Искусство игры на баяне - Ф. Липс

ПОСОБИЯ

В книге, обобщающей опыт известного советского баяниста Ф. Липса, освещаются проблемы звукоизвлечения, работы над техникой, художественным образом, а также рассматриваются вопросы подготовки к концертным выступлениям.
Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов; представляет интерес для любителей музыки.

 

 

пособие
Ф. Липс
Искусство игры на баяне

"Музыка", 1985г.
Только описание!!!

содержание:

 

Об авторе и его книге

Искусство игры на баяне, которому посвящена книга Фридриха Липса, является сравнительно молодым жанром, получившим широкое развитие лишь в советское время. Система музыкального образования для исполнителей на народных инструментах стала формироваться в конце 20-х — начале 30-х годов нашего века. Это важное начинание горячо поддержали крупнейшие деятели народного просвещения и искусства А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. К. Глазунов, М. И. Ипполитов-Иванов, В. Э. Мейерхольд и многие другие. Талантливые музыканты различных специальностей бескорыстно передавали свой профессиональный опыт исполнителям на народных инструментах и в короткие сроки помогли им войти в мир большой музыки.

В настоящее время в области народно-инструментального искусства успешно работают тысячи специалистов — исполнителей, дирижеров, педагогов, методистов, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров. Самые достойные из них отмечены высокими почетными и учеными званиями.
Практические успехи исполнительства и педагогики постепенно создали основу для обобщения накопленного опыта в разного рода учебных и методических пособиях. Характерно, что наиболее значительные работы стали появляться начиная с 60-х годов, когда звено высшего музыкального образования достаточно окрепло и можно было приступить к планомерному изучению и обобщению педагогических и методических проблем. В это же время в практику работы вузов, музыкальных училищ, а затем и детских музыкальных школ все более активно вводится наиболее прогрессивный тип инструмента — готово-выборный баян, массовое производство которого началось на ряде фабрик страны. Это обстоятельство значительно повлияло на весь процесс подготовки исполнителей-баянистов. За короткий срок кардинально изменился репертуар, несоизмеримо расширились выразительные и технические возможности исполнителей на
многотембровых пятирядных готово-выборных баянах, заметно повысился общий уровень исполнительской культуры. Существенные перемены стали происходить в методике обучения н воспитания нового поколения баянистов. Выросли и критерии, которые стали предъявляться к педагогической и методической литературе для баянистов Принципы научной обоснованности и связи с практической деятельностью стали ведущими при написании научно-методических работ. К настоящему времени защищен ряд диссертаций по различным проблемам музыкальной педагогики, психологии, истории и теории исполнительства в области народно-инструментального искусства. Все это свидетельствует о том, что значительные достижения музыкально-художественной практики и педагогики получают солидную научно-теоретическую основу, которая в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

Современный баянист — эрудированный, образованный музыкант, воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Эту характеристику можно в полной мере отнести и к автору настоящей книги, заслуженному артисту РСФСР, лауреату международного конкурса, доценту Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Ф. Р. Липсу. Творческая деятельность Ф. Липса началась в 70-х годах, когда на международной арене утвердилось лидирующее положение советской баянной школы. Именно с блестящих успехов представителей нового поколения исполнителей на международных конкурсах «Кубок мира» и «Дни гармоники» В. Голубничего (1968, Клиигенталь, ГДР), Ю. Вострелова (1968, Лестер, Англия), Ф. Липса (1969, Клингенталь, ГДР), В. Петрова (1969, Нью-Йорк, США) и началось победное шествие советского баянного искусства на мировой арене.
В настоящее время Ф. Липе находится в расцвете творческих сил. Его исполнительская и общественная деятельность вышла далеко за пределы нашей страны. Гастроли музыканта во многих городах Европы, участие в международных семинарах во Франции, Финляндии,
Более подробно деятельность Ф. Липса охарактеризована в статье П. Вайдман и М. Имханицкого «Баянист-художник (Советская музыка, 1979, № 3).

