Глава І. ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА
Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
Мобильные стороны музыки есть область инструментального (вокально-хорового)
интонирования.
Композиторским средствам музыкальной выразительности соответствуют художественно-выразительные
средства воплощения музыкального содержания: тембровые и регистровые качества,
разнообразные технические возможности - фактурные, виртуозные, динамические,
артикуляционные, штриховые, тесситурные, аккордовые, полифонические и
др.
Совокупность художественно-выразительных возможностей музыкального инструмента
составляет его «интонационность». Уровень, качество интонационности инструмента
определяется его способностью более или менее приближенно имитировать
интонации человеческого голоса, что зависит во многом от специфики звукообразования
и исполнительского мастерства в звукоизвлечении.
Музыкальные инструменты, кроме специфики звукоизвлечения, отличаются тембром,
продолжительностью извлекаемого звука и характером протекания его динамики
на всем протяжении - от атаки до окончания, фактурными и виртуозными возможностями.
Общей для всех музыкальных инструментов есть их способность в той или иной мере передавать различный характер музыки. Так, мелодия в значительной степени предопределяет выбор инструментальных средств для ее воплощения. С другой стороны, характер применения инструментальных выразительных средств (тесситуры, тембра, штрихов) оказывает заметное влияние на характер самой мелодии. Благодаря различному действию инструментальных средств, одна и та же мелодия может быть представлена в разнообразных аспектах своего звучания: более или менее ясно на фоне сопутствующих компонентов фактуры; более или менее выразительно; в той или иной интерпретации: певуче, нежно, подчеркнуто, напряженно, резко; в виде непрерывно звучащей кантилены или точечно и т.д. Смена тембра дает различную окраску звучания в целом.
Стремясь к удовлетворению растущих музыкально-художественных запросов
и опираясь на достижения техники, человек в разные эпохи создает все более
совершенные музыкальные инструменты, улучшая их выразительные возможности
и увеличивая разнообразие. По мере совершенствования музыкального инструментария
сфера выражения в музыке постепенно расширяется, так как выявляются все
новые интонационно-выразительные, тембральные, фактурные, динамические,
штриховые и другие качества инструментов. Многообразие инструментария
в совокупности составляет тот арсенал средств, который способствует максимальному
выражению общечеловеческого содержания в музыке.
Баян - один из наиболее молодых инструментов, бурно вошедших в широкую
музыкальную практику лишь за последнюю половину прошлого столетия. Хотя
уже имеются солидные достижения в исполнительстве, в создании репертуара
и высококлассных образцов и конструкций самого инструмента, апробация
его художественно-выразительных достоинств в сфере большого искусства
продолжается. В частности, не завершен еще процесс усовершенствования
его тембрально-акустических качеств.
Художественная ценность баяна в системе разнообразных видов и уровней
музицирования становится очевидной при сравнении его объективных данных
с таковыми на других общепризнанных, классических
музыкальных инструментах.
Известно, что по конструктивному признаку - источнику звука - музыкальные
инструменты делятся на группы: ударные, духовые, струнные, язычковые,
электрические. Инструменты, относящиеся к разным группам, наиболее резко
отличаются своей спецификой, так как у них различны и источник, и способ
звукоизвлечения. Поэтому, например, струнный инструмент - скрипка и духовой
- кларнет - разнородны.
Внутри каждой из групп существуют подгруппы, например, деревянные, медные,
клавишно-духовые - в группе духовых инструментов и т.п. Инструменты, относящиеся
к разным подгруппам (например, скрипка и фортепиано), имеют общий источник
звука и отличаются способом звукоизвлечения. Такие инструменты можно считать
относительно однородными.
В свою очередь, внутри каждой подгруппы инструменты делятся на семейства,
например, семейство кларнетов (с его разновидностями), гобоев и т.д. Инструменты
одного семейства однородны, так как в основе своей специфики имеют общий
источник и общий способ извлечения звука.
Сходство характера звучания инструментов не всегда определяется общностью
специфики звукоизвлечения. Разнородные инструменты (например, орган и
баян) нередко имеют больше сходства по характеру звучания, чем однородные
(например, скрипка и контрабас). Пианист часто стремится достичь певучести
человеческого голоса, яркости клавесина, «серебряных колокольчиков» в
высоком регистре, «протяженности и глубины валторн» в низком и среднем
регистрах. В то же время во всех таких «подражаниях» рояль остается роялем
в его неповторимой темброво-акустической специфике, как и все другие инструменты,
и в том числе баян.
