В. Новожилов - Баян: Популярный очерк

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЯНЕ

Композиторы - баянисты

 

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

Расцвет советского баянного искусства в последние десятилетия

 

 

В 50—60-е годы появляется новое поколение советских баянистов, чье творчество поднимает искусство игры на баяне на новую художественную высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильное, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев.
Юрия Ивановича Казакова заслуженно называют артистом-первооткрывателем. Именно благодаря его творческой фантазии появился на свет качественно новый многотембровый готово-выборный баян. С концертов Казакова началось интенсивное развитие академической сферы в жанре сольного исполнительства на баяне. Наконец, Казаков положил начало триумфальному шествию русского баяна по всей планете.
И глубоко закономерно, что именно этот музыкант первым из советских баянистов удостоен почетного звания народного артиста СССР.
Юрий Иванович Казаков родился в 1924 году в Архангельске в семье известного на Севере баяниста-виртуоза И. Казакова. Талантливый мальчик уже в раннем возрасте научился играть на венской гармонике. В 1929 году газета «Правда Севера» сообщила о выступлении в праздничном концерте в архангельском Большом театре пятилетнего музыканта. Это был первый в его жизни концерт.
Постоянно слушая игру отца, Юра всем сердцем и навсегда полюбил баян. Выбор профессии был определен. К началу войны Казаков — солист Архангельской филармонии. В 1942 году для прохождения армейской службы его направляют в ансамбль Северного флота. Служба в нем явилась прекрасной школой для молодого музыканта. И что важно, школой не только профессиональной (Казаков руководил группой баянистов, репетировал с хором и танцорами, готовил сольные номера), но и школой гражданственности, патриотизма, мужества. Выступая на кораблях и катерах, в землянках и госпиталях, на переднем крае Карельского фронта и полуострове Рыбачий, ансамбль давал в день по 6—7 концертов. Нелегкий труд артиста в годы войны был отмечен орденом Красной Звезды, медалями.
В 1946 году Казаков возвратился в Архангельск. «С каждым днем,— вспоминает артист,— для меня становилось яснее, что с инструментом надо что-то делать, ибо тогдашняя конструкция „готового" баяна невероятно ограничивала исполнительские возможности и уже никак меня не устраивала. Необходимо было внести в конструкцию серьезные усовершенствования, которые позволили бы значительно расширить репертуар и улучшить качество исполнения. Требовался многотембровый готово-выборный инструмент.»
И такой чудо-баян в 1951 году был создан замечательными советскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым. Открывшиеся новые широкие исполнительские возможности захватили музыканта. Началась упорнейшая работа по освоению уникального для того времени инструмента. Тщательно отбирая репертуар, буквально «отшлифовывая» каждое произведение, Казаков всю свою энергию и талант направляет на утверждение достоинства баяна, на его право стоять в одном ряду с «классическими» инструментами. Переход на работу в Московскую филармонию в 1954 году совпал с поступлением в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс Н. Чайкина. В этом же году в составе группы советских артистов, куда входили такие мастера, как А. Хачатурян, Д. Ойстрах, Я. За к, Р. Стручкова и другие, Ю. Казаков впервые выехал за границу в Англию.
Двадцать лет спустя Арам Ильич Хачатурян вспоминал: «Баяниста Юрия Ивановича Казакова до той поры я не знал, слушать его мне не приходилось. Мы познакомились, он произвел на меня впечатление милого, скромного человека, но, признаться, особых художественных откровений я не ждал. Гармонь, гармоника — разумеется, мы все ценим и уважаем ее как любимый народный инструмент, как непременную принадлежность фольклорной музыки, но все-таки понимаем, что выразительные возможности ее ограничены. Примерно так относился я и к баяну и полагал, что включение Казакова в нашу бригаду — своеобразная дань „экзотике": если приезжают русские артисты, то обязательно должны привезти с собой нечто специфически русское.

И вдруг — потрясающий успех! Баян в руках Казакова заговорил небывалым, могучим голосом. Он пел и рокотал, как орган, заполняя звуками зал, вмещавший несколько тысяч человек.
Яркий талант музыканта и его репертуар, необычный для баяна, сразу сделали Казакова на британских островах человеком исключительной популярности. И я тоже чувствовал, что Казаков заставляет меня пересмотреть свое отношение к баяну.»
В 1955 году на художественном конкурсе V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве Казаков был удостоен звания лауреата и награжден золотой медалью и дипломом первой степени. Через два года артист получил право на сольный концерт в двух отделениях. Он состоялся в Москве в Малом зале консерватории и прошел с огромным успехом. «Это была победа баяна. Лед был сломан!» — вспоминает Юрий Иванович. Так с 1957 года начинается, по словам А. И. Хачатуряна, период утверждения баяна «на вершинах музыкального Олимпа»16.
Активнейший пропагандист классической и народной музыки, Казаков завоевывает любовь и признание широких масс слушателей в самых отдаленных уголках страны. И всюду: в больших столичных городах или маленьких поселках Сибири и Дальнего Востока, в прекрасных концертных залах или на полевых станах и в рабочих клубах — он утверждает пользующийся всенародной любовью баян в качестве полноправного сольного академического концертного инструмента, способного «„перевести" сложные музыкальные произведения на язык, доступный и близкий неискушенному слушателю».

