Н.Давыдов - Теоретические основы исполнительского мастерства баяниста

Глава II. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС ИНТОНИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

ПОСОБИЯ

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

5. Динамика - одно из главных средств интонирования

 

 

Среди многообразных функций исполнительского слуха (контроль интонационной точности на основе высотно-пространствен-ных представлений; контроль штриховых линий и всех артикуляционных подробностей звучания; контроль полноты гармонии; контроль художественно целесообразных сопоставлений компонентов фактуры и др.) мы выделяем управление динамикой процесса смыслового интонирования. Именно в управлении динамикой состоит специфика исполнительского слуха баяниста, ибо динамика среди других исполнительских выразительных средств в наибольшей степени характеризуется своей процессудальностью. Поэтому через динамику осуществляется наиболее непосредственная связь одухотворенности музыкального развития с непосредственным, чувственным восприятием человека. Экспрессия, темперамент исполнителя, его интерпретаторское мышление без адекватного «материального» воплощения в динамике реального звучания не могут быть восприняты слушателем. Столь обобщенное толкование функции динамики требует уточнения ее широкого и узкого понимания.
Динамика в узком или прямом смысле как громкость (громкостная динамика) незаменима для создания одухотворенности звучания; гибкости, тонкости нюансировки в музыке лирического характера; в экспрессивности постепенного нагнетания эмоциональной напряженности или ее спада; в контрастности сопоставления различных по значению компонентов фактуры; в раскрытии логики линеарного и вертикального строения музыкального произведения.

Широкое понятие динамики означает степень напряженности звучания, достигаемой не только громкостью, но и другими выразительными средствами или их сочетанием. Сюда входят: с одной стороны, исполнительские средства (штрихи, полнота выдерживания длительностей, густота тембра, частота тремолирования или вибрато, агогические оттенки и др.), с другой - композиторские средства (метроритм, лад, гармония, контрапункт, фактура, инструментовка).
Имея в виду, что музыка есть процесс соотношения напряженностей и сопряженностей в большом и малом масштабе, вполне правомерно в конечном итоге овладения пьесой свести все исполнительские задачи к одному главному знаменателю: к динамике процесса смыслового интонирования; к динамике, понимаемой в широком значении. Именно динамикой напряжения характеризуется и синтез, и специфическое различие между композиторским и исполнительским мышлением.

Целесообразность сопоставления двух видов музыкального творчества диктуется их спецификой, где техника органично вписывается в эмоционально-логический, драматургический процесс музыкально-образного развития и формируется как художественная.
Следовательно, на всех этапах обучения и совершенствования исполнителя слуховое внимание должно быть направлено непосредственно на решение художественных задач. Технические приемы, навыки и умения формируются как емкие, многозначные и находятся в беспрерывном процессе совершенствования, т. е. каждое новое произведение содержит неповторные аспекты задач, требует оригинальных синтезов исполнительских средств и приемов.
Суммируя сказанное в четырех предыдущих разделах, сделаем вывод:
Процессуально-линеарно-фоническое слышание - необходимое условие смыслового микроструктурного интонирования, рассмотрению которого посвящается следующий раздел - центральный во II главе.