Таким образом, все музыкальные инструменты по своим выразительным качествам различны. Тем не менее, в процессе интерпретации музыкального содержания и выбора выразительных исполнительских средств необходимо искать и находить между инструментами связи, опосредованные через общие музыкально-эстетические закономерности и законы искусства в целом. Таковыми являются: интонационная природа музыки и пение как основа передачи музыкального содержания, взаимовлияние и взаимопроникновение вокального и инструментального начал. Именно на этой почве в исполнительской практике происходит «обогащение сферы искусства того или иного инструмента образами и выразительными средствами смежных областей музыкального творчества и исполнительства» [1, с. 46], раскрываются новые возможности, присущие специфике данного инструмента, а также в значительной мере стимулируется творческий поиск новых приемов звукопроизношения как один из важнейших факторов формирования исполнительского мастерства баяниста.
Такова общая теоретическая предпосылка, во-первых - для интонирования
на баяне музыки широкого круга стилей, эпох и жанров, во-вторых - для
утверждения художественно-эстетической правомерности репрезентации баяна,
как, впрочем, и других народных инструментов, в сфере серьезного музицирования
на большой концертной эстраде наравне с другими, классическими инструментами
и, в-третьих - для выявления сущности исполнительского мастерства.
Осмысление инструментальной специфики должно быть положено в основу всего
процесса формирования исполнительской художественной техники баяниста
Звук баяна происходит от колебания металлической
пластинки - «голоса» под давлением воздушной струи, подающейся в специальную
камеру при открытии клапана и соответствующем движении меха. Система механизма
от клавиши до клапана, открывающего доступ воздуха к голосам, сама по
себе не дает столь яркого впечатления непосредственного контакта исполнителя
со звуком, как на струнных или клавишно-струнных инструментах. Открытие
клапана - лишь необходимое условие появления звука.
Роль своего рода смычка опосредованно выполняет на баяне воздушная струя,
которая может подаваться мехом ровно, постепенно усиливаясь либо ослабляясь,
а также толчками самой различной силы и характера. От взаимодействия этих
двух факторов зависит реализация художественных намерений исполнителя.
Впечатление непосредственности контакта рук со звуковым источником должно
создавать исполнительское мастерство.
Особенность баянного звука как художественно-выразительного явления состоит
в полной и всесторонней подвластности исполнителю его динамики на всех
ступенях протяженности звучания: начало, продолжение, окончание. Выдержанный
тон может с любой интенсивностью постепенно усиливаться и ослабляться;
резко усиливаться и резко ослабляться; возможно бесконечное количество
тончайших филировок, акцентов, сфорцандо, динамических подъездов, опусканий,
вибраций.
При ровном ведении меха звуки разной высоты на баяне не одинаковы по силе.
Это объясняется различием размера и веса металлических пластинок - «голосов».
Чем ниже звук, тем он сильнее. Незначительное преобладание силы нижних
тонов над верхними специфично для общего звучания баяна. Степень этого
различия практически допустима: мелодические интервалы в быстром темпе
звучат ровно; чем движение медленнее, тем заметнее большая сила звучания
низких тонов. Логичность динамических соотношений в мелодических интервалах
регулируется исполнителем.
В зависимости от требуемого характера произношения звук баяна может иметь
бесконечное разнообразие атак и окончаний: от самых мягких, еле заметных
для слуха, вхождений и снятий до четких, жестких и даже резких.
Общее звучание баяна характеризуется протяженностью, полнотой и относительной уравновешенностью компонентов фактуры. Чистота и ясность артикуляции сочетается с подвижностью динамической шкалы. Невозможность выделить нужный звук из аккорда в момент атаки (как на фортепиано) компенсируется яркостью тонов, остающихся при снятии менее существенных голосов. Аналогичный прием используется скрипачами в аккордах, когда выдерживается два верхних звука, а нижние исполняются короче. Сочетание разнообразных штрихов с динамической гибкостью звука создает условия для выразительной и разнообразной нюансировки в одноголосных мелодиях, ясности голосоведения в полифонии, показа различных элементов фактуры.
Б.Асафьев ставит тембр в первый ряд факторов, имеющих важное значение
для восприятия характера музыки и в интонировании ее смысла. В выяснении
темброво-интонационных выразительных возможностей баяна в системе музыкального
инструментария, утвердившегося в практике, помогут небольшие сравнения.