Одним из первых Казаков начал играть на баяне произведения мировой музыкальной классики разных эпох в оригинале: органные сочинения И. С. Баха, В. А. Моцарта, этюды Ф. Шопена, пьесы Ф. Листа, Р. Шумана, каприсы Н. Паганини. Он превосходно интерпретирует произведения М. Мусоргского, А. Лядова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Р. Щедрина. Творческий поиск привел и к новым исполнительским формам. Баян Казакова зазвучал в ансамбле с двумя скрипками, с виолончелью, с двумя флейтами, с арфами, в сопровождении симфонического оркестра.
Полмира объездил Казаков с нашим русским баяном. И всюду — неизменный успех, восторженный прием, горячие отклики прессы. В 1965 году в Женеве, во Дворце Наций, состоялись два концерта в честь 20-летия ООН. Казакову — единственному из всех артистов — пришлось по требованию публики выступить дважды в обоих концертах.
Концертные выступления Казакова по стране продолжаются. Он избран председателем творческой комиссии по народным инструментам Всесоюзного музыкального общества, представляет нашу страну в жюри международных конкурсов, является добрым наставником молодого поколения советских баянистов.
Плодотворная творческая и общественная деятельность народного артиста СССР Юрия Ивановича Казакова, вся его жизнь посвящены, как он сам говорит, «развитию баянного дела». Памятны написанные А. Хачатуряном строки, характеризующие значимость этой деятельности: «Сам инструмент его — баян — вырос, занял достойное место в ряду большой музыки, и в этом решающая заслуга Юрия Казакова.» 18

Анатолий Владимирович Беляев родился в небольшой деревеньке на озере Селигер у истоков Волги. С детства он унаследовал от отца любовь к баяну и народной песне. В 1943 году в блокадном Ленинграде двенадцатилетний мальчик начинает заниматься во Дворце пионеров им. А. Жданова у известного педагога П. Смирнова. На всю жизнь осталось в его памяти первое выступление в госпитале, где раненые бойцы слушали простые народные мелодии в исполнении юного музыканта. Все более крепнущее увлечение музыкой приводит юношу в музыкальное училище. Уже в те годы Беляев пытается расширить художественные возможности традиционного баяна. По его предложению в 1950 году ленинградский мастер В. Александров изготовил трехголосный инструмент с пятью регистрами. На нем впервые были применены переключатели тембров подбородком. Расширенный диапазон левого звукоряда включал дополнительно целую октаву, что позволяло при необходимости исполнить мелодический голос в высоком регистре. Играя на четырехрядной правой клавиатуре, Беляев одним из первых баянистов начинает широко применять большой палец. На вступительных экзаменах в ГМПИ им. Гнесиных в 1952 году он удивил приемную комиссию исполнением очень сложной программы, в которую входила. Пятая симфония Бетховена в переложении молодого музыканта.
Первому из молодого поколения баянистов тех лет Беляеву выпала честь представлять баян за рубежом. В 1954 году на музыкальном фестивале Скандинавских стран в Осло он завоевывает первый приз. Три года спустя Беляев становится лауреатом художественных конкурсов Всесоюзного фестиваля и VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, обладателем двух золотых медалей.

Природный талант и высокий профессионализм выдвинули баяниста Беляева в конце 50-х — начале 60-х годов в ряд лучших советских исполнителей-инструменталистов. Артист много концертирует в городах Советского Союза, выступает но радио, телевидению, гастролирует за рубежом. В Англии, Швеции, Дании, Польше, Канаде выпускаются пластинки с записями его исполнения. В программах Беляева звучат произведения И. С. Баха, А. Вивальди, Н. Паганини, К. Сен-Сане а, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского. Не забывает музыкант и о пропаганде народных мелодий, создавая их яркие концертные обработки. В 1959 году Беляев становится первым исполнителем оригинальных произведений молодого композитора Г. Шендерева: Русской сюиты с оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио под управлением В. Федосеева, а также Скерцо, Прелюдии и Токкаты. Сложность репертуара, желание решать большие творческие задачи заставляют Беляева искать пути совершенствования конструкции баяна, расширения его художественных возможностей. Во время гастролей по Европе он впервые услышал электронный орган. Богатство его тембровых красок и мощь поразили Беляева. Музыкантом овладела мысль соединить естественные тембры баяна с возможностями электрооргана. Совместно с конструктором баянов Ю. Волковичем им была начата разработка принципиальной схемы нового инструмента. По их предложениям и рекомендациям в 1965 году итальянская фирма «Фарфиза» изготовила в сотрудничестве со специалистами Чикагского музыкального института электронный баян. Первым исполнителем на нем стал советский баянист Анатолий Беляев. Так в творческой биографии Беляева начался новый этап — освоение и утверждение на концертной эстраде уникального музыкального инструмента.

«Электронный баян,— вспоминает Анатолий Владимирович,— долгое время продолжал удивлять меня неограниченностью звуковых возможностей. Встроенные микрофоны позволяли усиливать звучание обыкновенного баяна. Но настоящие чудеса преподнесла электроника. В моем распоряжении оказалось громадное количество тембров. Наличие ножной педали позволяло не только регулировать силу звука, гибкость нюансов, но также создавать нужный звуковой баланс между голосом и аккомпанементом; электронное звучание можно было совмещать с тембром баяна. И наконец, я получил такой мощный фундаментальный бас, который абсолютно не уступал звучанию „короля всех инструментов" — органа. Поэтому был большой соблазн пойти по пути демонстрации этих фантастических звуковых возможностей. Но я никогда не стремился к этому.»
Задачи Беляева — исполнителя на новом инструменте — значительно усложнились. Теперь надо было не только демонстрировать исполнительское решение произведения, но и умело «оркестровать» его, кропотливо подбирая художественно оправданную палитру тембровых красок. И с этой задачей музыкант справился блестяще. Электронный баян Беляева зазвучал в концертных залах страны и за рубежом, вызывая восторженные отклики слушателей и высокую оценку музыкальной критики. Художник творческий, ищущий, Беляев выступает в ансамбле с известными скрипачами, исполняя сонаты И. С. Баха и А. Корелли, с камерным оркестром Московской консерватории записывает на пластинку Концерт для органа Ф. Пуленка.

