Играй мой баян - Выпуск 22

 

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

Баянист Анатолий Алексеевич Сурков

Анатолий СУРКОВ

 

 

Имя Анатолия Алексеевича Суркова хорошо известно музыкантам и любителям музыки.
Выдающийся исполнитель и педагог, он на протяжении более 30 лет целеустремленно, с полной отдачей сил и энергии трудится на избранном им трудном и благородном поприще.

А. А. Сурков прошел большую жизненную школу, сквозь годы он пронес горячую любовь, чистое и искреннее отношение к музыке, являя собой пример страстного, увлеченного, я бы сказал, даже подвижнического служения своему делу.

Творческая деятельность А. А. Суркова неразрывно связана с развитием виртуозного исполнительства на баяне и послужила общему расцвету баяна как народного инструмента.

А. А. Сурков родился в Москве, в рабочей семье. С детских лет увлекался музыкой. В 1935 году поступает в Московское музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции, где занимается в классе замечательного музыканта-баяниста В. С. Рожкова. В 1939 году призывается в ряды Советской Армии и службу проходит в ансамбле песни и пляски МВД СССР.
В 1946 году организуется трио баянистов в составе Суркова А. А., Мотова В.Н. и Гаврилова Л. В. Это содружество талантливых музыкантов продолжалось около десяти лет. Они были участниками Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште. С большим успехом выступали в Венгрии, Чехословакии и Австрии.
С 1948 года А. А. Сурков занимается в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, который окончил в 1953 году, В эти годы начинается плодотворное сотрудничество А. А. Суркова с композиторами, работающими в жанре народно-инструментальной музыки.
Высококультурный музыкант и чуткий интерпретатор, Л. Л. Сурков является первым исполнителем ряда произведений советских композиторов (II Чайкина, Ю. Шишакова, Н. Речменского и др.). Его концертные выступления и. крупнейших залах Москвы и других городов Союза, а также по радио И телевидению способствовали пропаганде баяна и произведений народною творчества, классики советских композиторов. Он одним из первых советских музыкантов баянистов показал на международной эстраде великолепные и неисчерпаемые возможности подлинно русского инструмента. Большим успехом пользовались концерты А.А. Суркова в Норвегии, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге и других странах, где он выступал как активный пропагандист русского баяна.
Много сил и энергии А. А. Сурков отдает педагогической деятельности. За годы работы на кафедре народных инструментов института имени Гнесиных им подготовлено свыше 30 баянистов. Среди его выпускников лауреаты Международных конкурсов и фестивалей: В. Семенов (София, 1968 г.), В, Петров (Ныо Йорк, 1969 г.).

А. А. Сурков внес большой творческий вклад в создание исполнительского и педагогического репертуара. Его талантливые обработки для баяна народных песен «Как у наших у ворот», «То не ветер ветку клонит», «Во поле береза стояла» и другие прочно вошли в репертуар баянистов профессионалов и любителей.
Настоящий сборник, конечно, не исчерпывает всего того, что сделано Анатолием Алексеевичем, но он в значительной степени поможет ближе познакомится с творчеством этого замечательного музыканта.


Композитор А.ХОЛМИНОВ,
Лауреат Государственной премии,
заслуженный деятель искусств РСФСР

 

Обучение ГВБ
А. Сурков
Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне
"Советский композитор", 1979г.
номер с5042к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последнее время широкое признание и распространение получил готово-выборный баян. С каждым годом увеличивается число обучающихся на этом инструменте в музыкальных школах, училищах. Программа по классу баяна для детской и вечерней музыкальных школ (1974) ставит задачу обучения игре на готово-выборном баяне.
Ввиду того, что специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, методическим вопросам ее освоения на начальном этапе обучения и посвящено данное пособие.
Значительное место в нем отведено работе над гаммами и арпеджио. Кроме того, предлагаются различные упражнения, этюды и пьесы, позволяющие ученику постепенно овладевать необходимыми техническими навыками и развивать подвижность левой руки при игре на выборной клавиатуре.

Пособие состоит из двух частей. В первой даются: характеристика конструктивных особенностей готово-выборного баяна; методические рекомендации и упражнения для развития первоначальных навыков игры на инструменте и для работы над некоторыми видами техники. Вторая часть представляет собой нотное приложение, материал которого рассчитан на первые два года обучения.
Освоение выборной клавиатуры баяна должно проводиться параллельно с занятиями на баяне с обычной системой готовых аккордов и басов. К обучению на готово-выборном баяне следует привлекать учеников, обладающих хорошими музыкальными данными и успешно справляющихся с программой.
Издание предназначено для педагогов и учащихся музыкальных школ, кроме того, оно может быть использовано в качестве пособия для самостоятельного освоения готово-выборного баяна музыкантами-любителями.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Пьесы
1. Как на речке, на лужочке. Русская народная песня
2. Е. Аглинцева. Русская песня
3. Ивушка. Русская народная песня. Обработка Т. Салютринской
4. Дровосек. Русская народная песня
5. Д. Кабалевский. Пьеса
6. Д. Файзи. Скакалка
7. Скиталец. Закарпатская песня. Обработка С. Стемпневского
8. Я. Кепитис. Песенка
9. Я. Кепитис. Утро в лесу
10. М. Осокин. Мотив
11. М. Осокин. Маленький рассказ
12. М. Марутаев. Шарманка
13. А. Маневич. Казачий эскадрон
14. Р. Леденев. Песня
15. К. Лонгшам-Друшкевич. Весельчак
16. А. Холминон. Колыбельная
17. Ж. Металлиди. Мой конь
18. А. Рякашюс. Мечта медвежонка
19. Ф. Сабо. Маленькая сюита, II часть
20. Б. Барток. Песня
21. Б. Барток. Пьеса
22. А. Рюигрок. Горе куклы
23. Э. Сигмейстер. Арканзасский путешественник (Старинная скрипичная мелодия)
24. М. Зейбер. Ритмическая пьеса
25. Ж. Дандло. Локомотив
26. Ф. Рыбицкий. Итальянская серенада
27. Ф. Рыбицкий. Маленький паяц
28. А. Гречанинов. На качелях
29. С. Майкапар. В садике
30. В. Селиванов. Шуточка
31. А. Гедике. Танец
32. А. Гедике. Инвенция
Этюды
33. Е. Аарне. Полифонический этюд
34. Е. Чернявская. Этюд ля минор
35. Б. Барток. Этюд до мажор
36. А. Шафран. Этюд ля минор
37. А. Судариков. Этюд си минор
38. А. Розе. Этюд соль мажор
39. Э. Мегюль. Этюд фа-диез минор
40. А. Гедике. Этюд до мажор
41. А.Николаев. Этюд до мажор
42. В. Нестеров. Этюд-канон на украинскую тему
43. В. Жигалов. Этюд ми-бемоль мажор.
44. В. Нестеров. Этюд ля минор
45. А. Суханов. Этюд соль мажор

№№ 1,2,4—13,15,17,19—21,24-26,28—30,33—36,38,41 —переложение А. Суркова;
№№ 3,22,39 — переложение В. Ефимова;
№№ 14, 16, 31, 40—переложение В. Грачева;
№№ 18, 23, 27, 32 — переложение А. Набатова.

Пособие Суркова pdf Скачать пособие