В. Новожилов - Баян: Популярный очерк

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЯНЕ

 

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

Творческие достижения баянистов 20—40-х годов

 

 

20-е годы знаменуют собой очень важный этап не только в дальнейшем развитии исполнительства на баяне, но и в истории отечественной гармоники. В этот сложный период становления советской музыкальной культуры наше государство уделяет особое внимание гармонике как наиболее действенному орудию повышения культурного уровня населения, единственному для большинства районов страны инструменту, способствующему распространению музыки и музыкального образования. Над гармоникой берет шефство комсомол. В 1926 году был выдвинут лозунг: «Гармонь— на службу комсомолу!» В городах и селах разворачивается массовая кампания по использованию гармоники в политико-просветительных целях. Она вылилась в организацию огромного числа конкурсов исполнителей на гармониках, в которых принимали участие все желающие без ограничений. Только за один 1927 год в более чем 2500 конкурсах участвовало около 30 ООО человек, а количество слушателей исчислялось миллионами.
Первый конкурс гармонистов и балалаечников был проведен в Ленинграде в октябре 1926 года в Актовом зале Смольного под председательством выдающегося композитора А. К. Глазунова. В состав жюри входили профессор Ф. А. Ниман, П. А. Серебряков, баянисты Я. Ф. Орланский-Титаренко и Л. Д. Рахолло, представители консерватории, филармонии и других учреждений. Первое место занял баянист Д. Стрыгин (сын П. Стрыгина). В декабре состоялся Первый московский губернский конкурс гармонистов и баянистов. Вновь председательствовал на нем композитор — М. М. Ипполитов-Иванов, в жюри входили нарком просвещения A. В. Луначарский, режиссер Вс. Э. Мейерхольд, профессора Московской консерватории К- Н. Игумнов, Л. М. Цейтлин и Н. Я- Брюсова, баянисты А. И. Кузнецов, М. Я. Макаров,
Я- Ф. Попков, представители культурно-просветительных учреждений и газет. Первое место занял баянист И. Гладков, победителями стали также В. Косарев, В. Рожков, Н. Отделенов, Ф. Николаев. Торжественное закрытие конкурса, состоявшееся в Большом театре 20 декабря 1926 года, вылилось в настоящий праздник советской гармоники. Весь концерт шел под аккомпанемент трио баянистов Театра им. Вс. Мейерхольда в составе А. Кузнецова, М. Макарова, Я. Попкова. В 1928 году состоялись вторые подобные конкурсы в Москве и Ленинграде. Среди победителей московского конкурса были баянисты И. Осипов и А. Сурдин (1-е место), B. Рожков (2-е место). В течение 1926—1929 годов конкурсы прошли во многих городах страны: Саратове (победил И. Паницкий), Томске (победил И. Маланин), Новосибирске. Пскове, Новгороде, Минске, Мурманске и других.

Проходившие массовые творческие соревнования выявили несовершенство музыкальных инструментов подавляющего большинства выступавших гармонистов. Для организации производства качественных инструментов была создана при поддержке А. В. Луначарского комиссия по исследованию и усовершенствованию гармоник при Государственном институте музыкальной науки (ГИМН). В 1928 году в Москве состоялась Первая Всесоюзная выставка гармоник. Московский комитет ВЛКСМ начал выпуск газеты «За гармонику». На восьми страницах она освещала проблемы развития исполнительства на народном музыкальном инструменте, сообщала сведения о конкурсах, новинках нотной литературы, новых моделях гармоник и баянов.
Начинает решаться вопрос об организации системы музыкального образования исполнителей на популярных народных инструментах. В 1926 году в Ленинграде при Третьем государственном музыкальном техникуме по инициативе Я. Ф. Орланского-Титаренко, К- Н. Летвиченко и А. Л. Клейнарда открывается класс баяна. В следующем году А. Л. Клейнард организовал квартет баянистов, исполнявший сложные классические произведения, в том числе увертюру к опере В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Еще через год из числа учащихся техникума формируется оркестр гармонистов в количестве более 30 человек. Технический и художественный уровень исполнения оркестра в начале 30-х годов был весьма высок, в репертуаре основное место помимо народной занимала симфоническая музыка в переложении для оркестра гармоник, сделанном его руководителем Клейнардом: «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта, Вальс-фантазия, «Камаринская», увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки и другие.
Организуется профессиональное обучение баянистов и в Москве. Первыми преподавателями по баяну в Музыкальном техникуме имени Красной Пресни были Л. М. Банович, А. Ф. Данилов, В. И. Косарев, В. С. Рожков. Открываются классы баяна в учебных заведениях других городов: в 1924 году в 1-й музпрофшколе при Киевской консерватории, в 1928 году в Омске.

