Работа в классе — это не только занятия музыкой, но и воспитание ученика.
Наиболее сильное воспитательное воздействие оказывает личность самого
учителя. Ученик видит в нем пример для подражания, и учитель должен обладать
качествами, достойными этого.
Руководя, указывая, наставляя, учитель в то же время обязан прислушиваться
к мнению ученика. Выдвигая определенные требования, он должен быть уверен,
что они выполнимы.
Нужно поддерживать ученика в его лучших устремлениях, замечать и поощрять
творческое отношение к музыке, воспитывать самостоятельность.
Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть
не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание
устойчивого интереса к музыкальному искусству. Для этого нужно так упростить
технологию освоения инструмента, чтобы встречающиеся исполнительские трудности
не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального
произведения и с самим процессом исполнения. Решающую роль в этом играет
соблюдение важнейших принципов обучения—последовательности и постепенности.
Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей
деятельности — конкретных умений (выученных пьес, приобретения исполнительских
навыков и т. п.).
Каждый урок, каждое домашнее занятие должны быть проведены интересно,
увлекательно, содержательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения,
тогда интерес к музыке может стать постоянным, устойчивым.
Требования к проведению урока:
а) каждый урок должен иметь четкую цель и задачи;
б) каждое занятие должно приносить учащемуся новые знания, умения, навыки;
- в) урок должен вестись на эмоциональном подъеме, пробуждать чувства
ученика.
Следует разнообразить содержание и форму занятий.
Например, если один урок начинается с проверки наиболее трудной части
задания (разобранной пьесы или технически сложных мест), то другой можно
начать с повторения старого репертуара, игры по слуху, чтения с листа,
демонстрации педагогом нового произведения, с беседы и т. д. Но ни на
одном уроке нельзя упускать из виду наиболее важную на данном этапе работу.
Полезным и интересным является прослушивание учащимся знакомого произведения
в исполнении другого ученика с последующим обменом мнениями, работа с
одним учеником в присутствии других. Большое воспитательное значение имеет
посещение занятий родителями.
Проверяя работу учащегося, необходимо узнать, какие приемы он использовал
при подготовке задания, и попросить показать эти приемы.
Педагог должен быть в курсе программы по теории музыки и сольфеджио, чтобы
сообразовать свои требования со знаниями ученика в области теоретических
дисциплин.
Одним из условий результативности домашней работы является правильная
запись в дневнике учащегося. Она должна быть предельно ясной и краткой.
В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания вызывали интерес,
включали элементы смекалки, занимательности. На процесс выполнения домашних
заданий влияет понятное и интересное объяснение материала. Необходимо,
чтобы ученик после каждого занятия четко представлял задание и способы
его выполнения.
Старшеклассников следует приучать к самостоятельному ведению дневника:
формулируя задание, они смогут лучше уяснить его суть. Необходимо регулярно
выставлять в дневнике оценки, так как оценка позволяет ученику осознать
требования, которые предъявляются к самостоятельной работе. Педагог должен
хорошо знать своих учеников, их личностные особенности, интересы, успеваемость
в общеобразовательной школе, участие в общественной жизни. Необходимо
поддерживать связь с родителями учащегося, чтобы быть в курсе его домашних
занятий. Следует также проявлять интерес к игре учеников в ансамбле или
оркестре и при необходимости помогать им в разучивании трудных партий.
Важным стимулом успехов учащихся являются классные мероприятия: родительские
собрания, исполнительские вечера, вечера чтения с листа, игры по слуху,
импровизации, исполнения самостоятельно выученных произведений и т. д.
Необходимо практиковать и коллективные посещения концертов.
Педагог должен неустанно искать новые, более совершенные формы и методы
работы. Каждый новый методический шаг — это эксперимент, результат которого
обнаруживается позднее. Поэтому учитель должен вести записи и постоянно
читать методическую литературу. Педагог должен позаботиться и о том, чтобы
у учащегося была хотя бы небольшая своя нотная библиотечка, которая позволит
педагогу, помимо основных, давать дополнительные задания на самостоятельную
работу (чтение с листа, разучивание популярных песен, танцев и т. д.).