В апреле 1966 года на фестивале «Ленинградская весна» он впервые исполняет «Концерт-поэму» А. Репникова в сопровождении оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Э. Серова.
Немало времени отдает Беляев русской народной музыке. В 1969 году он совместно с музыкантами-виртуозами В. Беляев-ским19 (гусли звончатые) и В. Минеевым (балалайка) — исполнителями, тонко чувствующими стихию народного музицирования,— создает трио. Думается, что именно эта область исполнительства заставила Беляева еще раз вернуться к совершенствованию, казалось бы, идеального электронного баяна.
В 70-е годы многие наши концертные исполнители-баянисты играли уже на «Юпитерах», темброво-акустические качества которых были гораздо выше инструмента Беляева, звучащего без электроники. Практика также показала неперспективность использования встроенных микрофонов для усиления звучания баяна. Так в 1978 году рождается «Клавин»— отечественный электронный баян, детище замечательного мастера Ю. Вол ков ич а и кандидата технических наук А. Явелова.
«Клавин» — это четырехголосный готово-выборный баян, обладающий всеми уже известными нам возможностями электронного инструмента. Советские конструкторы разработали свою оригинальную схему электронной части «Клавина». Она вынесена теперь в отдельный блок, что позволило разместить в правом полукорпусе современную конструкцию многотембрового баяна, а в левом — наряду с готовым аккомпанементом трехголосный выборный звукоряд. Уникально устройство, зашифровывающее всю информацию от обеих клавиатур и переключателей тембров и передающее ее в электронный блок, по существу маленький компьютер, через обыкновенный тонкий проводок. И все же важнейшим качеством «Клавина» Анатолий Владимирович считает естественное звучание современного многотембрового баяна, которое может составлять основу художественной интерпретации.
Когда сегодня слушаешь баян Беляева в сочетании с искрометными пассажами домры и трепетным вибрато балалайки, не верится, что всего три музыканта создают ощущение полнокровного звучания народного оркестра.
Впереди у заслуженного артиста РСФСР Анатолия Владимировича Беляева новые сольные концерты, поездки, встречи — и у нас в стране, и за рубежом. Полпред электронного баяна, Беляев по праву будет выступать на них и как полномочный представитель советского баянного искусства.

Владимир Владимирович Бесфамильное родился в Саратове в 1931 году. Его отец играл в популярном баянном ансамбле «Трио Бах». Уже с 1941 года начинается музыкальная деятельность Володи солистом-баянистом в Саратовском государственном цирке. В трудное военное время он вцетупал в составе концертной бригады на предприятиях, в воинских частях и госпиталях. После войны учился в Саратовском и Киевском музыкальных училищах, затем окончил в 1956 году Киевскую консерваторию (по классу баяна Н. И. Ризоля). С 1955 года он солист Киевской филармонии. В течение 1957—1959 годов Бесфамильнов становится лауреатом Республиканского конкурса (Киев, 1957, 1-е место), художественных конкурсов исполнителей на народных инструментах Всесоюзного фестиваля молодежи (Москва, 1957, серебряная медаль), VI и VII Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене (1957, 1959, золотые медали), Международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (Брюссель, 1958, бронзовая медаль). Начинается интенсивная концертная деятельность артиста, причем география его поездок по стране поистине необъятна: Украина и Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток. Восхищались мастерством Бесфамильнова и в зарубежных странах — ГДР, Югославии, Румынии, Индии, Вьетнаме и других.

Для исполнительского стиля Бесфамильнова, отличающегося яркой оригинальностью и неповторимостью, характерны поэтичность, одухотворенность, прекрасный звук и виртуознейшая техника игры на инструменте. Артист, чей репертуар огромен, был первым исполнителем многих сочинений для баяна, в том числе: концертов для баяна Н. Ризоля, К- Мяскова (Первого и Второго), Я. Лапинского (Первого и Второго), Н. Сильванского (с симфоническим оркестром), И. Шамо (для баяна и струнных, посвященного исполнителю), Токкаты и Юморески Н. Чайкина, Экспромта В. Власова, концертных транскрипций И. Яшкевича (вальса «Весенние голоса» И. Штрауса, «Итальянской польки» С. Рахманинова, Чардаша В. Монти). Исполнение Бесфамильнова неоднократно записано на грампластинки.
Музыкант больших творческих интересов, он прекрасно играет легкую музыку, выступая с эстрадными ансамблями. Много времени уделяет Бесфамильное педагогической работе, будучи доцентом Киевской государственной консерватории. Среди его учеников— известный ныне баянист-исполнитель В. Зубицкий. В 1969 году В. В. Бесфамильному было присвоено почетное звание заслуженного артиста УССР.
Заслуженный артист РСФСР Вячеслав Анатольевич Галкин — первый советский баянист, удостоенный 1-й премии на Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Клингентале (1966). В 1958 и 1968 годах на конкурсе «Кубок Мира» им завоеваны серебряные награды. Помимо этого он стал лауреатом художественных конкурсов исполнителей на народных инструментах на VI и VII Всемирных фестивалях молодежи и студентов, получив золотые медали.
С 1962 года Галкин является солистом Московской филармонии. Его баян звучал не только по всей нашей стране, но и в Норвегии, Дании, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Индии, Вьетнаме, Китае, Японии и других странах. Исполнителем записано большое количество пластинок. Галкин стал первым исполнителем Концерта для баяна Ю. Шишакова (во второй редакции), Импровизации, Речитатива и Токкаты А. Репникова, Детской сюиты № 4 В. Золотарева, концертных вариаций и парафраз на темы народных песен, а также Сюиты для баяна ми-бемоль мажор В. Иванова.

Баянист Эдуард Павлович Митченко стал солистом Москон-церта в 1964 году. На конкурсе исполнителей на народных инструментах на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959) он был удостоен золотой медали, а на конкурсе «Кубок мира» в Праге (1962) —серебряной.
В историю баянного искусства периода 60-х — начала 70-х годов этот музыкант вошел как первый интерпретатор многих новых значительных оригинальных произведений, созданных тогда советскими композиторами. Так, в 1963—1964 годах им впервые были исполнены два крупных сочинения Н. Чайкина — Концертная сюита для готово-выборного баяна и Вторая соната. Целым каскадом премьер был отмечен 1970 год. Среди них — новые сочинения Г. Шендерева: Сюита для баяна в 4-х частях, Скерцо соль мажор, Русский танец соль мажор, Хоровод. Впервые на концерте Митченко прозвучала музыка Владислава Золотарева: Детские сюиты № 1 и № 2, Партита, 5 лирических пьес. В 1972 году в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся уникальный «баян-абенд»: с Московским симфоническим оркестром под управлением В. Дударовой Э. Митченко исполнил 4 концерта для баяна композиторов Н. Чайкина (Концерт № 2), В. Золотарева, А. Рыбникова и К. Волкова.