В 1926 году в Москве Л. М. Бановичем был создан «Первый в СССР Государственный симфонический оркестр гармонистов». Его плодотворная музыкально-просветительская деятельность на протяжении 13 лет существования является славной страницей истории отечественной гармоники советского периода9.
В 20-е годы начинается творческая деятельность трио баянистов в составе А. Кузнецова, М. Макарова и Я. Попкова. В 1925 году они работали в Театре им. Вс. Мейерхольда, участвуя в музыкальном оформлении спектаклей выдающегося режиссера («Лес» А. Островского, «Клоп» В. Маяковского, «Мандат» Н. Эрдмана, «Даешь Европу» М. Подгаецкого и других). Одновременно трио осуществляло многочисленные концертные выступления и участие в радиопередачах. Артисты стали первыми советскими баянистами, побывавшими за рубежом (Германия, 1930). В 1934 году вместо М. Макарова в состав трио вошел А. Данилов. Деятельность этих музыкантов, продолжавшаяся около 30(!) лет, получила широчайшую известность и всеобщее признание в стране. Классические произведения, музыка советских композиторов, обработки народных песен и плясок — все находило в их исполнении мастерское воплощение, звучало ярко, выразительно и неповторимо. Особенно хорошо исполняли музыканты произведения на народные темы — то удивительно проникновенно, то с лихим задором. И в этом заключался один из секретов их огромной популярности. А. Кузнецов играл на выборном баяне своей конструкции (с дополнительным басовым рядом), А. Данилов — на выборном и Я. Попков — на готово-выборном. Такое сочетание инструментов открывало большие возможности для подлинно оркестрового звучания ансамбля. Выдающиеся певцы И. Козловский, С. Лемешев, Л. Русланова выступали в сопровождении трио. Ансамбль неоднократно играл с симфоническим оркестром.
Другими популярными исполнителями на баяне в Москве в 20-е годы были И. Марьин и переехавшие из Петрограда В. Жерехов и В. Александров, объединившиеся в трио. С 1929 года они стали работать в Ансамбле красноармейской песни, где баяны начали использоваться как основной музыкальный инструмент.
Продолжается исполнительская деятельность Я. Орланского-Титаренко, выступавшего в трио с К- Летвиченко и Т. Кукушкиным.
В Саратове организуется «Трио Бах» в составе Николая, Владимира и Якова Бесфамйльновых, исполнявших с большим успехом произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа М. Глинки, П. Чайковского, Р. Глиэра, С. Прокофьева.
В сибирском крае большой известностью пользовался незрячий баянист И. Маланин, работавший в течение 20 лет солистом Новосибирского радиокомитета (1928—1948), а затем Новосибирской филармонии (до 1957 года).

Там же в Сибири, в Красноярске, в 1924 году образовался семейный квартет Онегиных, с успехом гастролировавший по стране почти четверть века. В 1935 году ансамблю, признанному высокохудожественным коллективом, было присвоено имя М. М. Ипполитова-Иванова. В репертуаре квартета были Симфония соль минор В. А. Моцарта, увертюра «Эгмонт» и Патетическая соната Л. Бетховена, «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта, увертюры к операм «Вильгельм Телль» Дж. Россини и «Руслан и Людмила» М. Глинки, рапсодии Ф. Листа.
Обращение баянистов к классике было вызвано, с одной стороны, повышением их общемузыкального уровня и мастерским владением новым, более совершенным инструментом, а с другой — отсутствием оригинальной литературы, написанной профессиональными композиторами.
Первые опыты создания оригинальных произведений для баяна относятся к 30-м годам. Среди них Сюита для баяна с готовыми аккордами Ф. Климентова («Марш, Песня и Массовый танец»), Концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром Т. Сотникова (Ростов-на-Дону, 1937, исполнители — баянист В. Павлючук, симфонический оркестр под управлением М. Павермана), Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов Ф. Рубцова (Ленинград, 1937).
Исполнительство на баяне в эти годы не только ширится, но и приобретает новые качественные черты. Наряду с совершенствованием технической оснащенности баянистов их репертуар еще больше обогащается высокохудожественными произведениями классической музыки. Все чаще в концертных выступлениях баянистов звучат вальсы и мазурки Ф. Шопена, рапсодии Ф. Листа, произведения Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и других композиторов-классиков. В этот период выдвигается целый ряд замечательных исполнителей. О творческом пути двоих из нях — наши следующие страницы.

