Хрестоматия по аккомпаниаторской практике - ноты для музыкального училища

Самоучители (пособия, ноты)

Учебные пособия в pdf

 

 

Скачать пособие

Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
ноты для баяна, аккордеона
Педагогический репертуар - музыкальное училище
составители Б. Егоров, Г. Левкодимов
"Музыка", 1991г.
(pdf, 8.26 Mb)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставили перед учебными заведениями культуры и искусства задачи значительного повышения качества специального обучения и эстетического воспитания студентов на основе прогрессивных достижений общей и музыкальной педагогики, теории и практики исполнительства, науки и искусства в целом. При этом наиболее полно должны быть учтены общественные условия, в которых предстоит жить и работать выпускникам. Таким образом, максимальное приближение деятельности профессиональной школы к насущным требованиям жизни является главной задачей в деле подготовки широко образованных специалистов.

В процессе обучения молодые музыканты должны овладеть идейно-художественными основами музыкального искусства, глубоко изучить основные стили и жанры музыкальных произведений, приобрести профессиональные навыки в игре на инструменте, уяснить важную роль музыкального просвещения. Современный баянист и аккордеонист должны свободно владеть методами самостоятельной творческой работы над музыкальным произведением, уметь квалифицированно делать переложения для своего инструмента сочинений камерно-инструментальной, вокальной и оркестровой музыки, хорошо владеть навыками чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, уметь аккомпанировать солистам, танцорам, хору.
Для решения задач подготовки профессиональных музыкантов в учебных планах отделов народных инструментов музыкальных училищ предусмотрено изучение комплекса специальных дисциплин, важной составной частью которого является аккомпаниаторская практика. Этот предмет имеет особое значение для баянистов и аккордеонистов, так-как именно эти специальности получили широкое распространение в концертмейстерской работе.

Задача данной Хрестоматии состоит в том, чтобы по возможности систематизировать наиболее целесообразный музыкальный материал, необходимый для полноценного формирования музыканта-концертмейстера. В Хрестоматию вошли лучшие образцы народных и советских массовых песен, романсы и популярные произведения русской и зарубежной классики в переложении для балалайки и домры в сопровождении баяна или аккордеона. Их фактура, мелодический и гармонический язык достаточно ясны и доступны, что полностью соответствует педагогическим задачам воспитания и развития навыков аккомпанирования. Весь художественный материал расположен в порядке возрастающей трудности и предназначен для исполнения на массовых инструментах с готовыми аккордами, что позволяет использовать данное пособие не только в музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах, но и в смежных звеньях системы музыкального образования - старших классах ДМЩ и ВШОМО, в курсах концертмейстерского класса институтов культуры и вузов искусств. Однако, основной акцент сделай на среднее звено, так как Хрестоматия составлена в полном соответствии с программой "Аккомпаниаторская практика" для музыкальных училищ.

Следует отметить, что пьесы для аккомпанемента охватывают самые массовые и доступные формы музицирования - сопровождение солирующим инструментам (балалайке, домре) и голосу (вокальному ансамблю), В условиях отделов и факультетов народных инструментов музыкальных учебных заведений это создает наиболее благоприятные условия для приглашения солистов-инструменталистов и способствует успешному проведению учебного процесса.

Приступая к работе над художественным материалом в классе аккомпаниаторской практики, педагог должен объяснить студенту, что, в отличие от сольного исполнения, успех интерпретации будет зависеть от совместных усилий всех участников ансамбля - солиста (солистов) и аккомпаниатора.
Студенту-аккомпаниатору необходимо развивать умение внимательно слушать солиста, понимать его художественные намерения и гибко дополнять общее звучание, создавая нужный звуковой образ, колорит, настроение. Только охватывая музыкальное целое (симбиоз содержания и формы), можно найти необходимые пропорции в звучании самых мелких деталей.
С одной стороны, аккомпанемент, являясь частью музыкального произведения, содержит разнообразные выразительные средства - ритмо-гармоническую основу, определенную метрическую пульсацию, мелодические образования, регистровые и тембровые контрасты, с другой - имеет свое смысловое единство и требует особого художественно-исполнительского решения. Отсюда все формы сопровождения (от простой до сложной) содержательны и всегда выполняют художественно-образную роль. Важно точно определить, какую смысловую нагрузку в' том или ином случае будет нести аккомпанемент. В этом плане условно различают три степени смысловой нагрузки аккомпанемента: фон, диалог, конфликт. Если сопровождение - фон, то оно всегда полностью подчинено солирующему голосу (инструменту). Отсюда и более приглушенный уровень звучания. Когда сопровождение -диалог, то партия аккомпанемента может уравновешиваться в звучании с солистом. Сопровождение-конфликт может создать резкий контраст к основному образу, то есть динамическая шкала звучания аккомпанемента может значительно изменяться в ту или иную сторону.

