Самоучители (пособия, ноты)
Учебные пособия в pdf
Легкие пьесы для чтения с листа для баяна
составители А. Григорьев и П. Шашкин
"Советский композитор", 1979г.
номер с5052к
(pdf, 5.68 Mb)
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Для музыканта, и самодеятельного и профессионального, важно не только
отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно
читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа».
Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора,
выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.
Настоящий сборник предлагает упражнения для развития таких навыков, которые
могут быть использованы на уроках в детских музыкальных школах и во время
самостоятельной работы учащихся дома.
Сборник делится на три раздела, соответствующих программе детских музыкальных
школ. В каждом из разделов предусмотрены, упражнения для чтения нот с
листа при игре отдельно правой и левой рукой и двумя руками вместе. Такая
методика связана с различным строением левой и правой клавиатур баяна,
которое влияет на специфику освоения игры на этом музыкальном инструменте.
Примеры, упражнения и пьесы в сборнике расположены в порядке возрастающей
трудности. В зависимости от конкретных успехов того или иного ученика
последовательность прохождения материала может изменяться.
В детских музыкальных школах читать ноты с листа начинают со 2-го класса.
К этому времени учащийся познакомился с устройством инструмента, усвоил
первоначальные формулы техники: гаммы, арпеджио, аккорды и имеет определенные
исполнительские навыки.
Прежде чем приступить к исполнению музыкального текста, необходимо зрительно
с ним познакомиться.
Очень часто учащийся, обращая внимание на первую ноту в тексте, забывает
посмотреть, что написано перед ней. Просмотр нотного примера или пьесы
надо начинать с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером
звучания данной пьесы. Если сразу после ключа проставлены -Знаки альтерации,
их надо запомнить. Продолжая просматривать нотный текст, следует обратить
внимание на случайные знаки альтерации.
Качество звучания примера или пьесы при чтении с листа во многом зависит
от того, какую аппликатуру сумеет найти исполнитель.
Большинство начинающих баянистов при игре правой рукой используют два-три
сильных пальца и тем самым создают для себя технические трудности. Педагог
может указать на более рациональную аппликатуру при исполнении неудобных
мелодических последовательностей.
Следует стремиться к тому, чтобы при игре с листа участвовали все пальцы
правой руки, накапливался опыт чувства аппликатуры в разных тональностях,
в полной мере использовались навыки и приемы, которые приобретены во время
работы над техническими упражнениями.
Очень важно во время игры видеть и запоминать нотный текст с некоторым
опережением. Формированию этого сложного, но необходимого навыка, следует
уделять постоянное внимание. Такой навык помогает заранее определять особенности
текста и подготавливать исполнительский аппарат к его воспроизведению.
При первом проигрывании нотного примера целесообразно считать вслух.
За единицу счета принимайте четвертную ноту — это поможет легче ощутить
ритмические соотношения.
Освоение левой клавиатуры всегда проходит трудно в техническом отношении,
не говоря уже о том, что большинство играющих не чувствует басовой партии
как гармонического фундамента, а часто вообще использует эту партию как
ритмическое сопровождение мелодии, не придавая достаточного внимания характеру
ее исполнения. Поэтому занятия по чтению нот с листа при игре левой рукой
связаны с детальным знакомством схематического устройства-клавиатуры.
Знать расположение клавишей, запомнить записи нот в басовом ключе, освоить
некоторые стандартные последовательности на первоначальном этапе, уметь
во время игры использовать басовые звуки на вспомогательном ряду, разобраться,
понять и усвоить специфические нотные записи и условные обозначения в
басовом ключе, вслушаться в характер аккомпанемента, воспринимать выразительность
музыкальной ткани, — таковы основные цели и задачи при прохождении предварительных
примеров для чтения с листа при игре левой рукой.
Ежедневные занятия по 10—15 минут под контролем педагога па уроке и при
выполнении домашних заданий— основа для овладения искусством грамотного
и беглого прочтения текста.
Легкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне
составитель П. Шашкин
"Советский композитор", 1983г.
номер с6499к
(pdf, 3.56 Mb)
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Для музыканта, как самодеятельного, так и профессионального, важно не
только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно
читать, музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь читать с листа.
Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора,
выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.
