В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И РАБОТА В КЛАССЕ

 

 

Работа в классе — это не только занятия музыкой, но и воспитание ученика. Наиболее сильное воспитательное воздействие оказывает личность самого учителя. Ученик видит в нем пример для подражания, и учитель должен обладать качествами, достойными этого.
Руководя, указывая, наставляя, учитель в то же время обязан прислушиваться к мнению ученика. Выдвигая определенные требования, он должен быть уверен, что они выполнимы.
Нужно поддерживать ученика в его лучших устремлениях, замечать и поощрять творческое отношение к музыке, воспитывать самостоятельность.
Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству. Для этого нужно так упростить технологию освоения инструмента, чтобы встречающиеся исполнительские трудности не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального произведения и с самим процессом исполнения. Решающую роль в этом играет соблюдение важнейших принципов обучения—последовательности и постепенности. Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности — конкретных умений (выученных пьес, приобретения исполнительских навыков и т. п.).

Каждый урок, каждое домашнее занятие должны быть проведены интересно, увлекательно, содержательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения, тогда интерес к музыке может стать постоянным, устойчивым.
Требования к проведению урока:
а) каждый урок должен иметь четкую цель и задачи;
б) каждое занятие должно приносить учащемуся новые знания, умения, навыки;
- в) урок должен вестись на эмоциональном подъеме, пробуждать чувства ученика.
Следует разнообразить содержание и форму занятий.
Например, если один урок начинается с проверки наиболее трудной части задания (разобранной пьесы или технически сложных мест), то другой можно начать с повторения старого репертуара, игры по слуху, чтения с листа, демонстрации педагогом нового произведения, с беседы и т. д. Но ни на одном уроке нельзя упускать из виду наиболее важную на данном этапе работу.
Полезным и интересным является прослушивание учащимся знакомого произведения в исполнении другого ученика с последующим обменом мнениями, работа с одним учеником в присутствии других. Большое воспитательное значение имеет посещение занятий родителями.
Проверяя работу учащегося, необходимо узнать, какие приемы он использовал при подготовке задания, и попросить показать эти приемы.
Педагог должен быть в курсе программы по теории музыки и сольфеджио, чтобы сообразовать свои требования со знаниями ученика в области теоретических дисциплин.
Одним из условий результативности домашней работы является правильная запись в дневнике учащегося. Она должна быть предельно ясной и краткой.
В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания вызывали интерес, включали элементы смекалки, занимательности. На процесс выполнения домашних заданий влияет понятное и интересное объяснение материала. Необходимо, чтобы ученик после каждого занятия четко представлял задание и способы его выполнения.
Старшеклассников следует приучать к самостоятельному ведению дневника: формулируя задание, они смогут лучше уяснить его суть. Необходимо регулярно выставлять в дневнике оценки, так как оценка позволяет ученику осознать требования, которые предъявляются к самостоятельной работе. Педагог должен хорошо знать своих учеников, их личностные особенности, интересы, успеваемость в общеобразовательной школе, участие в общественной жизни. Необходимо поддерживать связь с родителями учащегося, чтобы быть в курсе его домашних занятий. Следует также проявлять интерес к игре учеников в ансамбле или оркестре и при необходимости помогать им в разучивании трудных партий.
Важным стимулом успехов учащихся являются классные мероприятия: родительские собрания, исполнительские вечера, вечера чтения с листа, игры по слуху, импровизации, исполнения самостоятельно выученных произведений и т. д. Необходимо практиковать и коллективные посещения концертов.

Педагог должен неустанно искать новые, более совершенные формы и методы работы. Каждый новый методический шаг — это эксперимент, результат которого обнаруживается позднее. Поэтому учитель должен вести записи и постоянно читать методическую литературу. Педагог должен позаботиться и о том, чтобы у учащегося была хотя бы небольшая своя нотная библиотечка, которая позволит педагогу, помимо основных, давать дополнительные задания на самостоятельную работу (чтение с листа, разучивание популярных песен, танцев и т. д.).