В 60-е годы начал свою активную артистическую деятельность Анатолий Иванович Полетаев — лауреат художественного конкурса исполнителей на народных инструментах VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957, золотая медаль) и Международного конкурса в Клингентале (1966, 2-я премия). Стремясь расширить пропаганду русской народной инструментальной музыки, Полетаев в 1968 году создал ансамбль русских народных инструментов «Боян» (позже — камерный оркестр), ставший высокопрофессиональным и популярным коллективом. В 1985 году А. И. Полетаеву было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР.
Творческая деятельность названных выше баянистов определила уровень развития советского баянного искусства в 50—60-е годы. Именно они стали утверждать новое камерно-академическое направление в жанре сольного исполнительства на баяне, впервые достойно представили советскую баянную школу на международной арене.
Рассматривая исполнительство на баяне этого периода, нельзя не назвать имена и других талантливых баянистов, внесших свой вклад в историю его развития. Это замечательный педагог и музыкант, заслуженный деятель искусств РСФСР А. Сурков, ставший первым интерпретатором Концерта для баяна си-бемоль мажор Н. Чайкина (в сопровождении фортепиано), Сюиты А. Холминова, Концерта для баяна Н. Речменского и ряда других произведений. Это талантливый киевский педагог и блестящий баянист И. Яшкевич. За 1950—1962 годы, будучи солистом Украинского радио, он исполнил почти весь оригинальный концертный репертуар для баяна того времени. Это, наконец, сибирский виртуоз, заслуженный артист РСФСР А. Полудницын, работавший в 50-х и 60-х годах в Алтайской краевой, Удмуртской и Новосибирской филармониях. Его самобытное искусство, продолжающее традиции исполнительского стиля И. Паницкого, радует и в наши дни любителей народной музыки.
Особо хочется отметить творчество Бориса Ермиловича Тихонова, ставшего представителем еще одного направления исполнительства на баяне — эстрадного. Многие помнят жизнерадостные, искрящиеся пьесы Б. Тихонова, часто звучавшие по радио в исполнении инструментального квартета под его управлением. В 1947— 1958 годах артист работал в оркестре Всесоюзного радио, возглавляемом В. Кнушевицким, выступая с сольными программами из эстрадных произведений.
В рассматриваемый период продолжается концертная деятельность ансамблей — дуэта А. Шалаева и Н. Крылова, квартета, руководимого Н. Ризолем, возникают и новые коллективы.
В 1948—1958 годах на Ленинградском радио работает дуэт баянистов в составе В. Кузнецова и И. Тихонова, в чьем исполнении широкую известность получила пьеса «Саратовские переборы».
В 1958 году на Всесоюзном радио под руководством В. Розанова был организован октет баянистов в составе: В. Федосеев, С. Колобков, А. Сурков, А. Резчиков, С. Гусев, Г. Голанцев, Н. Литкевич, А. Беляев. Ансамбль исполнял сольные программы, аккомпанировал С. Лемешеву, С. Кнушевицкому, флейтисту А. Корнееву, арфистке О. Эрдели.
Участников другого коллектива — И. Шепельского, Н. Худякова и А. Хижняка — объединила учеба в Киевской консерватории. Ансамбль родился в 1957 году, а в 1960 году трио начало работать в Хабаровской филармонии. В том же году музыканты становятся дипломантами, а в 1962 году лауреатами Всероссийских конкурсов артистов эстрады. С 1966 года коллектив переходит в Свердловскую филармонию и получает известность как Уральское трио баянистов. Искусство этих музыкантов отличает высокая музыкальная культура, тонкий художественный вкус и блестящее техническое мастерство. В обширном репертуаре ансамбля старинная органная музыка, русская и зарубежная классика, пьесы советских композиторов, написанные специально для этого коллектива. Уральское трио баянистов хорошо знают в нашей стране. Высокую оценку получило их самобытное искусство и за рубежом — в Австрии, Бельгии, Франции, Финляндии, Польше, Швейцарии, Чехословакии, Индии, Монголии и других странах. Участники трио носят почетные звания народных артистов РСФСР.

Конец 60-х — 70-е годы явились периодом яркого расцвета советского баянного искусства. Они отмечены наивысшими достижениями исполнительства на баяне, связанными с творчеством нового поколения одаренных и высокообразованных музыкантов-баянистов.
.1968 год, Англия, город Лестер, «Эдвард-холл». Международная конфедерация аккордеонистов — CIA — проводит здесь свой XXI международный чемпионат «Кубок мира». Советские баянисты уже дважды принимали участие в подобных состязаниях: в 1958 году в Брюсселе серебряной медали был удостоен В. Галкин, а бронзовой — В. Бесфамильное, в 1962 году в Праге снова 2-е и 3-е места завоевали наши исполнители Э. Митченко и В. Беляков.
Условия нынешнего конкурса чрезвычайно жесткие: все три тура проходят в один день. Одна минута на просмотр нотного текста незнакомой пьесы и затем ее проигрывание с листа — это первый тур. Во втором — исполнение обязательного произведения — Концертной сюиты (без фуги) Н. Чайкина. Третий тур — программа по выбору участника на 10 минут. Юрий Вострелов, студент IV курса Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (класс С. Колобков а) исполняет на нем Органную прелюдию и фугу ля минор И. С. Баха. Уже после конкурса баянист вспоминал: «Когда я взял в свой репертуар для III тура музыку Баха, меня предупреждали, что это серьезный просчет. Ведь многие, как правило, берут максимально виртуозные пьесы, чтобы ошеломить жюри и публику. На мой взгляд, показать „чудеса" техники не так уж сложно, гораздо важнее другое: прочтение, свое творческое видение музыкального произведения».

