Н.Давыдов - Теоретические основы исполнительского мастерства баяниста (акордеониста)

Глава І. ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА

ПОСОБИЯ

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

2. Интонационная выразительность баяна

 

 

Мобильные стороны музыки есть область инструментального (вокально-хорового) интонирования.
Композиторским средствам музыкальной выразительности соответствуют художественно-выразительные средства воплощения музыкального содержания: тембровые и регистровые качества, разнообразные технические возможности - фактурные, виртуозные, динамические, артикуляционные, штриховые, тесситурные, аккордовые, полифонические и др.
Совокупность художественно-выразительных возможностей музыкального инструмента составляет его «интонационность». Уровень, качество интонационности инструмента определяется его способностью более или менее приближенно имитировать интонации человеческого голоса, что зависит во многом от специфики звукообразования и исполнительского мастерства в звукоизвлечении.
Музыкальные инструменты, кроме специфики звукоизвлечения, отличаются тембром, продолжительностью извлекаемого звука и характером протекания его динамики на всем протяжении - от атаки до окончания, фактурными и виртуозными возможностями.

Общей для всех музыкальных инструментов есть их способность в той или иной мере передавать различный характер музыки. Так, мелодия в значительной степени предопределяет выбор инструментальных средств для ее воплощения. С другой стороны, характер применения инструментальных выразительных средств (тесситуры, тембра, штрихов) оказывает заметное влияние на характер самой мелодии. Благодаря различному действию инструментальных средств, одна и та же мелодия может быть представлена в разнообразных аспектах своего звучания: более или менее ясно на фоне сопутствующих компонентов фактуры; более или менее выразительно; в той или иной интерпретации: певуче, нежно, подчеркнуто, напряженно, резко; в виде непрерывно звучащей кантилены или точечно и т.д. Смена тембра дает различную окраску звучания в целом.

Стремясь к удовлетворению растущих музыкально-художественных запросов и опираясь на достижения техники, человек в разные эпохи создает все более совершенные музыкальные инструменты, улучшая их выразительные возможности и увеличивая разнообразие. По мере совершенствования музыкального инструментария сфера выражения в музыке постепенно расширяется, так как выявляются все новые интонационно-выразительные, тембральные, фактурные, динамические, штриховые и другие качества инструментов. Многообразие инструментария в совокупности составляет тот арсенал средств, который способствует максимальному выражению общечеловеческого содержания в музыке.
Баян - один из наиболее молодых инструментов, бурно вошедших в широкую музыкальную практику лишь за последнюю половину прошлого столетия. Хотя уже имеются солидные достижения в исполнительстве, в создании репертуара и высококлассных образцов и конструкций самого инструмента, апробация его художественно-выразительных достоинств в сфере большого искусства продолжается. В частности, не завершен еще процесс усовершенствования его тембрально-акустических качеств.
Художественная ценность баяна в системе разнообразных видов и уровней музицирования становится очевидной при сравнении его объективных данных с таковыми на других общепризнанных, классических музыкальных инструментах.
Известно, что по конструктивному признаку - источнику звука - музыкальные инструменты делятся на группы: ударные, духовые, струнные, язычковые, электрические. Инструменты, относящиеся к разным группам, наиболее резко отличаются своей спецификой, так как у них различны и источник, и способ звукоизвлечения. Поэтому, например, струнный инструмент - скрипка и духовой - кларнет - разнородны.
Внутри каждой из групп существуют подгруппы, например, деревянные, медные, клавишно-духовые - в группе духовых инструментов и т.п. Инструменты, относящиеся к разным подгруппам (например, скрипка и фортепиано), имеют общий источник звука и отличаются способом звукоизвлечения. Такие инструменты можно считать относительно однородными.

В свою очередь, внутри каждой подгруппы инструменты делятся на семейства, например, семейство кларнетов (с его разновидностями), гобоев и т.д. Инструменты одного семейства однородны, так как в основе своей специфики имеют общий источник и общий способ извлечения звука.
Сходство характера звучания инструментов не всегда определяется общностью специфики звукоизвлечения. Разнородные инструменты (например, орган и баян) нередко имеют больше сходства по характеру звучания, чем однородные (например, скрипка и контрабас). Пианист часто стремится достичь певучести человеческого голоса, яркости клавесина, «серебряных колокольчиков» в высоком регистре, «протяженности и глубины валторн» в низком и среднем регистрах. В то же время во всех таких «подражаниях» рояль остается роялем в его неповторимой темброво-акустической специфике, как и все другие инструменты, и в том числе баян.