Так, в основе тембра фортепиано лежит определенная частота колебания струны,
обогащенная обертонами. Различная дозировка и соотношение динамики аккордовых
тонов по вертикали в сочетании с педалью создают возможность модификации
тембра непосредственно в процессе исполнения. Богатейшими возможностями
видоизменения колорита звучания обладают струнные, особенно смычковые
инструменты. Этому способствуют различная окраска и полнота звука, свойственные
струнам, например, на скрипке - блестящая
звонкость струны ми, полнота и выразительность струны соль, менее яркое
звучание средних струн. Тембровое богатство скрипки определяется богатством
обертонов и акустическими свойствами инструмента, благодаря которым применение
штрихов, вибрации, флажолетов, сурдины и т. п. неизбежно вносит изменение
в окраску звучания, что и лежит в основе темброво-интонационного исполнительского
мышления в процессе интерпретации музыкальных произведений, а также способствует
распространению звука в акустической среде и слышимости скрипки в сочетании
с другими инструментами.
В основе тембра баяна лежит, как отмечалось, определенная частота колебания
металлической пластинки - «голоса». Ввиду небольшого размера звучащего
элемента невозможно заметное для слуха выделение обертонов. Обогащение
палитры звуковых красок, в отличие от фортепиано и скрипки, происходит
здесь, главным образом, путем конструирования готовых тембров: изменяющихся
от различной степени разлива между настроенными в унисон голосами, октавных
удвоений, утроений, пропусков средних октав; устройством специальных резонаторных
камер и, наконец, с помощью электроники.
Одни тембры имитируют звучание инструмента симфонического оркестра, например,
гобоя, кларнета, фагота, а также скрипки, контрабаса, фортепиано, органа,
другие - специфические, например, виброфон.
Таким образом, современный баян обладает значительным запасом тембровых
средств и потенциальных акустических возможностей, которые в полной мере
еще не раскрыты ни в композиторской, ни в исполнительской, ни в инженерно-конструкторской
изобретательской практике.
Тембр обычного баяна характерен чистотой и ясностью звучания во всех регистрах.
Гибкость динамики, яркость штрихов и ясность воспроизведения аккордики
на нем позволяет донести до слушателя интерпретаторские намерения исполнителя,
логику музыкального развития, интонационно-ритмическую организацию произведения.
Будучи относительно «нейтральным», он легко «приспособляется» к различной
по характеру музыке, и им можно пользоваться как в сольном исполнении,
так и в ансамблях, и в оркестре.
Колоритные оттенки на многотембровых баянах находятся в сфере окраски звучания обычного баяна. Переключение тембровых регистров не равнозначно смене инструментов в оркестре*. Смена колорита на баяне аналогична тембровым оттенкам на скрипке и фортепиано, и хотя по тонкости этих оттенков баян уступает скрипке, наличие готовых тембров представляет безусловную художественную ценность. Отличаясь по динамике от фортепиано, баян имеет много общего с духовными инструментами и со скрипкой. Общим с духовыми является продолжительность звука, динамическая гибкость на всем протяжении звучания, возможность различной атакировки и окончания, а также некоторое сходство тембра.
В гибкости динамической шкалы баян приближается
к скрипке. Уступая скрипке в насыщенности обертонами и сочности звука,
баян богаче гармоническими и полифоническими возможностями. Несомненно
родство баяна по фактурным возможностям с фортепиано, а по тембру он приближается
к органу. Уступая органу по силе, баян значительно превосходит его в гибкости
динамической шкалы и возможностью филировки звука.
Таким образом, по основным музыкально-выразительным качествам - динамике,
тембру, протяженности, характеру атакировки и окончания - звук баяна объективно
удовлетворяет требования музыкально-художественной практики. На баяне
возможно произнесение звука, сходное с наиболее типичным произнесением
на различных инструментах, например: звук тянущийся, ровный, силлабический
(подобный органному); с четкой атакой и постепенным затуханием (подобно
фортепиано); динамически гибкий, усиливающийся, ослабляющийся, филирующийся
(подобно скрипке); четко расчленяющийся, сильно связывающийся (подобно
деревянным духовым инструментам).
Но наиболее художественно значимое качество баяна, определяющее выразительную
интонационность, приближающую его к эмоциональной чувствительности, заключенной
в человеческом голосе, является певучесть звучания. Соединение этого главного
качества баяна с его разнообразными возможностями в исполнении как гомофонного,
так и полифонического многоголосия, со специфическими звуковыми эффектами
при разнообразных приемах тремолирования мехом, а также широким и прогрессирующим
в композиторской практике применением на нем темброво-шумовых ритмизированных
эффектов (уже при современном уровне конструирования и качества изготовления
лучших образцов инструмента), позволяет сделать вывод, что баян относится
к числу наиболее интонационных музыкальных инструментов, которым доступен
широкий диапазон стилей: от фольклорного мелоса до образцов классической
музыки разных эпох и жанров.