 

 

В летописи баянного искусства нашей страны 1935 год был ознаменован важнейшим событием: 22 мая в Ленинграде, в зале Общества камерной музыки, состоялся первый сольный концерт баяниста в двух отделениях. Были исполнены Чакона И. С. Баха, Пассакалия Г. Ф. Генделя, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, сочинения П. Чайковского, Ф. Шопена. С этого выступления замечательного музыканта Павла Александровича Гвоздева начинается история становления баяна как полноправного солирующего концертного инструмента, зарождается камерно-академическое направление в исполнительстве на нем.
Газета «Ленинградская правда», публикуя сообщение об этом событии, писала: «В лице Гвоздева "демократический баян" впервые дерзнул войти в замкнутый круг лучших произведений мировой музыкальной литературы. И это вторжение убедило в полном праве инструмента на равноценное положение с другими, давно -признанными сольными инструментами концертной эстрады».
П. А. Гвоздев родился в 1905 году в Казани. Получив образование в Казанском музыкальном училище и Ленинградской консерватории по классу фортепиано, Павел Александрович, одержимый идеей доказать большие художественные возможности любимого им с детства русского народного инструмента, становится исполнителем на баяне. В 1930 году по его инициативе открывается класс баяна в одном из музыкальных техникумов Ленинграда. С 1931 года Гвоздев, вернувшись к концертной деятельности, работает в Обществе камерной музыки и затем в Доме армии и флота.

Стремление расширить и обогатить репертуар баянистов произведениями композиторов-классиков и прекрасное знание фортепианной, органной и скрипичной литературы приводят Гвоздева к созданию высокохудожественных обработок, транскрипций и переложений для баяна сочинений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, П. Чайковского, А. Глазунова, популярной музыки И. Штрауса, В. Монти.
Творческая энергия Павла Александровича способствовала и появлению Первого концерта для баяна с оркестром, написанного ленинградским композитором Ф. Рубцовым. Премьера сочинения состоялась в 1937 году в исполнении Гвоздева и Государственного оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева под управлением Э. Грикурова.

С 1938 по 1956 год Гвоздев работал в Краснознаменном им. А. В. Александрова ансамбле песни и пляски Советской Армии. Широкой известностью пользовалось организованное им трио баянистов, в котором вместе с Гвоздевым играли Иван Марьин и его сын Анатолий. Творческая деятельность Гвоздева в ансамбле была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.
На протяжении двух последних десятилетий жизни музыканта (1949—1968) продолжалась его педагогическая деятельность в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и Московском государственном институте культуры. Среди учеников Павла Александровича — лауреат конкурса фестиваля молодежи Белоруссии (1957), дипломант Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1958), рано ушедший из жизни баянист В. Корелов, известные ныне деятели баянного искусства — профессор МГИКа Е. Максимов, и. о. профессора Воронежского института искусств В. Завьялов, доцент ГМПИ им. Гнесиных Б. Егоров.

 

 

Заметный вклад внес Гвоздев в развитие теоретической мысли баянистов. Его работа «Принципы образования звука на баяне и его извлечения» послужила основой современной теории и практики звукоизвлечения на инструменте.
Талантливый человек, Павел Александрович вошел в историю развития баяна как автор оригинальной конструкции инструмента с совмещенными готовой и выборной клавиатурами (1950). Особая схема расположения выборного звукоряда (по принципу фортепиано) и готовых аккордов (в секундовом соотношении баса и аккорда) получила название «системы Гвоздева». Ее разработка отражала общую тенденцию дальнейшего развития инструмента, направленную на преодоление ограниченности готового аккомпанемента и расширение исполнительских возможностей баяна. Несмотря на то, что система Гвоздева не нашла впоследствии применения в производстве готово-выборных баянов, она несомненно сыграла свою роль в поиске оптимальных конструктивных решений. Ее же автор стал одним из первых советских баянистов-исполнителей на готово-выборном баяне.