Таким образом, все музыкальные инструменты по своим выразительным качествам различны. Тем не менее, в процессе интерпретации музыкального содержания и выбора выразительных исполнительских средств необходимо искать и находить между инструментами связи, опосредованные через общие музыкально-эстетические закономерности и законы искусства в целом. Таковыми являются: интонационная природа музыки и пение как основа передачи музыкального содержания, взаимовлияние и взаимопроникновение вокального и инструментального начал. Именно на этой почве в исполнительской практике происходит «обогащение сферы искусства того или иного инструмента образами и выразительными средствами смежных областей музыкального творчества и исполнительства» [1, с. 46], раскрываются новые возможности, присущие специфике данного инструмента, а также в значительной мере стимулируется творческий поиск новых приемов звукопроизношения как один из важнейших факторов формирования исполнительского мастерства баяниста.

Такова общая теоретическая предпосылка, во-первых - для интонирования на баяне музыки широкого круга стилей, эпох и жанров, во-вторых - для утверждения художественно-эстетической правомерности репрезентации баяна, как, впрочем, и других народных инструментов, в сфере серьезного музицирования на большой концертной эстраде наравне с другими, классическими инструментами и, в-третьих - для выявления сущности исполнительского мастерства.
Осмысление инструментальной специфики должно быть положено в основу всего процесса формирования исполнительской художественной техники баяниста

 

ЗВУК

 

 

Звук баяна происходит от колебания металлической пластинки - «голоса» под давлением воздушной струи, подающейся в специальную камеру при открытии клапана и соответствующем движении меха. Система механизма от клавиши до клапана, открывающего доступ воздуха к голосам, сама по себе не дает столь яркого впечатления непосредственного контакта исполнителя со звуком, как на струнных или клавишно-струнных инструментах. Открытие клапана - лишь необходимое условие появления звука.
Роль своего рода смычка опосредованно выполняет на баяне воздушная струя, которая может подаваться мехом ровно, постепенно усиливаясь либо ослабляясь, а также толчками самой различной силы и характера. От взаимодействия этих двух факторов зависит реализация художественных намерений исполнителя. Впечатление непосредственности контакта рук со звуковым источником должно создавать исполнительское мастерство.

Особенность баянного звука как художественно-выразительного явления состоит в полной и всесторонней подвластности исполнителю его динамики на всех ступенях протяженности звучания: начало, продолжение, окончание. Выдержанный тон может с любой интенсивностью постепенно усиливаться и ослабляться; резко усиливаться и резко ослабляться; возможно бесконечное количество тончайших филировок, акцентов, сфорцандо, динамических подъездов, опусканий, вибраций.
При ровном ведении меха звуки разной высоты на баяне не одинаковы по силе. Это объясняется различием размера и веса металлических пластинок - «голосов». Чем ниже звук, тем он сильнее. Незначительное преобладание силы нижних тонов над верхними специфично для общего звучания баяна. Степень этого различия практически допустима: мелодические интервалы в быстром темпе звучат ровно; чем движение медленнее, тем заметнее большая сила звучания низких тонов. Логичность динамических соотношений в мелодических интервалах регулируется исполнителем.
В зависимости от требуемого характера произношения звук баяна может иметь бесконечное разнообразие атак и окончаний: от самых мягких, еле заметных для слуха, вхождений и снятий до четких, жестких и даже резких.

Общее звучание баяна характеризуется протяженностью, полнотой и относительной уравновешенностью компонентов фактуры. Чистота и ясность артикуляции сочетается с подвижностью динамической шкалы. Невозможность выделить нужный звук из аккорда в момент атаки (как на фортепиано) компенсируется яркостью тонов, остающихся при снятии менее существенных голосов. Аналогичный прием используется скрипачами в аккордах, когда выдерживается два верхних звука, а нижние исполняются короче. Сочетание разнообразных штрихов с динамической гибкостью звука создает условия для выразительной и разнообразной нюансировки в одноголосных мелодиях, ясности голосоведения в полифонии, показа различных элементов фактуры.

