В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СЛУХА

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

Роль слуха в исполнительском процессе

 

 

Хорошая игра отличается прежде всего технической точностью и выразительностью, что находится в прямой зависимости от ясности и точности слышания звуков. Роль слуха в процессе игры заключается в контролировании и предслышании звучания. Именно предслышание руководит игрой — направляет движение пальцев. Если же слуховые представления неясны, то исполнение становится неуверенным и зачастую неправильным.

 

Необходимость игры по слуху

 

 

Мы уже говорили, что игра только по нотам снижает слуховую активность. Необходимы специальные упражнения, стимулирующие ее: подбирание по слуху, транспонирование и другие. Пренебрежение к такой работе приводит к одностороннему развитию учащегося, что на определенном этапе может стать препятствием для его роста.

 

Польза игры по слуху

 

 

Игра по слуху содержит элементы творчества. Одна и та же мелодия, подобранная разными исполнителями, прозвучит неодинаково. Исполнение по слуху содействует развитию музыкального чутья, пробуждает художественную фантазию, нередко перерастающую в способность импровизировать, сочинять музыку.

 

Игра по слуху на уроке

 

 

При обучении игре на музыкальном инструменте следует исходить из слуховых представлений учащегося. Поэтому целесообразно начинать обучение не с объяснения нот, а с подбирания учащимся мелодий по слуху и «с рук» педагога.
Эта работа вначале проводится на уроке, так как большинство мелодий, удобных для исполнения на начальном этапе, незнакомо ученику. Ввиду того что начинающие плохо ориентируются на клавиатуре и не имеют аппликатурных навыков, им предлагаются мелодии, построенные на малых интервалах, например на поетупенном движении двух-четырех звуков.
Ритмический рисунок упражнений и пьес может быть более разнообразным. Полезно чередовать исполнение по слуху с ритмическим простукиванием.
Педагог может сам придумать упражнения для игры по слуху. Например:

Скачать ноты

Прежде чем начать исполнение мелодии, учащийся должен усвоить ее так, чтобы суметь спеть (примеры для игры по слуху см. на стр. 15).
Занятия проводятся следующим образом: педагог два-три раза проигрывает мелодию; учащийся слушает, запоминает, после >чего делает попытку подобрать ее на аккордеоне. Облегчая его задачу, педагог показывает участок клавиатуры, на котором располагаются нужные клавиши.
Вначале ученик может играть одним пальцем, причем палец должен плавно погружаться в клавиатуру, не изменяя своего естественного положения (см. стр. 7). При повторном проигрывании можно использовать какой-либо другой палец.

Ноты для аккордеона

В этот период для домашней работы предлагаются лишь те мелодии, которые ученик подобрал по слуху на уроке.
Следующий этап работы — подбирание в пределах натуральной аппликатуры (см. стр. 11). Задача учащегося — научиться использовать для нажатия на разные клавиши различные пальцы. Этому будут способствовать подготовительные пальцевые упражнения (см. стр. 16), а также игра трельных последовательностей.



Обучение игре на аккордеоне - школа

Подбирая по слуху, учащийся должен слышать повышение и понижение мелодической линии, повторение звуков, различать мелодические ходы на узкие и широкие интервалы. Педагог предварительно знакомит учащегося с характером звучания различных интервалов.

Школа Лушникова - скачать

 

Игра по слуху во время домашних занятий

 

 

После некоторой тренировки в классе можно предложить учащемуся игру по слуху в качестве домашнего задания. Для этого попользуются нетрудные, хорошо знакомые мелодии, которые ученик разучивал в детском саду или школе, слышал в радио- и телепередачах, например: «Веселые гуси» (№ 12), «Во саду ли, в огороде» (№ 17), «Козлик» (№ 19) и др.

Пример нот из самоучителя Лушникова

Наряду с этим учащийся транспонирует те пьесы, которые он исполняет по слуху.
Начиная со 2-го класса можно практиковать игру по слуху двумя руками. Для развития техники левой руки учащимся предлагается подбирать на левой клавиатуре не только аккомпанемент, «о и мелодию. Педагог должен доказать необходимость умения исполнять мелодию левой рукой, продемонстрировав ряд произведений; «На зеленом лугу» (№ 77), «На горе-то калина» (№ 116) и др.
Игра по слуху и транспонирование должны проводиться на протяжении всего обучения и войти в привычку.
Активизации внутреннего слуха и музыкальной памяти содействует также игра в медленном темпе, быстрое заучивание произведения наизусть, импровизация и сочинение музыки.
Медленный- темп не только облегчает игру и помогает рассмотреть технически трудные места, но и способствует предслышанию. Опережая движение пальцев, внутренний слух направляет их. Если какой-либо палец отстает и не нажимает во время на нужную клавишу (например, 1-й палец при подкладывании), то достаточно проиграть данное место очень медленно несколько раз — и палец сам заранее потянется к указанной слухом клавише.
Быстрое заучивание наизусть развивает музыкальную память и ассоциативные связи между слуховыми представлениями и исполнительскими движениями. Чем дольше играется пьеса по нотам, тем меньше этих связей и тем труднее руководить игрой.