И вот напряженнейший день конкурса позади. Объявляется результат: Кубок мира, золотая медаль и диплом лауреата, а также специальный кубок Польской ассоциации аккордеонистов за лучшее исполнение обязательного произведения присуждаются нашему музыканту Юрию Вострелову. Он становится первым советским баянистом, удостоенным звания чемпиона мира! Так была открыта новая славная страница достижений отечественной баянной школы.
А начинал Вострелов свой путь в большое искусство в Омске. В простой рабочей семье любили русскую "гармонику, на ней играл отец Юры. В три года у мальчика была своя маленькая гармонь, а в пять он уже лихо подбирал знакомые песни на отцовской. В двенадцать лет исполнилась заветная мечта: Юре купили баян, и он поступил в музыкальную школу. После двух лет обучения был сразу принят в музыкальное училище. Первая исполнительская победа была одержана Востреловым на конкурсе баянистов Урала, Сибири и Дальнего Востока в 1965 году. В этом же году он поступил в- институт им. Гнесиных. Будучи студентом I курса, Вострелов в числе первых советских баянистов участвовал в Между н арод н ом конкурсе «Дни гармоники» в Клин-тентале, где получил диплом III степени. Победа на конкурсе в Англии открывает новый этап творческого пути — начинается активная концертная деятельность. После успешного окончания института Вострелов становится солистом Московской областной филармонии. Параллельно его приглашают преподавать в ГМПИ им. Гнесиных, где музыкант, закончив в 1975 году ассистентуру-стажировку, трудится по настоящее время (с 1987 года в звании доцента).

Ныне заслуженный артист РСФСР Юрий Вострелов — один из ведущих концертирующих баянистов нашей страны. Его высокопрофессиональное искусство на протяжении вот уже 20 лет радует поклонников игры на баяне. Концерты Вострелова собирают большую аудиторию и встречаются с неподдельным восторгом. В чем причины такого успеха? Они в замечательных качествах его природного таланта, помноженных на творческую целеустремленность и огромную работоспособность. Его виртуозное владение инструментом буквально поражает неограниченными возможностями. Баянист, наделенный тонкой музыкальностью и безупречным вкусом, Вострелов покоряет искренностью и благородством исполнительской манеры. В эмоциональной насыщенности его игры нет ничего показного, все подчинено главной цели — наиболее полному выявлению художественной сущности исполняемой музыки. Творческий диапазон музыканта охватывает не только произведения композиторов-классиков — И. С. Баха, С. Франка, Ф. Листа, Ф. Шуберта, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, но и огромное число оригинальных сочинений для баяна советских композиторов — Н. Чайкина, Ю. Шишакова, А. Холминова, Г. Шендерева, Е. Дербенко, А. Тимошенко, А. Кусякова и др.
Творческие контакты, связывающие музыканта со многими авторами, способствовали появлению за последнее время значительного количества оригинальных произведений для баяна, в том числе посвященных Вострелову (Соната для баяна Ю. Шишакова, Характерная сюита Г. Шендерева, Концерт для баяна Е. Дербенко).
Вострелов — большой мастер интерпретаций обработок народных мелодий, без которых не обходится ни один его концерт. В этом проявляется глубокая и прочная связь его исполнительства с традициями народной инструментальной музыки. Значительная часть репертуара записана Востреловым в фонд Всесоюзного радио и Центрального телевидения, а также на грампластинки. Велики заслуги артиста в утверждении достижений советской баянной школы на международной арене. Его выступлениям аплодировали слушатели в ГДР, Польше, Чехословакии, Турции, Египте, Финляндии, США, Канаде, Мексике и других странах.
Вострелов много лет играл на первом экспериментальном образце многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», изготовленном специально для него мастером Ю. Волковичем. Талантливое искусство замечательного советского баяниста в значительной степени способствовало росту популярности этого инструмента в нашей стране и за рубежом.

Имя заслуженного артиста РСФСР Фридриха Липса по праву стоит в первом ряду современного советского баянного искусства. Победитель Международного конкурса аккордеонистов и баянистов в Клингентале 1969 года, и. о. профессора Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Липе находится в зените творческой зрелости. Интенсивная концертная деятельность в стране и за рубежом, выступления по радио и телевидению, запись на грампластинки, плодотворная педагогическая работа, активное сотрудничество с музыкальными издательствами в деле пропаганды баянного исполнительства — таковы основные направления его многогранной творческой деятельности.
Липе родился в 1948 году в небольшом уральском городке Еманжелинске в семье шахтера. Отец, страстный любитель баяна, был первым учителем музыки пятилетнего сына. После окончания Магнитогорского музыкального училища в 1967 году Фридрих поступает в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В становлении творческой личности музыканта большую роль сыграл его педагог С. М. Колобков, у которого Липе продолжил занятия в ассистентуре-стажировке. В 1970 году молодой баянист становится солистом Москонцерта, а в 1972 году остается по распределению на педагогической работе в ГМПИ им. Гнесиных, совмещая ее с концертными выступлениями.
Фридрих Липе — яркий представитель академического направления в исполнительстве на баяне. С самого начала своего творческого пути он активно утверждает баян в качестве полноправного инструмента камерно-инструментального жанра. Исполнительский стиль артиста счастливо сочетает строгую рациональность и детальную продуманность всех компонентов интерпретации с сильным внутренним накалом чувств и творческим вдохновением. Мастерское владение всеми средствами звукообразования наряду с необычайно четкой ритмической организацией исполнения органично подчинены логике непрерывно развивающейся музыкальной мысли, всецело захватывающей слушателей. Именно поэтому Липе умеет так передать глубину замысла и философский подтекст самых сложных по музыкальному языку сочинений.
«Липса с полным правом можно назвать музыка нтоммыслителем»,— писал об артисте журнал «Советская музыка».