 

ТЕМБР

 

 

Б.Асафьев ставит тембр в первый ряд факторов, имеющих важное значение для восприятия характера музыки и в интонировании ее смысла. В выяснении темброво-интонационных выразительных возможностей баяна в системе музыкального инструментария, утвердившегося в практике, помогут небольшие сравнения. Так, в основе тембра фортепиано лежит определенная частота колебания струны, обогащенная обертонами. Различная дозировка и соотношение динамики аккордовых тонов по вертикали в сочетании с педалью создают возможность модификации тембра непосредственно в процессе исполнения. Богатейшими возможностями видоизменения колорита звучания обладают струнные, особенно смычковые инструменты. Этому способствуют различная окраска и полнота звука, свойственные струнам, например, на скрипке - блестящая звонкость струны ми, полнота и выразительность струны соль, менее яркое звучание средних струн. Тембровое богатство скрипки определяется богатством обертонов и акустическими свойствами инструмента, благодаря которым применение штрихов, вибрации, флажолетов, сурдины и т. п. неизбежно вносит изменение в окраску звучания, что и лежит в основе темброво-интонационного исполнительского мышления в процессе интерпретации музыкальных произведений, а также способствует распространению звука в акустической среде и слышимости скрипки в сочетании с другими инструментами.
В основе тембра баяна лежит, как отмечалось, определенная частота колебания металлической пластинки - «голоса». Ввиду небольшого размера звучащего элемента невозможно заметное для слуха выделение обертонов. Обогащение палитры звуковых красок, в отличие от фортепиано и скрипки, происходит здесь, главным образом, путем конструирования готовых тембров: изменяющихся от различной степени разлива между настроенными в унисон голосами, октавных удвоений, утроений, пропусков средних октав; устройством специальных резонаторных камер и, наконец, с помощью электроники.
Одни тембры имитируют звучание инструмента симфонического оркестра, например, гобоя, кларнета, фагота, а также скрипки, контрабаса, фортепиано, органа, другие - специфические, например, виброфон.
Таким образом, современный баян обладает значительным запасом тембровых средств и потенциальных акустических возможностей, которые в полной мере еще не раскрыты ни в композиторской, ни в исполнительской, ни в инженерно-конструкторской изобретательской практике.
Тембр обычного баяна характерен чистотой и ясностью звучания во всех регистрах. Гибкость динамики, яркость штрихов и ясность воспроизведения аккордики на нем позволяет донести до слушателя интерпретаторские намерения исполнителя, логику музыкального развития, интонационно-ритмическую организацию произведения. Будучи относительно «нейтральным», он легко «приспособляется» к различной по характеру музыке, и им можно пользоваться как в сольном исполнении, так и в ансамблях, и в оркестре.

Колоритные оттенки на многотембровых баянах находятся в сфере окраски звучания обычного баяна. Переключение тембровых регистров не равнозначно смене инструментов в оркестре*. Смена колорита на баяне аналогична тембровым оттенкам на скрипке и фортепиано, и хотя по тонкости этих оттенков баян уступает скрипке, наличие готовых тембров представляет безусловную художественную ценность. Отличаясь по динамике от фортепиано, баян имеет много общего с духовными инструментами и со скрипкой. Общим с духовыми является продолжительность звука, динамическая гибкость на всем протяжении звучания, возможность различной атакировки и окончания, а также некоторое сходство тембра.

 

ДИНАМИКА

 

 

В гибкости динамической шкалы баян приближается к скрипке. Уступая скрипке в насыщенности обертонами и сочности звука, баян богаче гармоническими и полифоническими возможностями. Несомненно родство баяна по фактурным возможностям с фортепиано, а по тембру он приближается к органу. Уступая органу по силе, баян значительно превосходит его в гибкости динамической шкалы и возможностью филировки звука.
Таким образом, по основным музыкально-выразительным качествам - динамике, тембру, протяженности, характеру атакировки и окончания - звук баяна объективно удовлетворяет требования музыкально-художественной практики. На баяне возможно произнесение звука, сходное с наиболее типичным произнесением на различных инструментах, например: звук тянущийся, ровный, силлабический (подобный органному); с четкой атакой и постепенным затуханием (подобно фортепиано); динамически гибкий, усиливающийся, ослабляющийся, филирующийся (подобно скрипке); четко расчленяющийся, сильно связывающийся (подобно деревянным духовым инструментам).
Но наиболее художественно значимое качество баяна, определяющее выразительную интонационность, приближающую его к эмоциональной чувствительности, заключенной в человеческом голосе, является певучесть звучания. Соединение этого главного качества баяна с его разнообразными возможностями в исполнении как гомофонного, так и полифонического многоголосия, со специфическими звуковыми эффектами при разнообразных приемах тремолирования мехом, а также широким и прогрессирующим в композиторской практике применением на нем темброво-шумовых ритмизированных эффектов (уже при современном уровне конструирования и качества изготовления лучших образцов инструмента), позволяет сделать вывод, что баян относится к числу наиболее интонационных музыкальных инструментов, которым доступен широкий диапазон стилей: от фольклорного мелоса до образцов классической музыки разных эпох и жанров.

