Баян - история создания, исполнители баянисты

ПОСОБИЯ

В гармонике таится все то, чем богата музыка.
А.В. Луначарский

В книге в популярной форме рассказывается об истории создания и широкого распространения русского народного инструмента — баяна, дается краткое описание его современных конструкций и способов игры. Содержатся сведения о выдающихся исполнителях-баянистах.
Для читателей, интересующихся историей музыкальной культуры, а также учащихся музыкальных учебных заведений.

 

 

Книга - пособие по баяну
Новожилов В.
Баян: Популярный очерк

"Музыка", 1988г.
(pdf, 3.51 Мб)

Содержание:

 

У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян. Несмотря на свою популярность во многих странах, баян достойно и прочно занял место в ряду русских народных музыкальных инструментов. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами и несут живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что этот музыкальный инструмент гордо носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси.
Почему же баян пользуется поистине всенародной любовью? Хорошо знакомые слова «Какая песня без баяна» из популярной лирической песни выражают суть нашего отношения к этому широко распространенному музыкальному инструменту. Главное, видимо, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно «спеть» задушевную песню, как говорят в народе, тронуть за душу. Его глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств — от глубокой печали до безудержного веселья.
Живет в памяти народа и голос фронтового баяна. В суровые дни военных испытаний он звучал в землянке и госпитале, на корабле и в заводском цеху, с честью выполнял свой патриотический долг, вселяя радость и надежду в бойцов и тружеников тыла, вдохновляя их на подвиги.
Искусство баяна не замкнулось рамками фольклорных жанров, а взяло на себя пропаганду в широких народных массах классической музыки. Трудно переоценить роль баяна, особенно на протяжении последних десятилетий, в музыкальном просвещении народа, в приобщении многомиллионной слушательской аудитории к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

 

Скачать ноты Скачать книгу

ЧТО ЧИТАТЬ О ГАРМОНИКЕ И БАЯНЕ
1. Акимов Ю. Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.— М., 1980.
2. Басурманов А. П. Справочник баяниста.— 2-е изд., испр. и доп.— М., 1987.
3. Баян и баянисты: Сборник методических статей.— Вып. 1—7.— М., 1970—1987.
4. Бендерский Л. Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах.— Свердловск, 1983.
5. Благодатов Г. И. Русская гармоника.— Л., 1960.
6. Быстряков М. С, Хорошайлова Л. М. Баянист Иван Паницкий.— Саратов, 1976.
7. Галактионов В. М. Чарующая песнь его баяна.— Саратов, 1985.
8. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне.— М., 1985.
9. Лысенко Н. Т. Квартет баянистов Киевской филармонии.— Киев, 1979.
10. Максимов Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник.— 2-е изд., доп. и перераб.— М., 1979.
11. Максимов Е. И. Российские музыканты-самородки.— М., 1987.
12. Мирек А. М. Из истории баяна и аккордеона.— М., 1967.
13. Мирек А. М. Справочник по гармоникам.— М., 1968.
14. Мирек А. М. И звучит гармоника.— М., 1979.
15. Ризоль Н. И. Очерки о работе в ансамбле баянистов (на основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии).— М., 1986.
16. Смирнов Б. Ф. Искусство сельских гармонистов / Под общ. ред. С. В. Аксюка.— М., 1962.