Исключительно серьезный, бескомпромиссный художник, Липе требовательно относится к отбору исполняемого репертуара. В его переложении звучат и крупные музыкальные полотна — органные сочинения И. С. Баха, С. Франка, О. Мессиана, и миниатюры французских клавесинистов Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена, Л. Дакена, и пьесы И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Вила Лобоса, и произведения советских композиторов А. Хачатуряна, Р. Щедрина. При этом музыка, сохраняя художественно-образную сферу подлинника, мастерски переосмысливается Липсом применительно к новому инструментальному облику. И все же основополагающее место в репертуаре артиста в последнее время прочно заняла современная оригинальная музыка для баяна, ставшая своего рода альфой и омегой его исполнительского искусства. Энтузиазму Липса, его искренней заинтересованности в создании новой литературы, проявившихся в активных творческих контактах с композиторами, обязаны мы появлением многих талантливых и новаторских сочинений. Неудивительно, что именно Липсу, подлинному мастеру интерпретации, доверяется их первое исполнение. Вот перечень этих премьер:
B. Золотарев — Соната № 2 (посвящена Ф. Липсу), 1971;
Соната № 3 (посвящена Ф. Липсу), 1973; Пять композиций, Детские сюиты № 4, 6, Испанская рапсодия (посвящена Ф. Липсу), «Ферапонтов монастырь», 1976; Детская сюита № 5, Симфония для баяна с симфоническим оркестром, 1978;
К. Волков — Соната № 1, 1977; Соната № 2, 1980;
А. Журбин — Фантазия и фуга, Токката, 1975;
Соната № 2, 1982; Соната № 3, 1984;
C. Губайдулина — «De profundis», 1980; Соната для баяна,
виолончели и камерного оркестра, 1982. Большой вклад вносит артист в утверждение высокой репутации советского баянного искусства за рубежом. Его сольные концерты в Финляндии, Дании, Норвегии, ФРГ, Франции и других странах неизменно встречали восторженные отклики слушателей и прессы. Среди учеников Ф. Липса свыше 10 лауреатов международных конкурсов, ставших ныне известными исполнителями и педагогами.

В 1985 году вышла в свет книга Липса «Искусство игры на баяне», представляющая собой интересный и развернутый материал по важнейшим аспектам становления мастерства и развития художественного вкуса исполнителя-баяниста.
Высокообразованный, современно мыслящий музыкант, Липе своими творческими достижениями активно утверждает баян в академической музыкальной среде, поднимая на новую высоту авторитет русского народного инструмента.
Воспитанник старейшей в стране ленинградской баянной школы заслуженный артист РСФСР Олег Шаров также принадлежит к тому поколению советских музыкантов, которое вывело наше баянное искусство в конце 60-х — начале 70-х годов на самые высокие рубежи, обеспечив мировое первенство.
Родился Олег Шаров в Ленинграде в 1946 году. Его путь к исполнительству типичен для многих солистов-инструменталистов: начальное обучение, училище, консерватория, ассистентура-стажировка (руководитель П. Говорушко). В 26 лет он солист Ленконцерта. Это право Олег обеспечивает себе успешными выступлениями на двух международных баянных конкурсах: в 1968 году в Клингентале, где он становится дипломантом, и в 1970 году в Зальцбурге, завоевывая на «Кубке мира» серебряную награду. Там же в Австрии за исполнение обязательного произведения он получает еще специальный диплом Польской ассоциации аккордеонистов, а за лучшее выступление на III туре награждается Моцартовской медалью Австрийской ассоциации аккордеонистов.

С 1972 года начинается широкая концертная деятельность баяниста. Она сразу же привлекла к себе внимание музыкальной общественности. Шаров с первых программ утверждает себя серьезным музыкантом и блестящим артистом. Его исполнение, отличающееся безупречной техникой и виртуозным блеском, покоряет слушателей тонкой музыкальностью и безукоризненным вкусом. Шаров включает в свой обширный репертуар произведения разных стилей и эпох: от И. С. Баха и А. Вивальди до П. Чайковского и С. Рахманинова, от В. А. Моцарта и Ф. Листа до В. Золотарева, А. Репникова, Г. Шендерева.
Подлинную увлеченность проявляет артист в своей деятельности «первооткрывателя» многих сочинений. В 1975 году в Ленинграде прошла премьера Концерта № 3 для готово-выборного многотембрового баяна с камерным оркестром и ударными А. Репникова в исполнении О. Шарова и камерного оркестра Ленинградской консерватории под управлением Ю. Алиева. И если авторитет композитора А. Репникова среди исполнителей-баянистов к тому времени был несомненным, то появлению новых имен среди авторов концертного репертуара для готово-выборного баяна мы в немалой степени обязаны Олегу Шарову. Требовательный музыкант, он понимал, что такие сочинения могут возникнуть только при условии взаимной заинтересованности исполнителя и композитора. Так рождалось творческое содружество Шарова с ленинградскими композиторами Г. Банщиковым, А. Томчиным и Л, Пригожиным. В 1977 году баянист знакомит слушателей с Сонатой Г. Банщикова, где мастерски выявляет большие выразительные колористические возможности инструмента. Год спустя снова премьера — Соната А. Томчина (как и Соната Г. Банщикова, она посвящена Олегу Шарову). И опять свежие, яркие грани баянного звучания (характерна вторая часть, построенная на непрерывном tremolo мехом). Тогда же появляется и Соната Л. Пригожина, посвященная памяти В. Соловьева-Седого. В создании трех этих различных по образному содержанию и стилистике сочинений, в успехе, который неизменно сопутствует их исполнению, большая заслуга Олега Шарова. Произведения ленинградских авторов, открывшие не использовавшиеся ранее выразительные ресурсы баяна, способствовали утверждению качественно нового уровня композиторского и исполнительского творчества в баянном искусстве.

