Школа игры на аккордеоне - Г. Наумов, П. Лондонов

Самоучители

Учебное пособие
Обучение игре на аккордеоне,
пособие - самоучитель в pdf
ноты для аккордеона

 

 

НАЧАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

На первом же занятии необходимо обратить внимание на правильное свободное положение корпуса и аккордеона, объяснить принцип образования звука (при помощи меха, струи воздуха и стальных язычков) и учиться правильно и плавно разжимать и сжимать мех, получая при равномерном движении ровный по силе звук. Ученик должен слышать звук и регулировать его громкость скоростью движения меха.
Следующее занятие посвящается элементарной теории музыки — ознакомлению с самыми элементарными понятиями о звуке и нотном письме. Центральной задачей является правильная постановка руки {кисти и пальцев) на клавиатуре в объеме до—соль первой октавы. Нужно терпеливо и настойчиво следить за плавным движением руки и отсутствием напряжения мышц кисти и пальцев. Целесообразнее для этого использовать целые и половинные ноты (и паузы), чтобы ученик имел больше времени сосредоточить свое внимание на равномерном движении меха, свободном движении пальцев, следить за плавным звучанием. Уже в этом занятии следует достигнуть полной взаимосвязи отдельных понятий: «нота—палец—мех—счет». В этом состоит основная цель урока.

Дальнейшие занятия посвящаются закреплению теоретических сведений на основе разучивания небольшой пьесы. Она исполняется в сопровождении аккомпанемента, исполняемого учителем, чтобы уже с самого начала ученик привык к правильному отсчету долей такта.
Кроме того, гармоническое сопровождение придает упражнению полноту звучания и яркую, характерную окраску, а ученик сразу видит первые шаги своего обучения в настоящей музыке.

 

ОБЩИЙ ВИД АККОРДЕОНА

 

Аккордеон состоит из трех основных частей: правой клавиатуры (с клавишами), левой клавиатуры
(с кнопками) и меха, служащего для нагнетания воздуха в процессе извлечения звука.

Ноты, сборники для аккордеона

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ АККОРДЕОНА ПРИ ИГРЕ

 

При игре на аккордеоне сидя или стоя, корпус исполнителя должен быть выпрямлен. Не следует наклоняться вперед, вбок или откидываться назад. Аккордеоны небольших размеров закрепляются при помощи ремней так, чтобы нижняя часть клавиатуры правой стороны упиралась в колени, а задняя сторона плотно прилегала к грудной клетке. Мех и басовая сторона двигаются свободно. Мех не должен тереться о ремень или о другие, мешающие движению предметы. Верх аккордеона находится на уровне плеча.

Игра на аккордеоне

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА

 

Музыка создается из звуков определенной высоты. При нажатии на клавишу при разжиме или сжиме меха слышен определенный звук, а при нажатии на кнопку в левой клавиатуре — слышен один или несколько звуков.
При движении меха (разжиме и сжиме) образуется воздушная струя. При нажиме клавиши или кнопки воздушная струя проходит через узкое отверстие со звуковой пластинкой, и под воздействием воздушной струи звуковая пластинка начинает колебаться, создавая звуковые волны.

Игра на аккордеоне

1. Нажатая клавиша;
2. Отверстие со звуковой пластинкой;
3. Мех;
4. Движение воздуха через звуковую пластинку в мех при разжиме;
5. Движение воздуха при сжиме;
6. Нажатая кнопка;
7. Отверстие с басовой звуковой пластинкой.

Движение меха осуществляется левой рукой. Нажимать на клавиши и кнопки нужно спокойно, без каких-либо лишних усилий, так как громкость звука зависит
Только от силы (скорости, интенсивности) движении меха, а не от силы нажатия пальца па клавишу или кнопку.