В настоящее время тембровое богатство баяна представлено наиболее полно
в инструментах типа «Юпитер», « Апассионата», «Левша», «Русь» и в отдельных
усовершенствованных экспериментальных образцах.
В массовом изготовлении концертных инструментов названных конструкций
еще не до конца разрешены, по крайней мере, три главных проблемы: акустическая,
эргономическая и веса. В то же время отдельные мастера успешно решают
и эти проблемы.
Описанные и другие данные современного многотембрового готово-выборного
баяна в лучших образцах высококачественного изготовления представляют
его как замечательный камерный инструмент.
Однако дальнейшее утверждение баяна на большой концертной эстраде требует
продолжения поисков в повышении звуковых качеств: способности распространяться
в разнообразной акустической среде и ясной слышимости на фоне симфонического
оркестра.
Решение этой проблемы связано с новым обращением к электронике, но уже
в ином плане ее использования.
Новые идеи содержит вышеназванная работа В. П. Шарова «Исполнительские
возможности баяна и их расширение в язычковом электроинструменте» [160].
Главный принцип нового подхода к использованию электроники, обеспечивающий
сохранение естественного звучания баяна, состоит в звукоснимании непосредственно
из язычков, откуда происходит и название баяна предлагаемой конструкции.
Автором проведена большая экспериментальная работа по оптимальной отработке
основных параметров звука: атаки и окончания, тембра и динамики, пространственного
звучания, сопоставление с различными инструментами симфонического оркестра,
вибрато частотное (интонационное) и вибрато амплитудное (динамическое).
Сделан подробный анализ этих выразительных средств язычкового электробаяна
в процессе их апробации на большом количестве оригинальных музыкальных
произведений и в переложении для баяна с точки зрения их художественно-эстетической
ценности, приспособленности к интонированию музыкального содержания, соотношения
динамики между регистрами на каждой клавиатуре и между двумя клавиатурами
в плане самостоятельного проведения различных по значению компонентов
фактуры и др.
Автор пришел к выводу о несомненной художественной ценности язычкового
электробаяна, которая определяется следующими данными:
- возможностью приспосабливать звучание к любой акустике помещений и благоприятностью
его сочетания с другими музыкальными инструментами;
- регулируемостью динамических соотношений звукорядов на разных клавиатурах;
- яркостью высокого регистра;
- богатством тембровой палитры;
- гибкостью нюансировки в атаке, продолжении и окончании звука;
- возможностью художественного использования остаточных и педальных звучаний;
- возможностью не только динамического, но и интонационного вибрато.
Дальнейшее усовершенствование изобретенного автором интонационного вибратора
может привести к расширению интонационно-выразительных возможностей баяна
вплоть до преодоления темперации.
Комплекс названных параметров восполняет существующие недостатки обычного
баяна и открывает широкие перспективы перед баянным исполнительством.
Но для этого необходимо, во-первых, высококачественное изготовление инструментов
новой конструкции, во-вторых, овладение специфической техникой игры на
таком инструменте. Хотя основы приобретенных навыков и остаются, игра
на язычковом электробаяне требует определенной психологической и слуховой
перестройки исполнителя.
Не исключено, что идея Б.Асафьева о будущем электромузыкальном инструментарии
начнет успешное воплощение в художественной исполнительской практике именно
на основе использования язычковой системы баяна, при условии принципиально
нового подхода к электронике. На данном же этапе проблеме баянной акустики
может содействовать высококачественная микрофонизация.
Проведенный анализ интонационно-выразительных возможностей баяна позволяет
сделать два вывода:
1. Каждому музыкальному инструменту присущи специфические признаки звучания
(ударность, фоничность, глубина, тембровость, педальность, продленность,
остаточность и др.). Взаимозаимствование этих качеств и приемов звукоизвлечения
обогащает сферу выразительных средств музыкальных инструментов. На этой
основе углубляется содержание технических приемов, способствуя формированию
исполнительского мастерства музыканта. Расширяется его техническая апперцепция.
Повышается и укрепляется адекватность образного представления и слухомоторного
предвосхищения с реальным воплощением интерпретаторского замысла в звуке.
2. Весь комплекс интонационно-выразительных данных и конструктивных особенностей
современного готово-выборного многотембрового баяна - неисчерпаемый источник
для беспрерывного творческого эксперимента в процессе совершенствования
исполнительского мастерства.