Самоучители (пособия, ноты)
Учебные пособия в pdf
Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
ноты для баяна, аккордеона
Педагогический репертуар - музыкальное училище
составители Б. Егоров, Г. Левкодимов
"Музыка", 1991г.
(pdf, 8.26 Mb)
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы
поставили перед учебными заведениями культуры и искусства задачи значительного
повышения качества специального обучения и эстетического воспитания студентов
на основе прогрессивных достижений общей и музыкальной педагогики, теории
и практики исполнительства, науки и искусства в целом. При этом наиболее
полно должны быть учтены общественные условия, в которых предстоит жить
и работать выпускникам. Таким образом, максимальное приближение деятельности
профессиональной школы к насущным требованиям жизни является главной задачей
в деле подготовки широко образованных специалистов.
В процессе обучения молодые музыканты должны овладеть идейно-художественными
основами музыкального искусства, глубоко изучить основные стили и жанры
музыкальных произведений, приобрести профессиональные навыки в игре на
инструменте, уяснить важную роль музыкального просвещения. Современный
баянист и аккордеонист должны свободно владеть методами самостоятельной
творческой работы над музыкальным произведением, уметь квалифицированно
делать переложения для своего инструмента сочинений камерно-инструментальной,
вокальной и оркестровой музыки, хорошо владеть навыками чтения с листа,
транспонирования, игры по слуху, уметь аккомпанировать солистам, танцорам,
хору.
Для решения задач подготовки профессиональных музыкантов в учебных планах
отделов народных инструментов музыкальных училищ предусмотрено изучение
комплекса специальных дисциплин, важной составной частью которого является
аккомпаниаторская практика. Этот предмет имеет особое значение для баянистов
и аккордеонистов, так-как именно эти специальности получили широкое распространение
в концертмейстерской работе.
Задача данной Хрестоматии состоит в том, чтобы по возможности систематизировать наиболее целесообразный музыкальный материал, необходимый для полноценного формирования музыканта-концертмейстера. В Хрестоматию вошли лучшие образцы народных и советских массовых песен, романсы и популярные произведения русской и зарубежной классики в переложении для балалайки и домры в сопровождении баяна или аккордеона. Их фактура, мелодический и гармонический язык достаточно ясны и доступны, что полностью соответствует педагогическим задачам воспитания и развития навыков аккомпанирования. Весь художественный материал расположен в порядке возрастающей трудности и предназначен для исполнения на массовых инструментах с готовыми аккордами, что позволяет использовать данное пособие не только в музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах, но и в смежных звеньях системы музыкального образования - старших классах ДМЩ и ВШОМО, в курсах концертмейстерского класса институтов культуры и вузов искусств. Однако, основной акцент сделай на среднее звено, так как Хрестоматия составлена в полном соответствии с программой "Аккомпаниаторская практика" для музыкальных училищ.
Следует отметить, что пьесы для аккомпанемента охватывают самые массовые и доступные формы музицирования - сопровождение солирующим инструментам (балалайке, домре) и голосу (вокальному ансамблю), В условиях отделов и факультетов народных инструментов музыкальных учебных заведений это создает наиболее благоприятные условия для приглашения солистов-инструменталистов и способствует успешному проведению учебного процесса.
Приступая к работе над художественным материалом в классе аккомпаниаторской
практики, педагог должен объяснить студенту, что, в отличие от сольного
исполнения, успех интерпретации будет зависеть от совместных усилий всех
участников ансамбля - солиста (солистов) и аккомпаниатора.
Студенту-аккомпаниатору необходимо развивать умение внимательно слушать
солиста, понимать его художественные намерения и гибко дополнять общее
звучание, создавая нужный звуковой образ, колорит, настроение. Только
охватывая музыкальное целое (симбиоз содержания и формы), можно найти
необходимые пропорции в звучании самых мелких деталей.
С одной стороны, аккомпанемент, являясь частью музыкального произведения,
содержит разнообразные выразительные средства - ритмо-гармоническую основу,
определенную метрическую пульсацию, мелодические образования, регистровые
и тембровые контрасты, с другой - имеет свое смысловое единство и требует
особого художественно-исполнительского решения. Отсюда все формы сопровождения
(от простой до сложной) содержательны и всегда выполняют художественно-образную
роль. Важно точно определить, какую смысловую нагрузку в' том или ином
случае будет нести аккомпанемент. В этом плане условно различают три степени
смысловой нагрузки аккомпанемента: фон, диалог, конфликт. Если сопровождение
- фон, то оно всегда полностью подчинено солирующему голосу (инструменту).
