторое варьирование фактуры, динамики, тембра, штрихов.
Таким образом, средства музыкальной выразительности условно можно разделить на две группы:

I группа - относительно стабильные стороны музыки, которые не должны изменяться в процессе исполнения или редактирования нотного текста;
II группа - мобильные стороны музыки, которые могут в известных пределах изменяться в процессе интерпретации.

Необходимо учитывать два момента:
а) в индивидуально неповторимом музыкальном образе выразительные средства составляют единый комплекс, где каждое средство целенаправлено на создание определенного характера звучания;
б) каждое из исполнительских средств в одних музыкальных произведениях должно быть сохраняемо, в других может обладать подвижностью, изменяемостью в определенных пределах.
Этими двумя моментами объясняется условность принимаемого нами деления средств. Тем не менее, деление средств на две группы очень важно, так как их неодинаковая стабильность и изменяемость определяют важнейшие принципы подхода к использованию интонационно-выразительных средств и художественных возможностей баяна в музыкально-исполнительском искусстве.
Первая группа средств исторически и в контексте музыкального произведения обладает большей стабильностью, чем вторая, потому что ладовое мышление, метроритм, гармония как основа реалистической музыки вырабатываются и утверждаются в музыкальной практике на протяжении столетий. Обобщая «исторический опыт человеческих отношений», названные стороны музыки воплощают в себе «единство логически-понятийного и эмоционального значений» [29, с. 159]. Будучи организованы в определенную систему в контексте музыкального произведения, они составляют логически последовательную картину жизни музыкального художественного образа. Эмоции, возникающие как результат воздействия на слух и сознание человека мелодии, ритмического рисунка, архитектоники, гармонии и других средств, характерны тем, что, отражая последовательную картину развертывающегося во времени музыкального произведения и качественно изменяясь соответственно логике музыкального развития, приобретают смысловое значение. Художественные эмоции имеют обобщенный, относительно устойчивый характер.

Однако первая группа средств лишь основа для передачи эмоционально-логического содержания. Воплощение замысла может носить различные оттенки в зависимости от характера применения второй группы средств музыкальной выразительности.
Вариантное применение динамики, агогики, тембра, артикуляции и других средств способствует индивидуализации трактовки образа. Так, А. Рубинштейн в финале сонаты си-бемоль минор Ф. Шопена, изменив указанную автором нюансировку (вместо форте - пианиссимо), своим исполнением доказал правомерность иной, чем у автора, трактовки.
Но изменяемость названных средств воплощения имеет известные пределы, своего рода «зонную природу», выйдя за которую, исполнитель извратил бы образ. Если вступление к «Патетической сонате» Бетховена исполнить на одном оттенке звучания (например, пиано), оно потеряет идейно-эмоциональный смысл, вложенный в него автором. В первом случае мы говорим о творческом раскрытии музыкального художественного образа в разных аспектах, о правомерности творческой интерпретации, во втором - изменение лишь одного из средств воплощения, составляющих единый комплекс, приводит к созданию настроения, противоречащего музыкальному смыслу.

Таким образом, изменение соотношений компонентов фактуры, тембра, артикуляции, агогики, инструментовки и других мобильных средств также воздействует на эмоциональную сферу исполнителя и слушателя. Но особенность этих средств состоит в том, что с их помощью выражается не только идейно-смысловая суть произведения, но и интерпретаторское отношение исполнителя к произведению.
В зависимости от многих причин как объективного, так и субъективного порядка, исполнение может соответствовать предполагаемому авторскому замыслу и характеру произведения или противоречить ему.

Из сказанного вытекает:
1. Основной характер воспроизведения нотного текста в реальном звучании определяется относительной стабильностью средств музыкальной выразительности, условно относимых нами к первой группе.
2. Сотворческий характер интерпретации музыкальных произведений эстетически правомерен, благодаря относительной подвижности второй группы средств музыкальной выразительности, связанных с использованием интонационности музыкального инструментария в процессе технически совершенной актуализации идейно-эмоционального содержания в живом, одухотворенном звучании.