В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

ОБ АППЛИКАТУРЕ

 

 

Яркое художественное исполнение невозможно, если игра неудобна. Удобство игры обеспечивает уверенность, точность, легкость, спокойствие, прочное запоминание. Это в значительной степени зависит от правильного чередования пальцев при игре — от аппликатуры.
Воспитанию аппликатурной дисциплины способствует последовательность и постепенность в усложнении прорабатываемого нотного материала, а также систематическая игра гамм, арпеджио, аккордов 'И различных упражнений.
Усложнять материал следует постепенно, с учетом возможностей учащегося. Наиболее способным ученикам можно предложить подбор мелодии е простейшим аккомпанементом.
С первых шагов игры по нотам в домашнее задание включается транспонирование в «удобные» тональности (с использованием и черных клавиш).
В первоначальном периоде обучения учащемуся следует давать преимущественно такие пьесы и упражнения, которые можно исполнить, применяя «натуральную» аппликатуру, характеризующуюся непринужденностью движений пальцев в их естественном положении.
При «натуральной» аппликатуре мальцы, находящиеся рядом (например, 2-й и 3-й), нажимают на соседние клавиши (например, ре и ми). Игра через одну, две, три клавиши предусматривает такое же количество незанятых пальцев. Исключение составляют 1-й и 2-й пальцы: расстояние между ними позволяет свободно играть как на соседних клавишах, так и через одну-две клавиши.
«Натуральная» аппликатура возможна как при игре в одной позиции (то есть без передвижения кисти руки по клавиатуре), так и при перемещении позиций.

«Натуральная» аппликатура в одной позиции.

Скачать ноты

Лушников - Школа игры на аккордеоне

Правильное определение границ соседних позиций позволяет избежать неудобных раздвижений и сближений пальцев. (Они заменяются перемещением кисти на новый участок клавиатуры.)
Свободное перемещение позиций приближает всякую аппликатуру к «натуральной». Это ускоряет процесс приспособления к клавиатуре инструмента и фактуре изучаемого произведения (см. разделы «Исполнение в одной позиции», стр. 24 и «Перемещение позиций», стр. 28).

Подкладывание 1-го пальца и перекладывание 3-го при игре гамм можно трактовать также и как перемещение позиций.

Самоучитль - школа для аккордеона

Пунктиром обозначены позиции.

Иногда перемещение позиций осуществляется с помощью подмены пальцев

Скачать ноты для аккордеона