Позиционная аппликатура на баяне - А. Дмитриев

ПОСОБИЯ

Учебные пособия в pdf
Настоящая работа обобщает многолетний опыт известного музыканта А.И. Дмитриева, доцента Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного артиста России.
Блестящая многолетняя концертная практика позволила музыканту проверить и обосновать все методические принципы, выстроить их в продуманную систему. Опыт А. Дмитриева с успехом используют его ученики, а также музыканты, получившие возможность ознакомиться с ним на многочисленных методических лекциях, как у нас в стране, так и за рубежом.
Предлагаемые рекомендации могут быть использованы как исполнителями, так и преподавателями независимо от уровня их профессионализма.

 

 

Ноты к пьесе Дмитриева
Играет Александр Дмитриев
пьесы для готово-выборного баяна
"Советский композитор", 1980г.
номер с5251к

содержание:

 

Н. Римский-Корсаков. ПОЛЕТ ШМЕЛЯ из оперы «Сказка о царе Салтане»
Дж. Россини. РЕЧИТАТИВ ФИГАРО из оперы «Севильский цирюльник»
Паганини-Лист. КАМПАНЕЛЛА
К.Вебер. КОНЦЕРТШТЮК

Переложение А.Дмитриева

Пьесы Дмитриева Скачать ноты

 

пособие
Позиционная аппликатура на баяне
Александр Дмитриев
правая клавиатура. одноголосие
"Союз художников", 1998г.
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Во второй половине двадцатого столетия началось становление баяна и аккордеона как профессионального инструмента во многих странах мира и, прежде всего, в бывшем СССР.
Баян встал в один ряд с другими инструментами.
Подтверждением тому является стройная система образования и, как результат, многочисленная плеяда исполнителей, которые постоянно показывают высокое мастерство на национальных и интернациональных конкурсах.
Появились высококвалифицированные педагоги на всех уровнях обучения, была сконструирована модель баяна "Юпитер" мастера Ю.Волковича, которая пользуется большой популярностью во всём мире.
Интересные и оригинальные произведения для баяна написали такие известные композиторы, как Н. Чайкин, Ю. Шишаков, А. Репников, В. Золотарев, В. Зубицкий, А. Пушкаренко, А. Туник, С. Губайдулина, А. Журбин и другие.
На сегодняшний день накоплен богатый педагогический опыт, сформировалась методическая мысль.
Конструктивное усовершенствование баяна, расширение и неизменное усложнение баянного репертуара, ставят перед исполнителями и педагогами все новые и новые задачи. Освещение этих задач можно встретить в различных публикациях. Целый ряд их посвящен развитию исполнительской техники баянистов: статья П. Гвоздева "Работа баяниста над развитием техники", брошюра А. Полетаева "Пятипальцевая аппликатура на баяне", диссертация Ю. Ястребова "Современные принципы аппликатуры", книга Н. Ризоля "Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне", методическое пособие Г. Стативкина и В. Белякова," Аппликатура готово-выборного баяна", "Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой" А. Осокина, статья В. Семенова "Об аппликатуре на пятирядном баяне". Во многих перечисленных публикациях вопрос о выборе аппликатуры раскрывался недостаточно ясно и обоснованно. Автор настоящей работы предлагает свои решения по ряду аппликатурных вопросов баянной методики на основе собственной длительной исполнительской практики и педагогической работы в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова.
В данной работе автор рассматривает проблему рациональной аппликатуры. Результатом эволюции аппликатур на других инструментах явилась позиционность, это - вершина исполнительской мысли.

Позиционные принципы аппликатуры дают исполнителям, играющим на баянах и аккордеонах всех систем, большие возможности, являются универсальным средством в развитии действительно профессиональных методов обучения, систематизируют опыт всех предыдущих поколений.
Под техникой баяниста принято понимать быстроту движения пальцев по клавишам, совершенное владение мехом, тонкость и яркость нюансировки, точность и ясность штрихов, а также свободу исполнительского аппарата, умение рационально расходовать мышечную энергию.
Как показывает практика, выполнению многих из перечисленных требований способствует рациональная аппликатура.
Действительно, какая аппликатура является наиболее удобной и рациональной? Чтобы ответить на этот вопрос, важно найти закономерности в организации аппликатурного движения, закономерности в выборе рациональных, удобных аппликатур, помогающих легко преодолевать технические трудности в музыкальных произведениях. Это одна из важных задач всей баянной педагогики.
В этой связи уместно вспомнить о формировании таких зрелых инструментальных школ, как фортепианная, скрипичная. Историческое развитие их показывает, что наиболее рациональной в исполнении является позиционная аппликатура.
"Позиция - положение рук при игре на музыкальных инструментах, удобное для извлечения ряда звуков какого-либо регистра".
"Правильная аппликатура та, которая позволяет дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев, но хотя большие различия в строении рук и препятствуют установлению универсальной аппликатуры, тем не менее, все эти разнообразные аппликатуры должны основываться на принципе естественной последовательности"

Поскольку клавиатура баяна может быть сделана с учётом индивидуального строения руки исполнителя (возможны увеличения и уменьшения расстояний между рядами и клавишами), то позиционная аппликатура (сокращенное обозначение - ПА) баянистов становится универсальной.
Под ПА автор подразумевает аппликатуру с последовательным движением пальцев (не менее трёх) подряд. Смена позиции происходит после окончания их последовательного движения.
Постановка руки при позиционной игре будет единою, как для баяна, так и для аккордеона, Рука должна стоять таким образом: кисть, локоть и предплечье отведены от корпуса исполнителя и параллельны клавиатуре инструмента, пальцы находятся в собранном состоянии.
В зависимости от постановки рук в советской баянной практике сложилось два принципиально разных вида аппликатур на 3-х рядном инструменте.
Один из них - четырехпальцевый - характеризуется тем, что первый палец находится, в основном, за клавиатурой инструмента и используется только эпизодически, причём расстановка аппликатуры сводится, как правило, к следующей схеме:
2 палец играет на третьем ряду;
3 палец играет на втором ряду;
4 палец играет на первом ряду.
Все гаммы в этом случае играются тремя пальцами. Этот вариант аппликатуры здесь и далее автор называет традиционным. Он характеризуется тем, что последовательное движение пальцев используется фрагментарно, а непоследовательное - систематически.
Второй вариант - пятипальцевый - отличается от первого тем, что первый палец постоянно присутствует на клавиатуре и часто используется в игре. Гаммы в этом варианте играются четырьмя пальцами (лишь окончание - пятым), причем последовательным движением, что является признаком ПА. Отсюда можно сделать вывод, что название систем должно быть связано не с количеством пальцев, а с их последовательным или непоследовательным движением. Интересно отметить, что исполнение хроматического звукоряда возможно только ПА: 1-2-3 или 2-3-4.
Баянистам следовало бы широко и творчески использовать при выборе вариантов рациональных аппликатур (с применением подкладывания и перекладывания пальцев) принцип последовательного движения пальцев, то есть стараться больше играть позиционно.
Автор данной работы считает, что в игре на баяне ПА должна быть главной, основополагающей, а аппликатура с непоследовательным движением пальцев - второстепенной, вспомогательной.