История баянного и аккордеонного искусства - М. Имханицкий

ПОСОБИЯ

М.Имханицкий

Работа посвящена комплексному изучению всего периода развития культуры исполнительства на гармонике и прежде всего ее массовых разновидностях — баяне и аккордеоне, ставших в наши дни полноценными участниками концертной жизни различных стран мира.

 

 

книга
История баянного и аккордеонного искусства
М. Имханицкий
РАМ им. Гнесиных, 2006г.
для информации
только описание

содержание:

 

ОТ АВТОРА
В наши дни исполнительство на баяне и аккордеоне стало важной частью музыкальной культуры. Подтверждение этому - успехи лучших баянистов и аккордеонистов на самых престижных музыкальных сцепах мира, появление значительного и серьезного репертуара, существенное совершенствование конструкций самого инструментария, активное развитие научно-методической мысли.
Между тем ни в нашей стране, ни за рубежом до настоящего времени нет обобщающих работ, посвященных развитию гармоники, и особенно ее наиболее совершенных конструкций - баяна и аккордеона, которые бы включали анализ их отечественного формирования наряду с развитием в других странах.
Поначалу я хотел назвать книгу "Становление баяна: неизвестное об известном" и под этим названием о ее предстоящем появлении упоминал в своих предыдущих монографиях "История исполнительства на русских народных инструментах" (М., 2002, с. 45, 108, 126) и "Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона" (М., 2004, с. 7, 27), а соответственно этому, и в недавно вышедшей моей программе для музыкальных вузов по дисциплине "История исполнительства на народных инструментах" (М., 2005, с. 29). Выбор такого наименования был продиктован желанием при изучении столь популярных инструментов, как гармонь, баян и аккордеон сосредоточить внимание на тех особенностях их бытования, которые мало известны, а порой и совсем не известны отечественному читателю.
Однако постепенно разраставшийся материал требовал осмысления всего периода развития этого вида искусства, и особенно его нынешнего состояния, когда в различных странах мира оно стало, с одной стороны, полноценным представителем всей современной камерно-академической культуры, а, с другой - продолжает оставаться любимым среди широких слоев любителей музыки. Поэтому возникла необходимость особенно пристального внимания к развитию исполнительства последних десятилетий, скрупулезный анализ наиболее значительных произведений, прежде всего отечественных композиторов.


Глава первая. ГАРМОНИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
1. Определение понятия "гармоника" и принцип ее звукообразования
2. К какому семейству инструментов относится гармоника?
3. Основные виды гармоник: губные, ножные и ручные

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГАРМОНИК
1. Гармоника: тысячелетия пути
2. Органы-позитивы XVIII века - первые ручные гармоники
3. Принципиальная новизна изобретения Кирилла Демиана
4. Об устройстве "мутации" на "аккордионе" К. Демиана и о других его конструктивных усовершенствованиях
5. Распространение инструмента в Западной Европе

Глава третья. СОЗДАНИЕ ХРОМАТИЧЕСКИХ ГАРМОНИК В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
1. Появление хроматических праворучных гармоник и инструментов с левым диатоническим звукорядом
2. Создание концертины и бандонеона

Глава четвертая. ГАРМОНИКА: НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КАКОГО НАРОДА ?
1. В чем заключается русское начало гармоники?
2. Социальная часть народности гармоники в России
3. Об исполнительстве на баяне и аккордеоне как лестнице музыкального просвещения
4. О национальном начале гармоники в нотной традиции
5. Фортепиано и скрипка: принципиальное отличие от гармоники в нотной традиции
6. О востребованности просветительских свойств баяна и аккордеона в России
Глава девятая. ПОЯВЛЕНИЕ БАЯНА В РОССИИ
1. Когда же появилась в России конструкция баяна?
2. Новое об истоках названия "баян"
3. Что же такое русский баян?
4. Русский баян в начале XX века

Глава десятая. БАЯН И АККОРДЕОН В 1920-1930-е ГОДЫ XX ВЕКА

1. Социальная роль гармоники в Советском Союзе 1920-1930-х годов
2. Рост промышленного производства гармоник и создание для них методических пособий
3. Организация профессионального обучения в СССР и за рубежом
4. Возникновение концертного академического искусства игры на баяне
5. Рождение баянно-аккордеонного репертуара
6. Появление готово-выборного баяна с переключателем систем клавиатур

Глава одиннадцатая. ГАРМОНЬ, БАЯН И АККОРДЕОН В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1. О распространенности исполнительства на гармони и баяне
2. Роль Первой сонаты Н. Чайкина в развитии баянного искусства
Глава двенадцатая. БАЯННО-АККОРДЕОННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ
ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЕ (1945-1959)
1. Массовость искусства игры на гармони, баяне, аккордеоне и становление музыкального образования
2. Особенности развития академического баянного искусства
3. Музыка для баяна и аккордеона