А.Варфоломос - Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов

Пособия

Самоучители

Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне

 

 

Скачать музыкальную грамоту _ Почитать книгу - третье издание
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
"МУЗГИЗ", 1967г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.

Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.

Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки" В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.

Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966

Нотная грамота популярно Скачать пособие

 

Интервалы и аккорды - пособие для баяна
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
"МУЗГИЗ", 1962г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.

В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:

I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.

Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.

Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.

Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962

Пособие по музыкальной грамоте Скачать пособие

 

Самостоятельное изучение музыкальной грамоты
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
"Музыка", 1990г.

содержание:

 

В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.

Популярное изложение теории музыки для баянистов Скачать самоучитель

 

 

 

Теория музыки для баянистам
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
"Музыка", 1990г.

содержание:

 

 

О Модуляции Транспонировании Ритме Скачать самоучитель

 

Музыкальное пособие pdf
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
"Музыка", 1966г.

содержание:

 

Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.

Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения

Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения

Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения

Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения

Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение

Пособие музыкантам Скачать самоучитель