КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АККОРДЕОНЕ
Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона
Инструмент должен соответствовать возрасту
и физическим данным учащегося. Нельзя приобретать инструмент «на вырост»:
у ребенка может исчезнуть всякое желание заниматься музыкой.
Размер аккордеона определяется количеством клавиш правой клавиатуры. Для
занятий в музыкальной школе или музыкальном кружке рекомендуются аккордеоны
с диапазоном правой клавиатуры не менее 34 клавиш (черных и белых).
Внешний вид инструмента не определяет его качества.
Основными показателями хорошего качества аккордеона являются:
1) малый расход воздуха при игре: это проверяется игрой полнозвучных аккордов
на правой и левой клавиатурах одновременно;
2) мгновенный «ответ» ('звучание) при самом слабом, чуть заметном движении
меха; при резком движении меха звучание должно быть громким и также возникать
сразу.
Количество регистров аккордеона является показателем его тембровых возможностей.
Корпус аккордеона состоит из двух частей, соединенных
мехом. Каждая часть корпуса имеет свою клавиатуру. Клавиатура из белых
и черных клавиш предназначена для игры правой рукой. Вдоль правой клавиатуры
расположены переключатели регистров. Включая тот или иной регистр, можно
изменять тембровую окраску, насыщенность и высоту звука.
На другой части корпуса расположена кнопочная клавиатура для левой руки.
Рядом с левой клавиатурой у многих аккордеонов также имеются регистры,
На правой клавиатуре обычно исполняется мелодия, на левой— аккомпанемент.
Мех, соединяющий правую и левую части корпуса, служит для нагнетания воздуха,
который колеблет металлические голоса; в результате этого и возникает
звук.
Рис.1
К правой части корпуса аккордеона прикреплены два плечевых ремня. При игре один надевается на правое, а другой—на левое плечо. Плечевые ремни обеспечивают устойчивость аккордеона во время игры. На крышке левой части корпуса имеется ремень, с помощью которого осуществляется движение меха.
Занятия ребенка музыкой возлагают определенные
обязанности и на родителей. Дети с гораздо большей охотой учатся, если
родители проявляют интерес к их занятиям и к самой музыке. («Как мне нравится
произведение, которое ты сейчас учишь, — говорит мама, — мне очень хотелось
бы его послушать, когда ты выучишь его хорошо».)
В меру возможностей родители должны вместе с детьми посещать концерты,
спектакли, оперы, читать книги о музыке и композиторах. Необходимо побуждать
и самого учащегося к чтению такой литературы, а также к слушанию музыкальных
радио- и телепередач.
Нужно создать условия для спокойных домашних занятий ребенка и помочь
ему составить распорядок дня и недели.
В начальный период обучения родители могут оказать детям содействие и
при выполнении заданий. Для этого надо познакомиться с требованиями педагога
и методом занятий, посетив уроки в классе.
Следует поддерживать постоянную связь со школой и педагогом, проверять
школьный дневник, осуществлять контроль за качеством и количеством занятий
учащегося.
Для успешных занятий музыкой недостаточно одного
стремления научиться играть, хотя увлеченность, интерес и являются основной
движущей силой. Занятия музыкой — это труд, и тем более приятный, чем
сильнее желание овладеть инструментом. Музыка дарит много радости лишь
тому, кто много и настойчиво работает..
Важную роль играет правильный режим домашней работы. Необходимо заниматься
регулярно каждый день. Учащийся должен приучить себя к строгому распорядку
дня, отведя определенные часы для занятий музыкой. Заниматься нужно столько,
чтобы результатами домашней работы был доволен и сам учащийся, и педагог.
Время, необходимое для выполнения задания, зависит от прилежания и способностей
ученика, но в среднем рекомендуется заниматься:
1-й год обучения — один-полтора часа в день
2-й —»— — полтора-два часа в день
3-й —»— — два —»—
4-й —»— — два-три —»—
5-й —»— — три —»—
Во время занятий ничто не должно отвлекать учащегося. Однако полное внимание сохраняется в течение непродолжительного времени: у детей, как правило,--не более 30 мин, у взрослых — 45 минут. Затем внимание рассеивается, появляется усталость. Работа идет успешнее, если через каждые 30—40 минут делать перерыв в 5—10 минут. (Более длительная пауза расхолаживает ученика, исчезает состояние «вработанности»). Можно заниматься в два приема в различное время дня.
Желая дать ученику образец правильной работы,
педагог часто строит урок так, как он рекомендует заниматься дома. В случае
затруднений ученику бывает достаточно вспомнить урок, чтобы восстановить
последовательность работы и выявить главное. Правильный метод занятий
будет способствовать лучшему усвоению задания.
Успех занятий определяется не затраченным временем, а их содержанием,
качеством. При меточной игре, плохом слышании текста, излишнем напряжении
рук нельзя добиться хорошего исполнения, даже если заниматься целыми днями!
Основной установкой должно быть: «У меня нет лишнего времени, чтобы играть
с ошибками». Внимательность, сосредоточенность, целеустремленность явятся
залогом успешной работы.