В. Новожилов - Баян: Популярный очерк

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЯНЕ

 

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

Гармонисты и первые баянисты конца XIX — начала XX веков

 

 

Конструктивное совершенствование баяна, как и любого музыкального инструмента, связано с развитием исполнительства на нем. В свою очередь, искусство игры на баяне формировалось прежде всего под влиянием исполняемого репертуара. Процесс его становления начался фактически с начала этого столетия, когда большинство популярных музыкальных инструментов уже имели накопленную веками оригинальную классическую литературу. Чтобы понять причины столь интенсивного за короткий исторический срок преобразования гармоники из примитивного инструмента для бытового музицирования в совершенный концертный баян, на котором возможно исполнение сложнейших современных сочинений, проследим кратко историю развития игры на них.
Мы уже отмечали, что во второй половине прошлого века гармоника становится самым распространенным музыкальным инструментом в быту сначала в городе, а затем и в деревне. Именно ее функции бытового музыкального инструмента диктовали простоту конструкции и приемов игры, доступность в связи с массовым производством и универсальность. Очень скоро эти качества оценили простые народные музыканты, для которых игра на гармонике стала профессией. Так появились гармонисты в ресторанах, трактирах, просто бродячие музыканты. Позднее гармоника проникла и на арену цирков, став полноправной участницей клоунад и музыкальных эксцентриад.

Большую популярность приобрел гармонист-самоучка Петр Невский, выступавший с сольными концертами. Он не только демонстрировал виртуозное владение различными гармониками, изготовленными по его заказу, но и пел сатирические куплеты и жанровые песни. Выступал П. Невский и на ярмарках, в трактирах, на народных гуляниях. В 90-е годы прошлого века он выезжал в заграничные поездки, одним из первых стал записываться на грампластинки, наконец, первым из гармонистов солировал в сопровождении симфонического оркестра. Репертуар артиста был огромен: многочисленные русские народные песни и танцы, попурри и фантазии, куплеты под собственный аккомпанемент, отрывки из классических произведений М. Глинки, П. Чайковского, Дж. Верди и других. Исполнение популярной классической музыки, требовавшей хроматического звукоряда, заставило гармониста реконструировать маленькую диатоническую гармонику «черепашку», добавив хроматически измененные звуки в левую клавиатуру. Так происходило и в дальнейшем. Новые, более сложные художественные задачи, встававшие перед исполнителем, стимулировали его поиск новых конструктивных решений.
Среди других гармонистов-профессионалов, получивших большую известность, были Файзулла Туишев (игравший, как и П. Невский, на однорядных гармониках), Петр Жуков (исполнитель на двух- и трехрядной петербургской гармонике, организатор первого профессионального дуэта гармонистов), Василий Иванов (известный как Вася Удалой, играл на трехрядной венке, выступал с хором М. Пятницкого, аккомпанировал певице и собирательнице народных песен О. Ковалевой).

Преобладающим стилем выступления гармонистов в те годы был «театрально-цирковой». Многие стремились поразить публику обилием инструментов и техникой игры на всех их видах, экстравагантными костюмами, актерским «обыгрыванием» исполняемого репертуара. Без этих атрибутов игра на несовершенном инструменте недостаточно образованного гармониста, обладавшего в лучшем случае отличными природными способностями, просто не могла быть воспринята широкой публикой, не говоря уже о восприятии неподготовленными слушателями серьезной музыки. Такой стиль исполнительства, сохранявшийся на протяжении нескольких десятилетий, безусловно, не способствовал быстрому завоеванию слушательских симпатий и авторитета у профессиональных музыкантов новым инструментом — баяном, игра на котором выходила на качественно иной художественный уровень.
Другой формой исполнительства стало профессиональное и любительское ансамблевое музицирование. Его примером может служить «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках» — первый коллектив подобного типа, организованный Н. Белобородовым. Деятельность оркестра продолжалась много лет и оказала значительное влияние на популяризацию русского народного инструмента и уровень исполнительства на нем. По заказу Н. Белобородова для его оркестра была разработана и изготовлена целая серия оркестровых гармоник — от пикколо до контрабаса, что явилось новым направлением в конструировании инструмента. Дело Н. Белобородова продолжил В. Хегстрем. Его оркестр, в котором появились уже и баяны, стал заметным явлением в музыкальной жизни первых двух десятилетий XX века. В 1906 году В. Хегстрем совместно с музыкантами оркестра организовал Первое российское общество любителей игры на хроматических гармониках. Развернувшаяся многогранная деятельность общества — организация и проведение концертов, выставок, издание книг, журналов, пособий по производству хроматических гармоник — оказала большое влияние на широкое распространение этого инструмента среди населения и его дальнейшее совершенствование.
В 1907 году состоялось первое в истории отечественной музыкальной культуры выступление оркестра гармоник на академической концертной площадке: коллектив Хегстрем а играл в Малом зале Московской консерватории. А в следующем году часть его репертуара была записана на пластинки граммофонной фирмой «Бр. Пате».