«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян стал для меня открытием.»" Эти слова композитора И. О. Дунаевского адресованы Ивану Яковлевичу Паницкому, выдающемуся советскому баянисту — гордости отечественной народно-инструментальной музыки. Его большая вдохновенная жизнь — живая история становления и развития баянного искусства в нашей стране.
И. Я. Паницкий родился в 1906 году в городе Балаково Самарской губернии. В первый год жизни мальчика постиг тяжелейший недуг — он навсегда лишился зрения. Познание мира для него происходило через звуки. Исключительный интерес ко всем звуковым проявлениям окружающей жизни рано выявил необыкновенную музыкальную одаренность ребенка. В четыре года Ваня поразил всех домашних, сыграв подобранные по слуху мелодии популярных народных песен на семиклавишной гармонике. Тогда отец купил сыну восьмиклавишную гармонику с четырьмя полутонами — «невскую», затем двухрядную хроматическую. Так в самом раннем возрасте определился его жизненный путь, главное дело всей его жизни — музыка, творчество.
С шестилетнего возраста начался недетский труд ресторанного гармониста. Ваня освоил огромный репертуар, подбирая на гармонике популярные мелодии, перенимая опыт народного музицирования с его замысловатым бесконечным мелодическим, гармоническим и ритмическим варьированием песенных и плясовых наигрышей. Его музыкальный слух и память становятся феноменальными.
В 1918 году произошла памятная встреча Вани Паницкого с легендарным комдивом В. И. Чапаевым. Покоренный его игрой, Василий Иванович, поблагодарив юного исполнителя, сказал Ване тогда, что выйдет из него большой музыкант. Пророческими оказались эти слова. В том же году Иван впервые услышал баян. Мечта овладеть игрой на нем глубоко запала в душу мальчика. Однако путь к баяну оказался долгим. Первой профессиональной школой стали годы обучения игре на фортепиано, затем увлечение скрипичным искусством и занятия в Саратовском музыкальном училище. Именно здесь зародились истоки академического направления в искусстве Паницкого. Трудно сейчас сказать, как сложилась бы творческая судьба Паницкого-скрипача, но сегодня мы благодарны случаю, подарившему нам Паницкого-баяниста.

Оставив училище, Паницкий возвращается к гармонике. В 1927 году на конкурсе гармонистов и баянистов в Саратове он получает звание лауреата I степени и высокую награду «Золотой жетон», впервые врученный гармонисту. Тогда же с новой силой пробуждается страсть к баяну. Однако приобрести инструмент было в те годы делом нелегким. В 1929 году наконец сбывается мечта Паницкого: он становится баянистом-аккомпаниатором Театра малых форм. Открывается наиболее яркая страница творческой деятельности Паницкого.
Это было время, когда баян, в сущности, еще только начинал завоевывать признание и среди музыкантов, и среди слушателей. Настоящих баянистов-профессионалов было мало; ни учебных пособий, ни нот найти было невозможно. Самостоятельно, полагаясь исключительно на свой музыкальный опыт и природный талант, Паницкий блестяще осваивает новый инструмент и становится непревзойденным в те годы виртуозом-исполнителем. Однако не богатейшая техника и виртуозность покоряли в его игре, а глубина чувств, искренность, одухотворенность, необычайное богатство красок и эмоциональных оттенков. Импровизационность игры, наиболее яркая черта его исполнительского стиля, до сих пор является для многих профессиональных баянистов недосягаемой вершиной.
В 1932 году Паницкий основывает класс баяна в Саратовском музыкальном техникуме. Одним из первых он вносит изменение в конструкцию левой клавиатуры инструмента, добавляя к пяти имеющимся рядам шестой — уменьшенные септаккорды.

