Из истории аккордеона и баяна - А. Мирек

ПОСОБИЯ

Самоучитель игры на аккордеоне

 

Талантливым русским мастерам и страстным пропагандистам гармоники посвящает автор эту книг

 

 

Скачать книгу
А. Мирек
Из истории аккордеона и баяна

"Музыка", 1967г.
(DjVu, 30 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга Альфреда Мартиновича Мирека «Из истории аккордеона и баяна» представляет собой интересное и нужное, в нашей стране пока первое основательное и широкое исследование в этой области. Изучение истории одного из самых распространенных инструментов (начиная с первых инструментов, в которых использовалось звучание свободно колеблющегося язычка, и до современных многорегистровых аккордеонов и баянов) получило в этой работе очень убедительное выражение. Здесь приведена масса материалов, совершенно необходимых для дальнейших изысканий в этом направлении. Отрадно, что автор сделал акцент на исследовании отечественной истории развития инструмента и дал характеристику становления в России индивидуального, артельного и затем промышленного производства всех разновидностей гармоники.

Изучение сохранившихся в музеях и у частных лиц образцов инструментов различных мастеров и систем позволило автору дать читателю представление о длительном процессе совершенствования гармоники в нашей стране, о достижениях технической мысли, получивших затем распространение и за рубежом.
На основании рукописей, документов, старинных афиш, репродукций, фотографий, материалов прессы, многочисленных школ и самоучителей автор смог воссоздать картины жизни (биографии) и творческой деятельности мастеров и исполнителей на гармониках, чьи усилия играли порой решающую роль в усовершенствовании механики и звуковых качеств инструментов.
В работе А. М. Мирека идет речь и о возникновении ансамблей и оркестров, о подлинно победном продвижении инструмента на профессиональную концертную эстраду, об обогащении репертуара за счет все большего насыщения его произведениями русских, зарубежных и советских классиков.
Нет сомнения в том, что книга вызовет интерес среди самых широких читательских кругов, особенно среди исполнителей на аккордеонах и баянах, послужит учебным пособием на отделениях народных инструментов музыкальных училищ и консерваторий, что она составит основу новых, трудов по инструментоведению.
Т. Ф. МЮЛЛЕР,
доцент Московской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И, Чайковского

 


От автора
Гармоника, появившаяся в России сто тридцать с липшим лет назад, по достоинству была оценена русским народом. Богатые художественно-выразительные возможности принципа звукоизвлечения, на котором основана игра гармоники, задушевная певучесть, способность (более совершенных моделей) быть близкими к звучанию человеческого голоса привлекли внимание не только простого деревенского слушателя, но и крупных композиторов и строгих ценителей искусства. «Высочайшая похвала артисту», — писал Н. Г. Чернышевский,— если «в звуках его инструмента слышится человеческий голос».
Такого звучания достигали в своем искусстве П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко, А. Г. Тульский-Батищев и другие артисты прошлого, а сегодня покоряют слушателя их наследники — советские исполнители.
Уместно напомнить, что развитие всякого искусства в буржуазных странах происходит в постоянной борьбе прогрессивной демократической культуры с культурой буржуазной, со всеми ее отклонениями и извращениями.
Как мы увидим на приведенных в этой книге примерах, с самого начала зарождения исполнительского искусства на гармониках оно пошло по двум направлениям: одни видели в гармонике оригинальный по форме и звучанию инструмент, которым старались развлечь и удивить слушателя, занимаясь всякого рода трюкачеством, голым техницизмом, грубой бесшабашной игрой, другие же относились к гармонике с глубоким уважением, как к новому музыкальному инструменту, художественные возможности которого очень богаты.
И в производстве различных видов гармоники, начиная от простых конструкций и кончая современными сложными моделями, также выявились два направления: одно — подход к инструментам как к массовому промышленному изделию, в котором громкий, пронзительный звук сочетается с яркой, грубой отделкой, другое — длительная, упорная работа над культурой звука в сочетании с кропотливым совершенствованием внешней формы инструмента.
В среде аккордеонистов и баянистов, педагогов и учащихся музыкальных школ и училищ, студентов консерваторий, а также большинства любителей уже давно ощущается потребность в получении более основательных знаний об истории появления и развития этих (инструментов. Думается, что такие сведения окажутся полезными и для тех, кто занят их изготовлением и дальнейшим усовершенствованием.


Скачать пособие Скачать книгу