Норвегии, Югославии, Польше способствовали пропаганде лучших достижений советского исполнительского и композиторского творчества, музыкально-теоретической мысли. Творческое общение Ф. Липса с современными композиторами привело к созданию интересных произведений для баяна, которые значительно обогатили концертный репертуар баянистов. В частности, весьма плодотворным было сотрудничество исполнителя с композиторами Вл. Золотаревым, К. Волковым, А. Журсишым, С. Губайдулиной. Можно с полным основанием утверждать, что в творческой деятельности Ф. Липса и.мили гармоничное сочетание лучшие черты музыканта-исполнителя, педагога, методиста и активного пропагандиста высоких достижений советской музыкальной культуры.
Кинга Ф. Липса «Искусство игры на баяне» явилась результатом многолетнего, вдумчивого обобщения большого личного и коллективного опыта. В ней автор рассматривает центральные проблемы исполнительского мастерства баяниста — звукоизвлечение, исполнительную технику, вопросы интерпретации музыкального произведения и специфику концертных выступлений. Читателю, безусловно, известны многие другие работы музыковедческой, педагогической и методической литературы, посвященные данным проблемам.

Интерес к работе Ф. Липса зиждется на естественном желании узнать, что нового, специфически баянного и практически полезного для педагогов, учащейся молодежи и широкого круга любителей игры на баяне предлагает автор при рассмотрении этих «вечных» вопросов исполнительского искусства. На наш взгляд, ему удаюсь аргументированно и интересно дать свою интерпретацию затронутых в работе проблем. Излагая мысли, Ф. Липе подкрепляет их многочисленными примерами из музыкальной и художественной литературы, поэзии, живописи и театра, что свидетельствует о высокой эрудиции музыканта во многих областях искусства и культуры. Автор не скрывает своей пристрастности к прекрасным мыслям великих художников прошлого и настоящего, многие из которых, к нашему большому счастью, в замечательных трудах ярко и удивительно своеобразно рассмотрели самые тонкие аспекты исполнительского и педагогического творчества. В материале изложения можно заметить преемственность, бережное сохранение всего лучшего и наиболее ценного, развитие прогрессивных тенденций, взглядов, направлений и теснейшую связь с исполнительской и педагогической практикой.
В наиболее объемном разделе работы «Звукоизвлечение» автор скрупулезно выстраивает свою концепцию, опираясь на достигнутый уровень исследования дайной проблемы и цитируя наиболее убедительные мысли из работ отечественных и зарубежных коллег. Опыт музыкантов других специальностей Ф. Липс преломляет в соответствии со спецификой баяна, в особенности при исполнении переложений, и предостерегает от слепого подражания звучанию других инструментов, природа звукообразования которых совершенно иная, чем иа баяне. В разделе последовательно и подробно освещаются все важные аспекты звукотворчества баяниста.
Необходимо обратить внимание читателей на художественное и теоретическое обоснование автором нового приема звукоизвлечеиия — нетемперированного дПз-запйо, сущность которого заключается в целенаправленном управлении высотными параметрами звука темперированного инструмента. Без преувеличения можно сказать, что это достижение исполнительской практики заметно расширяет арсенал звуковыразительиых средств. Значительное место в этом разделе работы уделено характерным приемам звукоизвлечеиия мехом — триолям, тремоло, вибрато, рикошету3 и др., которые очень часто встречаются в современном репертуаре для баяна, ио, к сожалению, до сих пор остаются загадкой для молодых исполнителей. Раскрывая тонкие секреты технологии исполнения, приводя убедительные примеры из музыкальной литературы, автор помогает баянистам практически освоить многие премудрости звукоизвлечеиия. Большой интерес вызывает рассмотрение принципов художественного применения тембров (регистров) современного баяна, средств динамики, артикуляции и фразировки. Здесь прием игры мехом рикошет впервые был введен в концертно-педагогическую практику Ф. Липсом в 1971 году при первом исполнении Второй сонаты Вл. Золотарева.
Ф. Липс выходит на высокий уровень обобщения и создает стройную и развернутую картину широкой перспективы исполнительского творчества баяниста.

Глава «Техника» логически продолжает предыдущий материал и составляет с ним органическое единство, ибо действия исполнителя направлены на воплощение того или иного музыкального образа посредством извлечения звука соответствующего характера. Автор вкладывает и понятие «техника» («одухотворенное ремесло») комплекс исполнительских средств, которым каждый баянист должен овладеть в полной мере. Высшим проявлением технического совершенства в музыкально-исполнительском искусстве, пишет Ф. Липе, является мастерство. Однако чтобы достичь этих высот, необходимо хорошо разобраться во всех составляющих этого комплекса, практически ощутить и закрепить тончайшие игровые навыки, выработать на основе общих принципов свою индивидуальную художественную технику. К таким элементам комплекса автор относит постановочные навыки (посадку, установку инструмента, положения рук), элементы баянной техники, аппликатуру. Аргументы автора закрепляют важные положения методики: постановка как процесс, разворачивающийся во времени; творческий подход в работе над элементами баянной техники; принципы художественной обусловленности аппликатуры.
Не обошел вниманием Ф. Липе и весьма интересную проблему—применение принципа весовой опоры при игре на баяне. По мнению пишущего эти строки, ощущение весовой опоры на клавиатуры инструмента является краеугольным камнем всей постановки. Отмечая в целом правильный ход мысли, верную картину баянной специфики, которую нарисовал Ф. Липс, заметим, что данная проблема нуждается в дальнейшем пристальном изучении.

