Легкие пьесы для чтения с листа для баяна, аккордеона

Самоучители (пособия, ноты)

Учебные пособия в pdf

 

 

ноты к пьесам
Легкие пьесы для чтения с листа для баяна
составители А. Григорьев и П. Шашкин
"Советский композитор", 1979г.
номер с5052к
(pdf, 5.68 Mb)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Для музыканта, и самодеятельного и профессионального, важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.
Настоящий сборник предлагает упражнения для развития таких навыков, которые могут быть использованы на уроках в детских музыкальных школах и во время самостоятельной работы учащихся дома.

Сборник делится на три раздела, соответствующих программе детских музыкальных школ. В каждом из разделов предусмотрены, упражнения для чтения нот с листа при игре отдельно правой и левой рукой и двумя руками вместе. Такая методика связана с различным строением левой и правой клавиатур баяна, которое влияет на специфику освоения игры на этом музыкальном инструменте.
Примеры, упражнения и пьесы в сборнике расположены в порядке возрастающей трудности. В зависимости от конкретных успехов того или иного ученика последовательность прохождения материала может изменяться.

В детских музыкальных школах читать ноты с листа начинают со 2-го класса. К этому времени учащийся познакомился с устройством инструмента, усвоил первоначальные формулы техники: гаммы, арпеджио, аккорды и имеет определенные исполнительские навыки.
Прежде чем приступить к исполнению музыкального текста, необходимо зрительно с ним познакомиться.
Очень часто учащийся, обращая внимание на первую ноту в тексте, забывает посмотреть, что написано перед ней. Просмотр нотного примера или пьесы надо начинать с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером звучания данной пьесы. Если сразу после ключа проставлены -Знаки альтерации, их надо запомнить. Продолжая просматривать нотный текст, следует обратить внимание на случайные знаки альтерации.
Качество звучания примера или пьесы при чтении с листа во многом зависит от того, какую аппликатуру сумеет найти исполнитель.

Большинство начинающих баянистов при игре правой рукой используют два-три сильных пальца и тем самым создают для себя технические трудности. Педагог может указать на более рациональную аппликатуру при исполнении неудобных мелодических последовательностей.
Следует стремиться к тому, чтобы при игре с листа участвовали все пальцы правой руки, накапливался опыт чувства аппликатуры в разных тональностях, в полной мере использовались навыки и приемы, которые приобретены во время работы над техническими упражнениями.
Очень важно во время игры видеть и запоминать нотный текст с некоторым опережением. Формированию этого сложного, но необходимого навыка, следует уделять постоянное внимание. Такой навык помогает заранее определять особенности текста и подготавливать исполнительский аппарат к его воспроизведению.

При первом проигрывании нотного примера целесообразно считать вслух. За единицу счета принимайте четвертную ноту — это поможет легче ощутить ритмические соотношения.
Освоение левой клавиатуры всегда проходит трудно в техническом отношении, не говоря уже о том, что большинство играющих не чувствует басовой партии как гармонического фундамента, а часто вообще использует эту партию как ритмическое сопровождение мелодии, не придавая достаточного внимания характеру ее исполнения. Поэтому занятия по чтению нот с листа при игре левой рукой связаны с детальным знакомством схематического устройства-клавиатуры.
Знать расположение клавишей, запомнить записи нот в басовом ключе, освоить некоторые стандартные последовательности на первоначальном этапе, уметь во время игры использовать басовые звуки на вспомогательном ряду, разобраться, понять и усвоить специфические нотные записи и условные обозначения в басовом ключе, вслушаться в характер аккомпанемента, воспринимать выразительность музыкальной ткани, — таковы основные цели и задачи при прохождении предварительных примеров для чтения с листа при игре левой рукой.
Ежедневные занятия по 10—15 минут под контролем педагога па уроке и при выполнении домашних заданий— основа для овладения искусством грамотного и беглого прочтения текста.

 

Скачать ноты к пьесам
Легкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне
составитель П. Шашкин
"Советский композитор", 1983г.
номер с6499к
(pdf, 3.56 Mb)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Для музыканта, как самодеятельного, так и профессионального, важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать, музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь читать с листа. Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.
Из многолетней практики выявлено, что те ученики, с которыми проводились такого рода занятия, быстрее осваивали инструмент, лучше вникали в нотный текст.

Сборник делится на три раздела, которые состоят из упражнений и пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности. Каждый раздел включает в себя упражнения для чтения нот с листа при игре отдельно правой и левой рукой и двумя руками вместе. Такая методика связана с различным строением левой и правой клавиатур аккордеона, что влияет на специфику освоения игры на этом инструменте.
Прежде чем приступить к исполнению музыкального текста, необходимо зрительно с ним ознакомиться.
Большинство начинающих аккордеонистов при игре правой рукой используют два-три сильных пальца и тем самым создают для себя технические затруднения. Следует стремиться к тому, чтобы при игре участвовали все пальцы правой руки, в полной мере использовались навыки и приемы, приобретенные во время работы над техническими упражнениями. Педагог может указать на более рациональную аппликатуру при исполнении неудобных мелодических последовательностей.
Очень важно во время игры видеть и запоминать нотный текст с некоторым опережением. Формированию этого необходимого навыка следует уделять постоянное внимание.
Регулярные занятия по 10—15 минут под контролем педагога на уроке и при выполнении домашних заданий — основа овладения искусством беглого прочтения нотного текста.


№ 1—32, 35—40, 43, 44, 46—57, 59—61, 63 —переложение П. ШАШКИНА. № 62, 64 — переложение И. ЗЕВИНА.

 

Скачать пособие Скачать пособие - два сборника (zip 10.1 Мб)

 

 

Легкие ноты для обучения
Легкие пьесы для баяна
Выпуск третий
составитель В. Горохов
"Советский композитор", 1961г.
номер с1959к

содержание:

 

Простые пьесы для обучения Скачать пьесы

Спасибо Шафаяту за сборник!.