Н.Давыдов - Теоретические основы исполнительского мастерства баяниста (акордеониста)

ПОСОБИЯ

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Исполнительское мастерство баяниста есть свободное владение инструментом и собой, позволяющее интерпретаторски осмысленное, одухотворенное, эмоционально яркое, артистическое, сотворческое воплощение музыкального произведения в реальном звучании. Оно включает весь комплекс слухо-моторных и психо-физиологических данных, конкретных навыков и умений, приемов и форм музыкально-игровых движений, постоянно модифицирующих в процессе актуализации творческой интерпретации музыкального произведения.
Методологической основой концепции художественной техники баяниста должно быть рассмотрение в диалектическом единстве ее двух аспектов: как двигательно-физиологического (в анализе музыкально-игровых движений) и как явления подтекстового, насыщенного музыкальным смыслом и художественной целесообразностью в процессе глубоко прочувствованного и осмысленного интонирования.
Художественная техника исполнителя органично связана с процессом смыслового интонирования музыкального содержания. Поэтому теоретические основы формирования исполнительского мастерства составляют обширный комплекс положений:
- о единстве композиторского и интерпретаторского аспектов музыкального мышления как основе исполнительского искусства интонируемого смысла;
- о взаимопроникновении напряженности и сопряженности средств музыкальной выразительности и инструментальных (баянных) интонационно-выразительных средств;
- о триаде исполнительских выразительных средств (темпо-ритм-динамика-артикуляция) как основном комплексе, составляющем специфику исполнительской техники;
- о единстве логики микроструктуры музыкального произведения и логики музыкально-игровых движений в исполнительском воспроизведении нотного текста;

- о слухо-моторном предвосхищении музыкально-игрового процесса-действия как первооснове успешной исполнительской деятельности;
- о единстве понятий «техники от смысла» и «техники от клавиатуры»;
- о процессуальности динамики;
- о соотношении понятий эмоционального тонуса исполнителя и тонуса реального звучания;
- о сотворческом характере исполнительского интерпретатор-ского искусства;
- о художественной технике как явлении емком, комплексном, целостном, бифункциональном;
- о культуре чувств исполнителя и диалектическом единстве эмоционального и рационального факторов в исполнительском процессе и др.
В процессе обоснования теоретических положений возникла система новых понятий и терминов, ранее не применявшихся в данной области музыкознания: «интонационность баяна», «связно-раздельное звучание», «атакировочные штрихи», «стабильные и мобильные средства музыкальной выразительности», «скользящая атакировка», «формулы микроструктурного интонирования», »процессуальность динамики», «исполнительский тонус», «слухо-моторные действия», «формы движения», «направляющее ритмодвижение», «цепочка», «культура чувств», «ритмодинами-ка исполнительского интонирования» и др.
Внедрение в научный обиход названного комплекса понятий и терминов способствует созданию целостной теории формирования исполнительского мастерства, а также необходимо как основа общей теории исполнительского искусства игры на баяне.
Традиционно утвердившиеся в европейской музыке средства музыкальной выразительности (лад, гармония, метроритм, тембр и др.) должны быть дополнены тремя исполнительскими средствами музыкальной выразительности: штриховая линия, направляющее движение ритмоединиц наименьшего масштаба и ритмо-динамика исполнительского интонирования.
Сравнительный анализ выразительных возможностей музыкальных инструментов показал специфичность проявления таких качеств звучания, как фоничность, ударность, продленность, глубина, тембровость, педальность, остаточность, краткость и др.
Взаимозаимствование названных специфических признаков звучания и приемов звукоизвлечения обогащает сферу выразительности музыкальных инструментов. На этой основе углубляется содержательность технических приемов, что способствует формированию исполнительского мастерства музыканта. Расширяется техническая апперцепция баяниста. Повышается интеллектуально-эмоциональный уровень исполнения и адекватность образного представления и реального воплощения в звуке.
В воспитании и развитии музыкально-исполнительской одаренности центральное место должно занимать укрепление слухо-моторных и слухо-психологических связей в представлениях и музыкально-игровых действиях.
Композиционная микроструктура музыкального произведения одухотворяется логикой и динамикой применения исполнительских средств, представляющих собой отражение и воплощение интерпретаторского мышления исполнителя. Именно в логике и динамике исполнительского процесса предполагаемый композиторский замысел преобразуется в процесс реализуемого интерпретаторского творчества.
Длительное накопление интеллектуально-эмоциональных сил в микродинамике неизбежно дает яркий всплеск чувств и темперамента исполнителя как в кульминационных моментах непосредственного исполнения, так и в эмоциональном развитии его творческой индивидуальности. Поэтому ключ к эмоциональному развитию музыканта - в ритмодинамике смыслового интонирования микроструктуры.
Исполнительский тонус - это не однозначное, а многоплановое, глубоко содержательное психологическое состояние музыканта, отражающее общий характер и многоплановость непрерывного процесса реального звучания, стимулирующее динамику музыкального развития и являющееся связующим эмоционально-психологическим звеном между композитором и слушателем. Поэтому исполнитель должен быть ознакомлен с процессом композиторского творчества.
Исполнительское мастерство в узком значении включает два крупных блока элементов техники владения инструментом:
а) общую психо-физиологическую картину слухо-моторных действий (ориентация, контактирование с клавиатурой, ощущения, формы движения, координация);
б) комплекс выразительно-интонационных средств (ритмо-движение, акцентуация, штриховая техника, динамика процесса игры), реализуемый в исполнении конкретного музыкального произведения.
Исполнительские выразительные средства раскрывают и дополняют идею произведения, а не подменяют авторский замысел. Применение исполнительских выразительных средств (силы звука, темпа, артикуляции, штрихов, тембров и др.) не должно заслонять художественную значимость ладово-гармонической структуры, логику развития, драматургию композиции.
В исполнительском процессе должен действовать принцип постепенного и экономного ввода инструментальных выразительных средств, с чувством художественной меры.
Техника баяниста не существует вне интерпретации художественного содержания исполняемого произведения.
Мастерство интерпретатора - неотъемлемая составная часть художественного музыкального образа.
Черты личности музыканта проявляются в его исполнении как определенный уровень культуры чувств.
Конечной целью эмоционального воспитания музыканта-исполнителя нужно считать приобщенность его чувствования к общечеловеческим переживаниям. Именно этим единством определяется высокий уровень культуры чувств человека. Способность исполнителя проникнуться содержанием образного мира музыкальных произведений разных стилей определяется уровнем развитости «механизма» его чувств - эмоциональной памяти, умения оперировать своими чувствами, переживаниями, настроениями, темпераментом, способности эмоционально «присваивать» образный мир развертывающегося произведения. Центром, куда должно быть направлено внимание в процессе воспитания культуры чувств музыканта, является приобретение навыка контролировать и направлять протекание эмоций в русло художественно-образного, логического развития драматургии исполняемого произведения.
Таким образом, неотъемлемой чертой исполнительского мастерства музыканта является способность эмоционально мыслить. Эмоциональное мышление в исполнительском процессе - специфический фактор эстетического воздействия на слушателя, воспитывающий в нем чувство прекрасного и приобщающий к общечеловеческим чувствам.