В эти годы раскрывается и композиторский талант Паницкого, создавшего свои знаменитые, вошедшие в золотой фонд баянной литературы обработки народных мелодий и известных произведений, в том числе «Жаворонка» М. Глинки, «Чардаша» В. Монти, «Полонеза» М. К- Огиньского, «Полосыньки», «Ноченьки», «Во саду ли, в огороде» и многих других. В них он предстает как выдающийся новатор, расширивший и обогативший исполнительские возможности баяна. Вариационный принцип развития с широким использованием подголосочной полифонии создает многоцветное кружевное многоголосие, придает произведениям как бы оркестровое звучание, где идеально слышна каждая партия. Мастерское применение аккордовой фактуры, приемы музыкальной звукописи, новая культура звука — все это оказало огромное влияние на дальнейшее развитие исполнительства на баяне.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны весь свой талант, все силы Иван Яковлевич отдает общему делу победы над врагом. Сотни концертов, тысячи километров изъезженных дорог, бесчисленное множество волнующих и незабываемых встреч. Его вдохновенная игра, в которую музыкант вкладывал всю дущу, возвращала жизненные силы раненым бойцам, подымала дух трудившихся в тылу.
В 1944 году в Свердловске на Всероссийском конкурсе концертных исполнителей Паницкий завоевывает второе место и награждается дипломом12. На этом конкурсе наиболее ярко раскрылась творческая индивидуальность выдающегося баяниста: безупречное техническое мастерство и яркий темперамент удивительно гармонично сочетались с задушевностью, теплотой и искренностью исполнения.
В послевоенные годы заметно расширяется география гастрольных поездок артиста. Слушатели Москвы, Ленинграда и других крупных городов с восхищением принимают выступления Паницкого.
В 1951 году в Малом зале Московской консерватории с большим успехом проходит концерт, в котором с сольными отделениями выступили И. Паницкий и известный советский балалаечник П. Нечепоренко.
Год спустя Иван Яковлевич становится первым исполнителем Концерта для баяна с симфоническим оркестром композитора Н. Чайкина. Он часто выступает по Всесоюзному радио, записывается на грампластинки. Обработки и транскрипции Паницкого прочно входят в репертуар не только концертирующих баянистов, но и учащихся музыкальных учебных заведений. Вдохновенное искусство баяниста приносит людям настоящую радость. К музыканту заслуженно приходят признание и слава.
За выдающиеся заслуги в области исполнительской и общественной деятельности Паницкому первому из советских баянистов присваивается почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1986 году музыкальная общественность Саратова, все любители баянного искусства торжественно отметили 80-летие прославленного музыканта. В областном музее города открыта постоянная экспозиция, рассказывающая о творческом пути Ивана Яковлевича. С 1973 года Саратовская консерватория регулярно проводит межвузовские конкурсы исполнителей на народных инструментах, посвященные И. Я. Паницкому.
Русский самородок, непревзойденный исполнитель народной музыки, И. Я. Паницкий всей своей вдохновенной творческой жизнью вписал славную страницу в историю русского баяна.

В 30-е годы получает дальнейшее развитие и ансамблевое исполнительство. Так, в 1930—1935 годах приобретает популярность квинтет баянистов в составе В. Рожкова, Н. Отделенова, С. Беликова, В. Медведева, А. Тихомирова. Баянисты нового поколения, они уже имели специальное музыкальное образование и были преподавателями инструкторско-педагогического техникума им. Красной Пресни. Интенсивная концертная деятельность, выступления по радио, неоднократное исполнение сложного репертуара с Симфоническим оркестром Большого театра способствовали высокому авторитету этого коллектива у слушателей.
Оригинальный ансамбль создается в 1934 году в Ленинграде. Неутомимый Я. Орланский-Титаренко изобретает монофон — оркестровую тембровую гармонику, представлявшую собой одноголосный инструмент с правой клавиатурой. Клавиши каждого из двух ее рядов располагались по целотонной гамме, что давало возможность использовать одинаковую аппликатуру в шести тональностях. Мягкое, неповторимое звучание различных по диапазону инструментов (сопрано, альта и баритона) ассоциировалось с тембром струнного квартета. Несколько комплектов таких инструментов изготовил мастер В. Самсонов. Тогда же под руководством Я- Орланского-Титаренко рождается квартет монофонов, куда входили А. Тебнев, Л. Литвинов, П. Демидов и А. Кудрявцев. В таком составе ансамбль существовал до 1940 года. С 1949 года в квартете вместе с А. Кудрявцевым и А. Тебневым стали играть Т. Петерсон и В. Гаврилов. Выступления квартета монофонов стали первым опытом использования тембровых гармоник в концертной деятельности баянистов.