Особый интерес представляет раздел «Работа над техникой». Каждому любопытно узнать, какими методами занимаются воспитанники Ф. Липса, которые добиваются столь внушительных успехов иа международных конкурсах. И здесь автор тактично предлагает проверить на практике его рекомендации и оставляет при этом возможность для всех поразмыслить над прочитанным и сделать верные выводы.
В двух последних главах «Вопросы интерпретации музыкального произведения» и «Концертные выступления» Ф. Липе дает развернутую картину художественного исполнительского творчества и его сценического аспекта. Нужно заметить, что в литературе для баяна эти проблемы освещены крайне бедно. Круг «поддерживающих н единомыслящих» корифеев из различных областей искусства здесь самый широкий, да иначе и нельзя. Только в многоголосном хоре различных взглядов и мнений, в их анализе и сопоставлении можно показать всю сложность поисков и находок в становлении многоликих музыкальных образов.

Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента — это самая важная, ответственная и трудная проблема для любого музыканта. Здесь концентрируются практически все задачи исполнительского искусства — от глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения, тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических средств", через кропотливое воплощение намеченной интерпретации в повседневной шлифовке до концертного исполнения перед слушателями. Однако, как справедливо подчеркивает автор, и после публичного исполнения (об этом свидетельствует опыт всех концертирующих музыкантов) работа над произведением может и должна быть продолжена, поскольку этот процесс является бесконечным и пределу совершенствования нет границ. Ф. Липс подробно останавливается на анализе важнейших средств музыкальной выразительности и отношении к ним музыканта-интерпретатора. Интересно изложены вопросы соотношения содержания, формы и стиля; темпа, ритма и агогики; объективного и субъективного; традиций и новаторства; творческого подхода и художественной правды исполнения и многого другого. Читатель найдет в этих разделах большое число поучительных примеров из опыта известных музыкантов прошлого и настоящего, что поможет сделать определенные выводы в практическом плане.
«Свободное музицирование, импровизационное” создают атмосферу сиюминутного рождения образа и заставляют по-новому пережить даже хорошо знакомое произведение» — вот то главное, чему автор отдает предпочтение в исполнительском искусстве. В подобном случае возникает удивительное, по гениальному замечанию Гегеля, явление: «Тогда мы воочию имеем перед собой не только произведение искусства, но и само реальное художественное творчество». Вот это «реальное художественное творчество» в занятиях на инструменте дома и в исполнении музыкального произведения на сцене должно стать притягальной и движущей силой в работе молодых и зрелых музыкантов.

В заключение отметим, что автор книги «Искусство три на баяне» Ф. Липе на основании большого личного опыта музыканта-исполнителя и педагога представил широкой музыкальной общественности интересный и развернутый материал по важнейшим аспектам становления мастерства и развития художественного вкуса исполнителя-баяниста. Прекрасное знание концертного, не педагогического репертуара и методической литературы позволило автору показать во всей полноте рассмотренные проблемы. Постоянная опора иа высокие принципы искусства, целеустремленность и поиск нового. художественно ценного, расширение средств выразительности и, постижение тонкостей стиля, содержания и формы, углубление профессионализма — вот те основные задачи, которые ярко освещены в работе. Тактичное развитие ряда положений современной тенденции исполнительства на основе художественных достижений баянного искусства, легкость и непринужденность изложения, полное отсутствие навязывания своих принципов и взглядов располагает, убеждает идти за автором и, наконец, вдохновляет на личные поиски и индивидуальное творчество. Все это залог благотворного влияния книги на умы и сердца ищущих музыкантов и условие для дальнейшего подъема искусства игры на баяне.
Б. Егоров

 

Ноты к концертам Липса
Играет Фридрих Липс
концертные пьесы в переложении для баяна
"Советский композитор", 1976г.
номер с3520к

содержание:

 

Ноты к концертным произведениям Скачать пособие