Отсюда и более приглушенный уровень звучания. Когда сопровождение -диалог,
то партия аккомпанемента может уравновешиваться в звучании с солистом.
Сопровождение-конфликт может создать резкий контраст к основному образу,
то есть динамическая шкала звучания аккомпанемента может значительно изменяться
в ту или иную сторону.
В зависимости от содержания изучаемого музыкального произведения, особенностей
его формы и структуры, а также от смысловой значимости партии сопровождения
необходимо построить работу над всеми средствами выразительности, какие
использовал композитор в каждом конкретном сочинении. Главнейшие из них
- артикуляция, фразировка, динамика, агогика.
Работая над артикуляцией и фразировкой, студент должен глубоко проникать
в структуру музыкальной речи. Здесь необходимо ясно различать два основных
уровня - фонетический (характер штрихов) и синтаксический (строение мотивов,
фраз, предложений, периодов). В зависимости от характера звучания (штриха)
и логики (структуры) музыкальной речи решаются и технологические задачи
исполнения - выбор соответствующих приемов звукоизвлечения (туше, мех),
аппликатуры, логика смены меха, применение тембровых регистров (на аккордеонах
и регистровых баянах), нахождение звукового баланса партий правой и левой
руки.
Динамика и агогика теснейшим образом связаны с артикуляцией и фразировкой
и наполняют музыкальную речь гибкими мельчайшими изменениями временного
и интонационного плана. Общая линия развития динамики в произведении непосредственно
зависит от логической последовательности основных элементов музыкальной
речи. Все это требует тщательного анализа всех средств выразительности
в процессе работы над музыкальным сопровождением. Любое художественно
оправданное изменение (ускорение или замедление) в партии солиста должно
находить понимание и поддержку у аккомпаниатора в соответствующем художественному
образу звучании.
Из соподчиненной логики фонетического и синтаксического уровней в процессе
работы будет последовательно выстраиваться основной - композиционный уровень,
то есть форма и вся архитектоника музыкального произведения, что и является
конечной целью любой интерпретации, воссоздающей в реальном звучании художественный
замысел композитора или народного музыканта-творца.
Важным разделом работы над художественным аккомпанементом является изучение
акустических особенностей солирующих инструментов или голосов (сопрано,
меццо-сопрано, тенор, баритон, бас). Необходимо знать их рабочие диапазоны,
особенности звучания в разных регистрах, динамическую шкалу. Эти знания
помогут найти соответствующую палитру звуковых красок для создания необходимого
художественного образа и будут способствовать большей выразительности
исполнения.
Педагог должен постоянно требовать от студента-аккомпаниатора тщательной
отделки своей партии, напоминая, что формальное, лишь метрически четкое
исполнение сопровождения несовместимо с тонкой выразительностью мелодического
рисунка партии солиста.
Творческая активность аккомпаниатора может ярко проявляться в тех разделах
произведения, где баян (аккордеон) звучит самостоятельно - во вступлении,
проигрыше или заключении. В них аккомпаниатор должен дополнить логическое
развитие музыкального образа. Так, например, во вступлении важно создать
соответствующее художественно-эмоциональное настроение и подготовить вступление
солиста, а затем гибко следовать за ним. В заключительном разделе необходимо
добиться художественной завершенности музыкального развития, которое было
достигнуто в процессе исполнения.
Ясное понимание своих функций в раскрытии содержания исполняемого музыкального
произведения, единые художественные и исполнительские намерения солиста
и аккомпаниатора создают необходимые предпосылки для хорошего профессионального
ансамбля.
Следует подчеркнуть, что знания, навыки и умения, приобретенные студентами в курсе аккомпаниаторской практики, крайне необходимы им для последующей самостоятельной творческой деятельности, так как концертмейстерская работа является одной из самых демократических форм музицирования и имеет широкую сферу применения.
В заключение составители Хрестоматии выражают большую благодарность доцентам
кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического
института им. Гнесиных Р. В. Белову и В. Е. Зажигину и председателю предметно-цикловой
комиссии баяна и аккордеона музыкального училища им. Октябрьской революции,
заслуженному работнику культуры РСФСР В. Д. Накапкину за ценные замечания
и пожелания при подготовке рукописи к печати.
Б. Егоров, Г. Левкодимов.
Переложение Б. Егорова и Г. Левкодимова