Примечательным фактом истории баяна в 30-е годы было его введение в самодеятельные и профессиональные оркестры русских народных инструментов, в том числе в Государственный русский народный оркестр (впоследствии им. Н. Осипова) и в оркестровую группу хора им. М. Пятницкого (1938). Это безусловно обогатило звучание оркестров, придало им недостающую мощь и новые яркие тембровые краски. Баян становится основным музыкальным инструментом в созданном в 1937 году И. Моисеевым ансамбле народного танца, в армейских коллективах. Массовое распространение получает инструмент в художественной самодеятельности в городах, уступая пока по популярности гармонике в сельской местности.
В 1934 году в Киевской консерватории открылся отдел, а затем в 1939 году — первая в СССР кафедра народных инструментов. Музыкантам-баянистам был открыт путь к высшему профессиональному образованию.
В 1939 году проходил Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, ставший важным событием в летописи исполнительства на гармонике. На второй тур смотра в Москву съехалось более 200 баянистов со всех концов страны. Первой премии был удостоен саратовский баянист И. Паницкий, второй — гармонист Ф. Туишев, третьей — Н. Ризоль, М. Белецкая (в баянном дуэте). Грамотой была награждена Р. Белецкая (в баянном дуэте), почетным дипломом — А. Онегин. Смотр продемонстрировал огромный рост исполнительского мастерства и общей культуры музыкантов-баянистов. Баян тогда только начинал долгий и трудный путь своего превращения из бытового в полноправный концертный инструмент.
40-е годы — славные годы в биографии баяна. Ведь он воевал вместе с нашим народом. И именно годы войны выявили подлинную народность этого музыкального инструмента. Баян играл ведущую роль в армейской самодеятельности, многочисленных фронтовых ансамблях и концертных бригадах. Являясь универсальным инструментом, он аккомпанировал певцам и хору, сопровождал пляски и включался в различные инструментальные ансамбли, наконец, солировал, радуя воинов и тружеников тыла звучанием знакомых классических произведений и любимых народных мелодий.
Баяну, гармонике, их месту и роли, в тяжелые военные годы посвятили свои произведения поэты А. Сурков, А. Софронов, A. Твардовский, А. Прокофьев, композиторы М. Блантер,
B. Соловьев-Седой, К. Листов.

В годы войны в армейском ансамбле рождается один из самых замечательных за всю историю баяна дуэт в составе А. Шалаева и Н. Крылова. Их совместная творческая деятельность продолжалась 35 лет! Яркое профессиональное мастерство музыкантов, обширный репертуар, созданный руководителем ансамбля А. Шалаевым, оказали огромное влияние на многие поколения баянистов послевоенных лет. Наверное, не было такого музыканта, профессионально обучавшегося игре на баяне в 50-х, 60-х и даже 70-х годах, которого бы не захватила стихия народной музыки в обработках А. Шалаева! Своим творчеством дуэт продолжал и развивал линию концертного исполнительства, проистекающую из традиций фольклорного русского музицирования, и в этом смысле стал преемником искусства трио баянистов А. Кузнецова, Я. Попкова, А. Данилова, а также непревзойденного мастера исполнения обработок народных мелодий И. Паницкого.

В ансамбле песни и пляски Юго-Западного фронта продолжалась творческая деятельность известного баяниста Николая Ивановича Ризоля. За время войны ансамбль дал более 3000 концертов, в которых постоянно выступал как солист и Н. И. Ризоль. Еще в годы войны он становится первым исполнителем Сонаты си минор Н. Чайкина (посвящена Н. И. Ризолю).
В 1946 году возобновляется деятельность квартета баянистов, организованного еще до войны Ризолем, в составе сестер М. и Р. Белецких и И. Журомского'4. Этот творческий коллектив, в репертуар которого за все время его существования вошло свыше 300 произведений и более 100 вокальных аккомпанементов, представляет собой уникальное явление в ансамблевом исполнительстве на баяне. Прекрасный импровизатор, композитор, автор обработок и переложений, Ризоль в течение десятилетий формирует программы выступлений квартета, известного буквально в каждом уголке нашей необъятной страны. Многолетняя деятельность коллектива оказала большое влияние на развитие баянного исполнительства, на утверждение ансамблевой формы пропаганды музыкального искусства средствами народных инструментов.
Конец 40-х годов был отмечен расширением и открытием новых классов баяна в целом ряде музыкальных училищ. Для подготовки кадров педагогов и исполнителей в 1948 году в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных был открыт факультет народных инструментов. Первым преподавателем класса баяна- на кафедре народных инструментов, возглавляемой А. С. Илюхиным, стал Виктор Глебович Горохов. Организация подготовки кадров баянистов высшей квалификации в Москве сыграла определяющую роль в бурном развитии исполнительства на баяне, начало которому положили 50-е годы.