Ансамблевая игра на гармониках и баянах приобрела особенно большую популярность в первой четверти нашего столетия. Широкое распространение на эстраде получили дуэты, трио, квартеты и другие составы. Едва ли не самым известным ансамблем была «Гармония», созданная Василием Варшавским в 1904 году. Основу огромного репертуара ансамбля составляла бытовая музыка и в первую очередь — танцевальная на любой вкус от русской «Барыни» до «Аргентинского танго». Сотни тысяч пластинок с записями ансамбля распространились по всей России. В. Варшавский вошел в историю русской гармоники и как автор ее новой конструкции — «черепашки» Варшавского. Это была маленькая хроматическая гармоника, где к одному диатоническому ряду правой клавиатуры гармонист добавил второй ряд с альтерированными звуками. На левой клавиатуре в отличие от обычной «черепашки» был несколько расширен аккомпанемент.

Большой известностью пользовались и другие ансамбли, в том числе: дуэт И. Соловьева и Г. Бруева, не имевший себе равных по количеству записей на грампластинках (Москва), «Трио ростовских гармонистов под управлением А. Кузьмина», «Трио гармонистов-виртуозов под управлением П. Панова» (Петербург), квартет X. Юсупова (Казань), оркестры (ансамбли) под управлением В. Малявкина (Москва), Г. Лебедева (Петербург) и многие другие.
Ансамблевое исполнительство благотворно сказывалось на расширении репертуара и совершенствовании мастерства гармонистов. Ведь абсолютное их большинство играло по слуху, а исполняемые пьесы не отличались сложностью. Дух творческого соревнования, царивший в ансамблях, способствовал достижению более высоких художественных результатов.
С появлением баяна многие известные гармонисты, выступавшие на эстраде, переходят на эту более совершенную модель. Самых добрых слов заслуживает в этой связи творческая деятельность Я. Орланского-Титаренко. Начиная с 1908 года,он постоянно выступает с концертами в синематографах, ресторанах, залах частных домов, на открытых эстрадах парков и садов, пропагандируя новый музыкальный инструмент. Появляется первая грамзапись голоса русского баяна. В 1909 году музыкант организовал ансамбль «Баян», где с дуэтом баянистов и с гармонистом выступали исполнители на кларнете и тромбоне. Программы ансамбля отличались хорошим музыкальным вкусом, а игра — высокой культурой и профессионализмом.

Все же большинство первых баянистов-исполнителей были талантливыми музыкантами-самоучками, порой даже не знавшими нотной грамоты. Своей популярностью они были обязаны исключительному трудолюбию и большим природным способностям. Это и П. Панов, участник ансамбля «Баян», затем А. Боков, выступавший на выборном баяне в сопровождении ножных басов (ногофона)8, Н. Баврин, игравший одно время в дуэте с Пановым в Петрограде, а позже с другими баянистами в кинотеатрах Москвы, наконец, Л. Рахолло, исполнитель первой партии в оркестре Г. Лебедева, В. Жерехов, И. Шишкин и многие другие. В 10—20-е годы мастерство баянистов растет. Можно назвать имена двух петроградских музыкантов П. Стрыгина и М. Зеленко, московского исполнителя А. Тульского-Батищева. П. Стрыгин, как и А. Боков, аккомпанировал себе на ногофоне, в его репертуаре была уже Вторая рапсодия Ф. Листа и другие классические произведения. М. Зеленко в 20-е годы играл на уникальном готово-выборном баяне, применяя пятипальцевую аппликатуру. В исполнении А. Тульского-Батищева звучали вальсы И. Штрауса и Э. Вальдтейфеля, увертюра к опере Ж- Бизе «Кармен», мелодии из оперетт И. Кальмана и Ж. Оффенбаха.
Тульский-Батищев вошел в историю баяна и как талантливый изобретатель. У этого музыканта были поистине золотые руки. Свой заказной тульский баян он неоднократно переделывал. Используя для сопровождения ножные басы, Батищев вначале заменил левую клавиатуру с готовыми аккордами на выборную. Затем блестяще применил в качестве аккомпанирующего инструмента фортепиано. Для этого он переделал левую механику баяна и соединил ее с приставкой к фортепиано посредством тонких резиновых шлангов через ножные всасывающие меха. Система приводилась в движение разреженным воздухом в соединительных трубочках, причем при игре на левой клавиатуре без движения баянным мехом звучало только фортепиано. Вскоре русский умелец сконструировал механическую скрипку, пробуя играть на ней одновременно с баяном. Однако эта попытка оказалась неудачной. С 1917 года Тульский-Батищев стал выступать в ансамбле с женой, для которой изготовил гармонику с фортепианными клавиатурами на правом и левом полукорпусах. Позже им была претворена в жизнь идея одновременного звучания трех инструментов, управляемых одним исполнителем. В 1926 году мастер-музыкант изготовил новый вариант системы, состоявший из трех механических скрипок, круглого вращающегося смычка и металлических пальцев. С помощью резиновых трубочек устройство соединялось с правой клавиатурой баяна и включалось нажатием спиной на рычаг, укрепленный сзади на стуле. Таким образом, одновременно звучали баян, фортепиано и скрипка. «Человек-оркестр», как называла публика Тульского-Батищева, демонстрировал при этом еще и яркое исполнение, покоряя слушателей исключительной музыкальностью.