Глава II. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС ИНТОНИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
Среди многообразных функций исполнительского слуха (контроль интонационной
точности на основе высотно-пространствен-ных представлений; контроль штриховых
линий и всех артикуляционных подробностей звучания; контроль полноты гармонии;
контроль художественно целесообразных сопоставлений компонентов фактуры
и др.) мы выделяем управление динамикой процесса смыслового интонирования.
Именно в управлении динамикой состоит специфика исполнительского слуха
баяниста, ибо динамика среди других исполнительских выразительных средств
в наибольшей степени характеризуется своей процессудальностью. Поэтому
через динамику осуществляется наиболее непосредственная связь одухотворенности
музыкального развития с непосредственным, чувственным восприятием человека.
Экспрессия, темперамент исполнителя, его интерпретаторское мышление без
адекватного «материального» воплощения в динамике реального звучания не
могут быть восприняты слушателем. Столь обобщенное толкование функции
динамики требует уточнения ее широкого и узкого понимания.
Динамика в узком или прямом смысле как громкость (громкостная динамика)
незаменима для создания одухотворенности звучания; гибкости, тонкости
нюансировки в музыке лирического характера; в экспрессивности постепенного
нагнетания эмоциональной напряженности или ее спада; в контрастности сопоставления
различных по значению компонентов фактуры; в раскрытии логики линеарного
и вертикального строения музыкального произведения.
Широкое понятие динамики означает степень напряженности звучания, достигаемой
не только громкостью, но и другими выразительными средствами или их сочетанием.
Сюда входят: с одной стороны, исполнительские средства (штрихи, полнота
выдерживания длительностей, густота тембра, частота тремолирования или
вибрато, агогические оттенки и др.), с другой - композиторские средства
(метроритм, лад, гармония, контрапункт, фактура, инструментовка).
Имея в виду, что музыка есть процесс соотношения напряженностей и сопряженностей
в большом и малом масштабе, вполне правомерно в конечном итоге овладения
пьесой свести все исполнительские задачи к одному главному знаменателю:
к динамике процесса смыслового интонирования; к динамике, понимаемой в
широком значении. Именно динамикой напряжения характеризуется и синтез,
и специфическое различие между композиторским и исполнительским мышлением.
Целесообразность сопоставления двух видов музыкального творчества диктуется
их спецификой, где техника органично вписывается в эмоционально-логический,
драматургический процесс музыкально-образного развития и формируется как
художественная.
Следовательно, на всех этапах обучения и совершенствования исполнителя
слуховое внимание должно быть направлено непосредственно на решение художественных
задач. Технические приемы, навыки и умения формируются как емкие, многозначные
и находятся в беспрерывном процессе совершенствования, т. е. каждое новое
произведение содержит неповторные аспекты задач, требует оригинальных
синтезов исполнительских средств и приемов.
Суммируя сказанное в четырех предыдущих разделах, сделаем вывод:
Процессуально-линеарно-фоническое слышание - необходимое условие смыслового
микроструктурного интонирования, рассмотрению которого посвящается следующий
раздел - центральный во II главе.