Из многолетней практики выявлено, что те ученики, с которыми проводились
такого рода занятия, быстрее осваивали инструмент, лучше вникали в нотный
текст.
Сборник делится на три раздела, которые состоят из упражнений и пьес,
расположенных в порядке возрастающей трудности. Каждый раздел включает
в себя упражнения для чтения нот с листа при игре отдельно правой и левой
рукой и двумя руками вместе. Такая методика связана с различным строением
левой и правой клавиатур аккордеона, что влияет на специфику освоения
игры на этом инструменте.
Прежде чем приступить к исполнению музыкального текста, необходимо зрительно
с ним ознакомиться.
Большинство начинающих аккордеонистов при игре правой рукой используют
два-три сильных пальца и тем самым создают для себя технические затруднения.
Следует стремиться к тому, чтобы при игре участвовали все пальцы правой
руки, в полной мере использовались навыки и приемы, приобретенные во время
работы над техническими упражнениями. Педагог может указать на более рациональную
аппликатуру при исполнении неудобных мелодических последовательностей.
Очень важно во время игры видеть и запоминать нотный текст с некоторым
опережением. Формированию этого необходимого навыка следует уделять постоянное
внимание.
Регулярные занятия по 10—15 минут под контролем педагога на уроке и при
выполнении домашних заданий — основа овладения искусством беглого прочтения
нотного текста.
№ 1—32, 35—40, 43, 44, 46—57, 59—61, 63 —переложение П. ШАШКИНА. № 62, 64 — переложение И. ЗЕВИНА.
Легкие пьесы для баяна
Выпуск второй
составитель В. Горохов
"Советский композитор", 1962г.
номер с1062к
содержание:
1. Д. Кабалевский — Походный марш
2. Д. Шостакович — Родина слышит
3. И. Дунаевский — Молодежная
4. И. Дунаевский—Пишите нам, подружки!
5. В. Пушков — Песня из кинофильма «Тайга золотая»
6. Ой, дивчина, шумить гай. Украинская народная песня.
7. Святлячок. Грузинская народная песня.
8. В старом саду. Чешская народная песня.
9. Танец медведей. Чешский народный танец
10. Ма Сы-цун — Дети свободного Китая.
11. П. Хаджиев — Эхо. Болгарская молодежная песня
12. 3. Захаров — Пройдут года
13. В. Белов — Этюд до мажор
14. Г. Тышкевич — Этюд ре мажор
15. Н. Чайкин — Грустное раздумье
16. Н. Чайкин — Серенада
17. Н. Чайкин — Танец
18. А. Гедике — Марш. Соч. 36, №29
19. К. Эйгес — Маленький романс
20. Н. Чайкин — Вечерняя прогулка
21. С. Майкапар — Вальс. Соч. 28, 5
22. Д. Кабалевский — Клоуны
23. Г. Тышкевич — Этюд до мажор.
24. Г. Тышкевич — Этюд си-бемоль мажор.
25. М. Двойрин — Маленький марш
26. М. Двойрин — Хороводная
27. Н. Мясковский — Весеннее настроение.
28. Д. Кабалевский — Старинный танец. Соч. 27, № 6
29. А. Гедике — Сарабанда. Соч. 36, №18
30. Ах ты, ноченька. Русская народная песня. Обр. А. Новикова
31. Ай, утушка луговая. Русская народная песня. Обр. В. Иванова
32. Я рассею свое горе. Русская народная песня. Обр. В. Иванова
33. В. Белов — Этюд до мажор
34. Н. Поликарпов — Перепляс.
35. В. Мотов — Песня
36. В. Иванов — Грустный напев
37. Е. Тиличеева — Походная.
38. А. Островский— Школьная полька.
39. Д. Шостакович — Хороший день
40. Б. Страннолюбский — В поход.
41. Б. Страннолюбский — Песня.
42. Б. Страннолюбский — Ручеек
43. Ю. Шишаков — Пастораль
44. Ю. Шишаков — Балетный танец.
45. Ю. Шишаков — Веселая прогулка.
46- В. Иванов — Этюд соль мажор.
47. Ю. Блинов—Этюд ми минор.
48. В. Иванов — Этюд ля-бемоль мажор
Легкие пьесы для баяна
Выпуск третий
составитель В. Горохов
"Советский композитор", 1961г.
номер с1959к
содержание:
Спасибо Шафаяту за сборник!