В последнее время в репертуаре Шарова появились новые сочинения советских композиторов для многотембрового готово-выборного баяна: Сюита «Весенняя музыка» В. Сапожникова и Соната В. Соколова, которые артист, как и отмеченные выше три сонаты, записал на пластинку. Зрелый музыкант продолжает целеустремленно и активно пропагандировать современную музыку, развивая жанр камерно-академического направления в исполнительстве на баяне.
В концертных программах последних лет Шаров предстал перед слушателями в казалось бы совершенно неожиданном амплуа: он демонстрирует высокохудожественные образцы исполнения легкой эстрадной и джазовой музыки на баяне, раскрывая еще одну грань своего замечательного таланта.
Сфера творческой деятельности артиста очень обширна. Он много концертирует не только в нашей стране, но и за рубежом, выступает по радио и телевидению, записывается на грампластинки, преподает в Ленинградской консерватории, составляет репертуарные сборники. С подлинной увлеченностью О. Шаров выполняет главную миссию музыканта — просветительскую, пропагандируя, обогащая и развивая советское баянное искусство.
«Сольные концерты лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РСФСР, вице-президента музыкального комитета Международной конфедерации аккордеонистов профессора Вячеслава Семенова справедливо называют праздниками музыки. Выступая в разных странах, Семенов восхищал аудиторию не только виртуозностью исполнения, но и показом возможностей музыкального инструмента, колоритностью тембровой палитры, поэтической экспрессией»,— писала газета «Советская культура» 25 мая 1985 года. В этих лаконичных строчках точная и емкая характеристика исполнительского творчества баяниста Вячеслава Анатольевича Семенова. Имя этого талантливого артиста получило известность в 1967 году, когда он, студент III курса ГМПИ им. Гнесиных (класс А. Суркова), стал дипломантом Международного конкурса в Клингентале. Через год Семенов был удостоен звания лауреата конкурса исполнителей на народных инструментах IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии и награжден бронзовой медалью. После окончания института в 1969 году Вячеслав приезжает в Ростов-на-Дону, где становится сначала преподавателем, а затем заведующим кафедрой народных инструментов Ростовского государственного музыкально-педагогического института. С этого времени начинается и широкая концертная деятельность молодого артиста. Испытывая потребность в совершенствовании мастерства, Семенов заканчивает ассистентуру-стажировку в институте им. Гнесиных. В 1973 году он участвует во Всесоюзном конкурсе советской молодежи — исполнителей на народных инструментах и занимает 3-е место. В этом же году на художественном конкурсе X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине становится лауреатом инструментальный дуэт в составе В. Семенова и А. Данилова (балалайка).

На протяжении 70-х годов выступления Семенова с сольными концертами находят все возрастающее признание у любителей музыки в нашей стране, а затем и в зарубежных странах — ГДР, Болгарии, Польше, ЧССР, Англии, США, Норвегии, ФРГ, Дании и других. Профессор Копенгагенской королевской консерватории Могенс Эллегард писал в журнале «Гармоника бладет» в 1979 году: «.Среди советских исполнителей есть различный уровень. И не всегда титул мирового чемпиона или первый приз Клингентальского конкурса гарантирует совершенство музыкальности и техничности исполнения. Часто среди этих лучших из молодых исполнителей процветает недостаток хорошего вкуса как в выборе репертуара, так и в интерпретации. Главным для Семенова является Музыка при всей его радости звукотворчества и полной отдаче себя публике. Он играет с горячим сердцем и холодной головой; под контролем — все. Исполнение его излучает культуру. Это исполнение категории международного класса.»
Семенов в совершенстве владеет всем арсеналом новейших исполнительских приемов, демонстрирует великолепный артистизм, высокую звуковую культуру и тонкий художественный вкус. Необыкновенная певучесть звука, пластичность фразировки, естественность исполнительского дыхания Семенова позволяют говорить о глубоких связях с народными традициями. Мастерское владение регистровкой способствует достижению колоритности и красочности звуковых эффектов. Но самой главной, отличительной чертой исполнителя следует назвать его полную самоотдачу, стремление играть ярко, открыто, эмоционально. То, что выносит на суд слушателей Семенов, воспринимается как глубоко им пережитое, свое, личное. И в этом одна из причин большой силы воздействия искусства баяниста на слушателей.

Музыкант необычайно широкого творческого диапазона, Семенов постоянно играет и сложную современную музыку, ставя перед собой высокие цели просветительства и пропаганды достижений современного баянного исполнительства. Достаточно вспомнить Первую и Вторую сонаты, сюиту «Зимные зарисовки» А. Кусякова (посвящена В. Семенову), первым исполнителем которых стал Вячеслав Анатольевич, несколько произведений французского композитора А. Аббота, также посвященных ему.
Обогащение и расширение репертуара — одна из главных художественных задач не только Семенова-исполнителя, но и Семенова-композитора. Автор снискавших большую популярность среди баянистов «Сказа о Тихом Доне», «Калины красной», «Болгарской сюиты» и других произведений находится постоянно в творческом поиске. И здесь трудно переоценить значение процесса взаимопроникновения высокопрофессионального исполнительства и трудного, порой мучительного рождения новой музыки.
В плеяде советских музыкантов-баянистов Семенов, самый молодой профессор баяна, особенно выделяется своими художественными достижениями в области творческой деятельности. Это по праву ставит его имя в ряд самых ярких представителей советской баянной школы.

Среди баянистов нового поколения, выдвинувшихся в 70-е годы, следует назвать имена и других талантливых исполнителей: заслуженных артистов РСФСР А. Склярова, В. Бонакова, В. Фильчева, Р. Шайхутдинова, заслуженных артистов УССР Я- Ковальчука и В. Булавко, заслуженного артиста БССР Н. Севрюкова, а также В. Петрова, С. Слепокурова, А. Дмитриева, Л. Рубашнева, В. Зубицкого, С. Гринченко, В. Дукальтетенко. Все эти музыканты являются лауреатами одного из двух международных конкурсов баянистов и аккордеонистов — в Клингентале или «Кубка мира», самых авторитетных международных соревнований баянистов, в которых советские музыканты регулярно принимают участие со второй половины 60-х годов. Все они воспитанники одного из пяти высших учебных заведений страны, ставших ведущими в подготовке кадров исполнителей на баяне: Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (педагоги — заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Чайкин Н. Я., заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Колобков С. М., заслуженный деятель искусств РСФСР и. о. профессора Сурков А. А., доцент Егоров Б. М.), Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (педагог — заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Говорушко П. И.), Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (педагоги — народный артист УССР профессор Ризоль Н. И., заслуженный артист УССР доцент Бесфамильное В. В.), Уфимского института искусств (педагог — заслуженный деятель искусств РСФСР и Башкирской АССР профессор Беляков В. Ф.), Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко (педагог — и. о. профессора Оберюхтин М. Д.).
Среди баянных ансамблей во второй половине 70-х годов выделяется Орловское трио баянистов в составе заслуженных артистов РСФСР А. Кочергина, М. Репки и В. Михеичева, удостоенное премии Ленинского комсомола.

