Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна - В. Паньков

ПОСОБИЯ

Учебные пособия в pdf

 

 

Скачать пособие
Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна
В . Паньков
"Музична Украiна", 1982г.
(pdf, 4.12 Mb)

содержание:

 

От автора
Единство художественного и технического развития исполнителя является главным принципом советской музыкальной педагогики. «Техника н все, что подразумевается под общим определением музыкальности,— это два крыла, взаимодействие которых дает пианисту возможность подняться до высот подлинно художественного исполнения»

Что же такое техника? Почему этой стороне подготовки музыканта придается большое значение?
Суть понятия удачно сформулирована известной французской пианисткой Маргаритой Лонг: «Техника — это туше, искусство аппликатуры, педали, знание общих правил фразировки, это обладание обширной выразительной палитрой, которой пианист может располагать по своему усмотрению в соответствии со стилем произведения, которое он должен интерпретировать, и в соответствии со своим вдохновением. Резюмирую: техника — это владение фортепиано, полное и всеобъемлющее мастерство».
Такое определение в полной мере применительно и к баяну. Можно лишь добавить к перечисленным видам фортепианной техники баянные — искусство владения мехом, регистровки, координации движений и др. Все виды техники осваиваются в процессе работы над гаммами, аккордами и арпеджио. Не овладев всем арсеналом технических средств, исполнитель не сможет глубоко раскрыть и передать эмоционально-образное содержание исполняемых произведений, без техники невозможна художественная интерпретация. Следует, однако, помнить, что техника — средство для достижения цели, а не сама цель.
Быстрое развитие баянного исполнительства, расширение и усложнение репертуара, конструктивное усовершенствование инструмента требуют от баянистов-исполнителей и педагогов решения новых художественных и технических задач. К сожалению, анализ подготовки учащихся-баянистов, поступающих в консерватории, свидетельствует о недостаточной работе над исполнительской техникой в средних музыкальных учебных заведениях. Баянисты не приучаются систематически, планомерно, разумно и увлеченно работать над техническим материалом, не знают многих аппликатурных формул гамм, аккордов, арпеджио (как на правой, так и на левой клавиатуре), не умеют самостоятельно подбирать аппликатуру, соответствующую изучаемому произведению, не имеют навыков логического аппликатурного мышления. Между тем, аппликатура гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов должна быть усвоена наиболее прочно, чтобы исполнение подобных технических формул в музыкальных произведениях не вызывало затруднений.
Аппликатура — это не только удобное расположение пальцев на клавиатуре. Она является средством выполнения артикуляционных, фразировочных, штриховых и других художественно-смысловых задач, средством интерпретации, связующим звеном между интерпретацией и рациональными формами движений. Выдающиеся исполнители Ф. Лист, Ф. Шопен, С. Рахманинов, К. Игумнов в решении аппликатурных задач исходили не из физического удобства, а из художественной целесообразности.

В настоящем пособии, предназначенном для баянистов-исполнителей и педагогов, предлагаются отдельные, наиболее рациональные варианты аппликатуры, основные формы работы над развитием технического мастерства. Заметим, что для краткости изложения (учитывая специфику баянной клавиатуры) приведена аппликатура только трех гамм — по одной от каждого ряда. Весь технический материал записан на одном нотном стане. Аппликатура для правой руки выставлена над нотами, а для левой — под нотами.


Скачать пособие Скачать пособие Панькова