В зависимости от содержания изучаемого музыкального произведения, особенностей его формы и структуры, а также от смысловой значимости партии сопровождения необходимо построить работу над всеми средствами выразительности, какие использовал композитор в каждом конкретном сочинении. Главнейшие из них - артикуляция, фразировка, динамика, агогика.
Работая над артикуляцией и фразировкой, студент должен глубоко проникать в структуру музыкальной речи. Здесь необходимо ясно различать два основных уровня - фонетический (характер штрихов) и синтаксический (строение мотивов, фраз, предложений, периодов). В зависимости от характера звучания (штриха) и логики (структуры) музыкальной речи решаются и технологические задачи исполнения - выбор соответствующих приемов звукоизвлечения (туше, мех), аппликатуры, логика смены меха, применение тембровых регистров (на аккордеонах и регистровых баянах), нахождение звукового баланса партий правой и левой руки.

Динамика и агогика теснейшим образом связаны с артикуляцией и фразировкой и наполняют музыкальную речь гибкими мельчайшими изменениями временного и интонационного плана. Общая линия развития динамики в произведении непосредственно зависит от логической последовательности основных элементов музыкальной речи. Все это требует тщательного анализа всех средств выразительности в процессе работы над музыкальным сопровождением. Любое художественно оправданное изменение (ускорение или замедление) в партии солиста должно находить понимание и поддержку у аккомпаниатора в соответствующем художественному образу звучании.
Из соподчиненной логики фонетического и синтаксического уровней в процессе работы будет последовательно выстраиваться основной - композиционный уровень, то есть форма и вся архитектоника музыкального произведения, что и является конечной целью любой интерпретации, воссоздающей в реальном звучании художественный замысел композитора или народного музыканта-творца.
Важным разделом работы над художественным аккомпанементом является изучение акустических особенностей солирующих инструментов или голосов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас). Необходимо знать их рабочие диапазоны, особенности звучания в разных регистрах, динамическую шкалу. Эти знания помогут найти соответствующую палитру звуковых красок для создания необходимого художественного образа и будут способствовать большей выразительности исполнения.
Педагог должен постоянно требовать от студента-аккомпаниатора тщательной отделки своей партии, напоминая, что формальное, лишь метрически четкое исполнение сопровождения несовместимо с тонкой выразительностью мелодического рисунка партии солиста.

Творческая активность аккомпаниатора может ярко проявляться в тех разделах произведения, где баян (аккордеон) звучит самостоятельно - во вступлении, проигрыше или заключении. В них аккомпаниатор должен дополнить логическое развитие музыкального образа. Так, например, во вступлении важно создать соответствующее художественно-эмоциональное настроение и подготовить вступление солиста, а затем гибко следовать за ним. В заключительном разделе необходимо добиться художественной завершенности музыкального развития, которое было достигнуто в процессе исполнения.
Ясное понимание своих функций в раскрытии содержания исполняемого музыкального произведения, единые художественные и исполнительские намерения солиста и аккомпаниатора создают необходимые предпосылки для хорошего профессионального ансамбля.

Следует подчеркнуть, что знания, навыки и умения, приобретенные студентами в курсе аккомпаниаторской практики, крайне необходимы им для последующей самостоятельной творческой деятельности, так как концертмейстерская работа является одной из самых демократических форм музицирования и имеет широкую сферу применения.

В заключение составители Хрестоматии выражают большую благодарность доцентам кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Р. В. Белову и В. Е. Зажигину и председателю предметно-цикловой комиссии баяна и аккордеона музыкального училища им. Октябрьской революции, заслуженному работнику культуры РСФСР В. Д. Накапкину за ценные замечания и пожелания при подготовке рукописи к печати.
Б. Егоров, Г. Левкодимов.


Скачать пособие Скачать хрестоматию