Яркое художественное исполнение невозможно,
если игра неудобна. Удобство игры обеспечивает уверенность, точность,
легкость, спокойствие, прочное запоминание. Это в значительной степени
зависит от правильного чередования пальцев при игре — от аппликатуры.
Воспитанию аппликатурной дисциплины способствует последовательность и
постепенность в усложнении прорабатываемого нотного материала, а также
систематическая игра гамм, арпеджио, аккордов 'И различных упражнений.
Усложнять материал следует постепенно, с учетом возможностей учащегося.
Наиболее способным ученикам можно предложить подбор мелодии е простейшим
аккомпанементом.
С первых шагов игры по нотам в домашнее задание включается транспонирование
в «удобные» тональности (с использованием и черных клавиш).
В первоначальном периоде обучения учащемуся следует давать преимущественно
такие пьесы и упражнения, которые можно исполнить, применяя «натуральную»
аппликатуру, характеризующуюся непринужденностью движений пальцев в их
естественном положении.
При «натуральной» аппликатуре мальцы, находящиеся рядом (например, 2-й
и 3-й), нажимают на соседние клавиши (например, ре и ми). Игра через одну,
две, три клавиши предусматривает такое же количество незанятых пальцев.
Исключение составляют 1-й и 2-й пальцы: расстояние между ними позволяет
свободно играть как на соседних клавишах, так и через одну-две клавиши.
«Натуральная» аппликатура возможна как при игре в одной позиции (то есть
без передвижения кисти руки по клавиатуре), так и при перемещении позиций.
«Натуральная» аппликатура в одной позиции.
Правильное определение границ соседних позиций позволяет
избежать неудобных раздвижений и сближений пальцев. (Они заменяются перемещением
кисти на новый участок клавиатуры.)
Свободное перемещение позиций приближает всякую аппликатуру к «натуральной».
Это ускоряет процесс приспособления к клавиатуре инструмента и фактуре
изучаемого произведения (см. разделы «Исполнение в одной позиции», стр.
24 и «Перемещение позиций», стр. 28).
Подкладывание 1-го пальца и перекладывание 3-го при игре гамм можно трактовать также и как перемещение позиций.
Пунктиром обозначены позиции.
Иногда перемещение позиций осуществляется с помощью подмены пальцев