Исполнительский практикум: баян и аккордеон

ПОСОБИЯ

Учебные пособия в pdf
В пособие включены шесть разделов, в которых представлен музыкально-педагогический репертуар для изучения дисциплины баян и аккордеон. Музыкальные произведения белорусских авторов, помещенные в книге, издаются впервые. Пособие составлено в соответствии с типовой программой «Исполнительский практикум».
Адресуется преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений музыкально-педагогического профиля.

 

 

Пособия для баяна

Исполнительский практикум: баян и аккордеон
учебное пособие
автор-составитель: В. Бубен, А. Ковалев, В. Карпуть, И. Сумарь
БГПУ, Минск, 2008г.
(pdf, 15.5 Мб)

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие составлено с учетом специфики подготовки педагогов-музыкантов, сферой профессиональной деятельности которых являются общеобразовательные школы художественно-эстетического цикла с музыкальным, музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями.
Пособие состоит из 6 разделов: народная музыка, классическая музыка, современная музыка, этюды, ансамбли и концертный репертуар. Каждый раздел пособия снабжен методическими рекомендациями и аннотациями к музыкальным произведениям.
Включение в учебное пособие музыкального материала осуществлялось на основе нескольких принципов.
Основополагающий принцип - принцип художественной ценности музыкального материала. Следует отметить, что культурную и образованную личность педагога-музыканта возможно воспитать именно на высокохудожественных образцах мирового искусства, включая музыкальное.
На первое место музыкальная педагогика должна ставить, прежде всего, воспитание культурной, образованной и высоко развитой личности. Узконаправленная специализация или, по определению В. Л. Яконюка, «технологический крен» музыкального образования способны порождать дефекты общеинтеллектуального и общекультурного развития личности обучаемого. Зачастую такой подход в образовании приводит к искажению самого смысла постижения музыки как вида искусства, к деградации педагогики искусства как предмета.

Принцип педагогической целесообразности заключается в следующем:
1. На основе изучения представленных в пособии произведений будущий педагог-
музыкант должен:
• освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;
• овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;
• познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора.
2. Благодаря большому объему и разнообразию представленного в пособии музыкального материала, студенту предоставляется широкое вариативное «поле» для индивидуального подбора учебного и концертного репертуара.
3. Изучение аннотаций, представленных в пособии, позволит студенту пополнить арсенал методических знаний, расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.
В связи с тем, что значительное место в пособии занимают музыкальные произведения, написанные в переложении для баяна, аккордеона, можно обозначить следующий принцип - принцип художественной и технической близости переложения к оригиналу. Не всякую музыку, написанную в оригинале для других музыкальных инструментов, ансамблей или оркестров, целесообразно исполнять на баяне, аккордеоне. Это связано с тем, что отдельные музыкальные произведения будут звучать на баяне (или аккордеоне) со значительными искажениями, из-за чего они потеряют свою выразительность, а в итоге, художественную ценность. Вместе с тем «.введение в репертуар переложений важно, поскольку они вносят необходимое стилистическое и жанровое разнообразие» - отмечает В. Бубен.1 Более того, музыкальные произведения в переложении для баяна, аккордеона звучат свежо, самобытно и зачастую, благодаря специфике инструмента, оригинально.
Принцип разнообразия стилей, жанров и форм представленной музыки является традиционным при составлении учебных пособий педагогического направления. Соблюдение данного принципа позволит будущему музыканту:
• выработать собственный индивидуальный стиль, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней;
• расширить свой музыкальный интеллект и индивидуальные исполнительские возможности.
Принцип новизны. Большинство музыкальных произведений, представленных в учебном пособии, издается впервые. Более того, некоторые из них написаны белорусскими композиторами специально для данного пособия, что, несомненно, будет способствовать обновлению и обогащению педагогического и концертного репертуара баянистов, аккордеонистов.
Авторы исходят из того, что все указанные принципы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга в русле требований гуманистической парадигмы современной высшей школы.
Авторы рассчитывают, что данное учебное пособие окажет действенную помощь будущим преподавателям баяна, аккордеона в подготовке к профессиональной деятельности в сфере общего и профильного музыкально-педагогического образования.


Скачать пособие Скачать пособие