В настоящее время тембровое богатство баяна представлено наиболее полно в инструментах типа «Юпитер», « Апассионата», «Левша», «Русь» и в отдельных усовершенствованных экспериментальных образцах.
В массовом изготовлении концертных инструментов названных конструкций еще не до конца разрешены, по крайней мере, три главных проблемы: акустическая, эргономическая и веса. В то же время отдельные мастера успешно решают и эти проблемы.
Описанные и другие данные современного многотембрового готово-выборного баяна в лучших образцах высококачественного изготовления представляют его как замечательный камерный инструмент.
Однако дальнейшее утверждение баяна на большой концертной эстраде требует продолжения поисков в повышении звуковых качеств: способности распространяться в разнообразной акустической среде и ясной слышимости на фоне симфонического оркестра.
Решение этой проблемы связано с новым обращением к электронике, но уже в ином плане ее использования.
Новые идеи содержит вышеназванная работа В. П. Шарова «Исполнительские возможности баяна и их расширение в язычковом электроинструменте» [160].
Главный принцип нового подхода к использованию электроники, обеспечивающий сохранение естественного звучания баяна, состоит в звукоснимании непосредственно из язычков, откуда происходит и название баяна предлагаемой конструкции.

Автором проведена большая экспериментальная работа по оптимальной отработке основных параметров звука: атаки и окончания, тембра и динамики, пространственного звучания, сопоставление с различными инструментами симфонического оркестра, вибрато частотное (интонационное) и вибрато амплитудное (динамическое). Сделан подробный анализ этих выразительных средств язычкового электробаяна в процессе их апробации на большом количестве оригинальных музыкальных произведений и в переложении для баяна с точки зрения их художественно-эстетической ценности, приспособленности к интонированию музыкального содержания, соотношения динамики между регистрами на каждой клавиатуре и между двумя клавиатурами в плане самостоятельного проведения различных по значению компонентов фактуры и др.
Автор пришел к выводу о несомненной художественной ценности язычкового электробаяна, которая определяется следующими данными:
- возможностью приспосабливать звучание к любой акустике помещений и благоприятностью его сочетания с другими музыкальными инструментами;
- регулируемостью динамических соотношений звукорядов на разных клавиатурах;
- яркостью высокого регистра;
- богатством тембровой палитры;
- гибкостью нюансировки в атаке, продолжении и окончании звука;
- возможностью художественного использования остаточных и педальных звучаний;
- возможностью не только динамического, но и интонационного вибрато.

Дальнейшее усовершенствование изобретенного автором интонационного вибратора может привести к расширению интонационно-выразительных возможностей баяна вплоть до преодоления темперации.
Комплекс названных параметров восполняет существующие недостатки обычного баяна и открывает широкие перспективы перед баянным исполнительством. Но для этого необходимо, во-первых, высококачественное изготовление инструментов новой конструкции, во-вторых, овладение специфической техникой игры на таком инструменте. Хотя основы приобретенных навыков и остаются, игра на язычковом электробаяне требует определенной психологической и слуховой перестройки исполнителя.
Не исключено, что идея Б.Асафьева о будущем электромузыкальном инструментарии начнет успешное воплощение в художественной исполнительской практике именно на основе использования язычковой системы баяна, при условии принципиально нового подхода к электронике. На данном же этапе проблеме баянной акустики может содействовать высококачественная микрофонизация.

Проведенный анализ интонационно-выразительных возможностей баяна позволяет сделать два вывода:
1. Каждому музыкальному инструменту присущи специфические признаки звучания (ударность, фоничность, глубина, тембровость, педальность, продленность, остаточность и др.). Взаимозаимствование этих качеств и приемов звукоизвлечения обогащает сферу выразительных средств музыкальных инструментов. На этой основе углубляется содержание технических приемов, способствуя формированию исполнительского мастерства музыканта. Расширяется его техническая апперцепция. Повышается и укрепляется адекватность образного представления и слухомоторного предвосхищения с реальным воплощением интерпретаторского замысла в звуке.
2. Весь комплекс интонационно-выразительных данных и конструктивных особенностей современного готово-выборного многотембрового баяна - неисчерпаемый источник для беспрерывного творческого эксперимента в процессе совершенствования исполнительского мастерства.