Первые шаги баяниста - Выпуск 13

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Для начинающих баянистов определенную трудность представляет исполнение правой рукой двухголосия. При исполнении двухголосия очень важно сохранить мелодическую линию в каждом голосе. Так, например, в третьем и четвертом тактах песни «Варшавянка» верхний голос (ноты со штилями вверх) необходимо играть легато. Аппликатура, указанная в нотах, позволяет сыграть основную мелодию связно. Нижний голос (ноты со штилями вниз) связно сыграть невозможен),- так как его звуки исполняются одним и тем же — первым пальцем. В этом случае баянист должен полностью выдерживать длительности, сократив перерыв в звучании между ними до минимума.
В первой части «Саратовских переборов» баянист исполняет правой рукой одновременно мелодию и созвучия аккомпанемента (двойные ноты—восьмыми). Чтобы мелодия стала напевной, аккомпанирующие звуки следует исполнять очень легко и коротко. При такой игре будет наблюдаться поочередное снятие пальцев с клавиш: сначала отпускаются клавиши, соответствующие аккомпанирующим звукам, затем — звукам мелодии.

Следует обратить особое внимание на исполнение вступления к песне «Белая берёза». Точки и лиги над двойными нотами в начале песни означают исполнение non legato (не связно). Данный штрих предусматривает короткий перерыв в звучании между созвучиями
Аккомпанемент песни «Выйду ль я на реченьку» имеет сложный для исполнения ритмический рисунок, связанный с неодновременным зажимом клавиш левой и правой клавиатур. Здесь начинающему баянисту необходимо разучивание песни в медленном темпе со счетом вслух.

Аккомпанемент в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий» имеет другую трудность — исполнение аккордов шестнадцатыми. Игра этих аккордов основана на обязательном чередовании пальцев. Только такая аппликатура позволит в сравнительно короткий срок добиться четкой и легкой игры. При этом обязательно следить за плавным движением меха и не допускать неестественного усиления звучания в трудных местах.