Поэтапное укрепление исполнительского потенциала музыканта на каждой ступени его развития является одной из главных предпосылок формирования творческой самостоятельности.
В новых музыкальных произведениях все ранее усвоенные и вновь приобретенные навыки и умения предстают в совершенно новых соотношениях, взаимодействиях и взаимовлияниях. Образуется новый синтез выразительных исполнительских средств.
Все элементы техники в процессе разучивания музыкального произведения могут рассматриваться как варианты различно направленного внимания. Ценность такого вариантного подхода состоит в ускорении прочного и качественного выучивания музыкального произведения путем максимальной концентрации слухо-моторных действий поочередно на каждом из компонентов, составляющих техническую сложность.
В планировании учебного и концертного репертуара баянистов критерий постепенного возрастания технической сложности должен быть дополнен критерием уровня художественной сложности, так как без высокохудожественного репертуара невозможно воспитать музыканта больших чувств.
Коллективный характер определения оценки качества исполнения и многоаспектный характер последнего требует многоплоскостной направленности слухо-зрительного внимания оценивающего коллектива на комплекс параметров - музыкальность, артистизм, интерпретацию, мастерство, сложность (техническую и художественную), стабильность - и на общее, целостное впечатление, в котором может доминировать наиболее высокий для данного исполнителя коэффициент по одному или ряду названных параметров, с учетом задач развития его индивидуальности.

Таким образом, книга охватила весь основной круг проблем, связанных с формированием исполнительского мастерства баяниста. Обобщен исполнительский, научно-методический и педагогический опыт обучения и воспитания баянистов за период профессионального образования в нашей стране.
Методы, принципы и критерии формирования исполнительского мастерства баяниста, выработанные длительной практикой многих деятелей в данной области музыкального искусства, получили обобщение и теоретическое обоснование, которое может быть использовано в качестве руководства для дальнейшего совершенствования системы обучения и воспитания талантливой молодежи, а также повышения уровня научного обеспечения творческой деятельности в данной области с целью повышения культуры баянного исполнительского искусства.
Проведенное исследование показало, что ведущим научным методом в создании теории формирования исполнительского мастерства может быть метод структурно-функционального анализа и синтеза, как наиболее соответствующий специфике данного предмета.