Линию эстрадного исполнительства в русской манере талантливо развивает баянист-виртуоз В. Гридин, народный артист РСФСР, главный дирижер Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» (художественный руководитель — Герой Социалистического Труда народная артистка СССР Л. Зыкина). Оригинальным интерпретатором современной эстрадной музыки выступает исполнитель на электронном баяне А. Катенин, записавший на фирме «Мелодия» две пластинки: «Тысячеголосый монолог» и «Один в лабиринте ритмов».
Приведенный выше перечень концертирующих баянистов показывает, насколько баянное исполнительство в 70-е годы выросло не только качественно, но и количественно. Еще в середине 60-х годов массовое распространение имел баян с готовыми аккордами. Многотембровым готово-выборным баяном обладали лишь отдельные исполнители, а концертной деятельностью занималось крайне ограниченное количество профессиональных баянистов. Стремительный рост популярности баяна, разработка методики обучения и вопросов теории исполнительства, расширение и обогащение репертуара за счет, главным образом, оригинальных произведений обусловили ведущее место в системе профессионального обучения баянистов в 70-е годы готово-выборного баяна.

В настоящее время баянный репертуар содержит значительное количество переложений произведений мировой музыкальной классики, обработок народных мелодий и оригинальную литературу. Мы уже упоминали, что первые опыты создания оригинальных сочинений относились к 30-м годам. Важнейшим периодом становления музыки для баяна стали 40—50-е годы. Именно в это время появляются художественно яркие масштабные концертные произведения, заложившие своего рода фундамент всей последующей баянной литературы. Это Соната № Г си минор (1944) и Концерт № 1 (1950) Н. Чайкина, Сюита А. Холминова (1951), Концерт Ю. Шишакова (1949, вторая редакция—1955). 60-е годы выдвигают новые композиторские имена, и прежде всего К. Мяскова и А. Репникова. И если произведения романтического склада К. Мяскова, завоевавшие в то время большую популярность у баянистов, претворяли лучшие академические традиции, то,сочинения А. Репникова (Концерт-поэма, Каприччио, Речитатив и Токката) раскрыли мир необычных для баяна художественных образов, вызвали к жизни новые, свежие выразительные средства.
Этапным сочинением явилась Концертная сюита Н. Чайкина (1962), ознаменовавшая появление в баянной музыке произведения для современного готово-выборного инструмента. Дальнейшее развитие оригинальной литературы связано с созданием большого количества новой, талантливой, во многом новаторской музыки именно для многотембрового готово-выборного баяна. Здесь, в первую очередь, надо назвать сочинения 60—70-х годов В. Золотарева (Партита, Вторая и Третья сонаты, 6 Детских сюит, Пять композиций), а также произведения Г. Банщикова, А. Журбина. К- Волкова, С. Губайдулиной, А. Кусякова, В. Зубицкого и других.
В жанре музыки, претворяющей народные песни, танцы и авторские темы в форме концертных пьес и фантазий, в последние десятилетия плодотворной была деятельность как профессиональных композиторов В. Подгорного, П. Лондонова, Г. Шендерева,
A. Тимошенко, Е. Дербенко, так и баянистов-исполнителей
Н. Ризоля, А. Шалаева, И. Яшкевича, В. Дикусарова, В. Мотова, B. Иванова, В. Власова, В. Бонакова, В. Гридина, Е. Кузнецова, В. Корнева, А. Полудницына и других.
Абсолютное большинство произведений для баяна, подчеркнем это особо, написано профессиональными баянистами, многие из которых стали и профессиональными композиторами. Этот факт говорит о том грандиозном качественном сдвиге, который произошел в искусстве игры на баяне с того времени, когда в начале века в трактире играл неграмотный, но талантливый гармонист-самоучка.
Завершая раздел книги, посвященный истории баянного искусства, хотелось бы вкратце сказать и об исполнительстве на баяне за рубежом. Под названием «кнопочный аккордеон» этот инструмент популярен во многих странах, где процесс его становления имел сходство с развитием современного баяна в нашей стране. Особенно широко распространен кнопочный аккордеон во Франции, Бельгии, Голландии, Скандинавских странах, ФРГ, Италии, США и некоторых других. Всемирно известные фирмы «Soprani», «Dallape», «Scandalli» (Италия), «Ноппег» (ФРГ) выпускают большое количество моделей кнопочных аккордеонов — от концертных инструментов до небольших возрастных гармоник для обучения детей игре и приобщения их к музицированию. Своеобразие музыкального быта зарубежных стран способствовало широкому распространению кнопочного аккордеона в качестве развлекательного инструмента, предназначенного прежде всего для исполнения легкой танцевальной музыки. Среди эстрадных аккордеонистов (кнопочников) большой популярностью в последнее время пользовались Джо Базиль, Леон Сеж (Франция), Унто Ютила (Финляндия). Современное академическое направление исполнительства представлено именами Могенса Эллегарда (Дания), Хуго Нота и Элизабет Мозер (ФРГ), Матти Рантанена и Вейко Ахвенайнена (Финляндия), Алена Аббота, Макса Боннэ, Фредерика Геруэ (Франция), Петера Соаве (США) и другими музыкантами. Ассоциации (общества) аккордеонистов около сорока зарубежных стран объединены в Международную конфедерацию аккордеонистов — CIA. Ее цели — популяризация исполнительства на аккордеоне и баяне, пропаганда новых сочинений, реклама лучших марок выпускаемых инструментов.

Вот и закончен наш рассказ о молодом музыкальном инструменте, носящем такое древнее имя. История развития баяна продолжается. Мы являемся свидетелями нового большого интереса миллионов любителей музыки к гармонике и баяну. Передачи Центрального телевидения «Играй, гармонь!» собирают у экранов огромную аудиторию. В различных городах страны проходят праздники этих народных инструментов. Осенью 1987 года в лучших залах Москвы состоялись концерты и конкурсы впервые проводившейся Недели баяна, гармоники и аккордеона, организованной Всесоюзным музыкальным обществом, газетой ЦК КПСС «Советская культура» и Москонцертом и посвященной 70-летию Великого Октября.
Сегодня для нашей музыкальной общественности, всех любителей народных инструментов нет задачи более почетной, чем бережно сохранять то особое чувство, которое наш народ всегда испытывал к баяну — этому подлинному голосу русской души.