В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

 

Начинающему гораздо легче разобрать уже слышанное произведение. Исходя из этого, педагог предварительно знакомит учащегося с пьесой, проигрывая ее, причем не только в нужном темпе, но и в замедленном.
Приступая к самостоятельной работе, ученик должен прежде всего зрительно изучить текст, обратив внимание на размер, знаки альтерации, длительность звуков, их соотношение по высоте и др. Полезно воспроизвести ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента, простучав их со счетом.
Движимый любопытством, ученик стремится услышать в собственном исполнении весь текст целиком и иногда играет пьесу несколько раз, не обращая внимания на ошибки. Не следует увлекаться несовершенным проигрыванием, так как неизбежные при этом недостатки (непопадание на нужные клавиши, непроизвольные остановки, ритмические ошибки и т. д.) могут закрепиться, да и получить удовольствие от музыки и по-настоящему понять ее в таком исполнении нельзя.
Дальнейшая работа заключается в слуховом усвоении произведения, техническом приспособлении исполнительского аппарата, запоминании музыки и поисках выразительных средств.
Нередко игра по нотам сбивает учащегося на механическое воспроизведение нотного текста. Учащийся должен во всех деталях слышать и представлять исполняемую музыку, а не заучивать музыкальный текст лишь по движениям пальцев.

Произведение легче разучивать по частям, соответствующим его строению (форме): предложениям, фразам, мотивам. Чем сложнее пьеса, тем меньше должны быть части, требующие детальной отработки.
При исполнении следует контролировать игровые движения, звучание и аппликатуру (на последующих занятиях с педагогом аппликатура будет уточняться).
Особое внимание надо уделить технически трудным местам, Чтобы помочь ученику добиться свободной и непринужденной игры, педагог иногда подбирает упражнения на данный вид техники.
Необходимо остановиться и на незнакомых, впервые встретившихся звуковых сочетаниях — вслушаться в них, уяснить интервальные связи и запомнить их.
Работу над отдельными частями следует на каждом занятой сочетать с проигрыванием более крупных построений и всего произведения целиком. Если учащийся может начать исполнение пьесы с любой части — значит, работа идет правильно.

Игру двумя руками надо чередовать с проработкой каждой партии.
Рекомендуется сначала исполнять пьесу в медленном и умеренном темпе, стараясь не делать ошибок и остановок. Выработанный в процессе такого исполнения автоматизм движений будет способствовать уверенной игре и в нужном темпе.
Важно найти правильное соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, чтобы выделить мелодию. Примерно одинаковая сила голосов правой и левой клавиатуры нередко вызывает необходимость приглушения аккомпанемента. Это достигается легким, поверхностным нажимом кнопок или неполным выдерживанием длительности нот. Применение того или иного способа определяется характером произведения. Укорачивание длительностей в аккомпанементе чаще всего применяется в пьесах подвижного характера.
Уже в самом начале работы над произведением надо стараться запомнить его наизусть, чтобы исполнением руководили слуховые представления (можно заглядывать в ноты для проверки и уточнения). Игра только по нотам снижает слуховую активность и притупляет музыкальную память. Для быстрейшего запоминания пьесы необходимо уяснить ее строение: количество частей, их сходство и различие, последовательность расположения, а также характер движения мелодии и аккомпанемента. Обычно у учащихся преобладает какой-нибудь вид памяти: образно-слуховая, или мышечная (моторная), или зрительная. Большую роль играет образно-слуховая память, запечатлевающая художественное содержания произведения.

Важнейшую часть работы составляет определение характера произведения и поиски выразительных средств исполнения. С этой целью следует чаще отвлекаться от техники игры и вслушиваться в саму музыку. Лишь уяснив, что надо выражать, молено начать работу над исполнительскими средствами—нюансами, штрихами и др.
Музыка становится живой речью только тогда, когда она членораздельна. Поэтому большое значение имеет выявление смысловых отрезков, опорных звуков, кульминаций и их динамического соотношения.
В течение всего периода разучивания нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его части.
Очень полезна мысленная проработка пьесы — то есть мысленное воспроизведение (на память или глядя в ноты) знакомого звучания и игровых движений. Это содействует более быстрому и глубокому изучению и запоминанию произведения, помогает ощутить характер музыки. Одно мысленное проигрывание может быть важнее двух-трех проигрываний на инструменте. Но данный вид работы требует знания клавиатуры и умения представлять игровые действия пальцев.

Нередко можно наблюдать, как исполнение почти выученного произведения раз от разу становится хуже. Причина тому — так называемая заигранность, к которой приводит многократное бесцельное повторение произведения. Чаще всего заигрываются пьесы, исполняемые в быстром темпе.
Чтобы избежать этого, рекомендуется время от времени возвращаться к игре в медленном темпе.
Наряду с произведениями, которые входят в программу, следует давать учащемуся пьесы для эскизного ознакомления и чтения нот с листа. При этом могут быть поставлены и определенные задачи: изучение какого-либо вида техники, фактуры, овладение новым приемом игры, воспитание аппликатурной дисциплины, развитие навыка чтения нот с листа и др.