Первые шаги баяниста - Выпуск 17

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

При исполнении каждого произведения очень важное значение имеет правильное распределение силы звука.
Художественный замысел произведения иногда предусматривает внезапное изменение звука. Например, в песне «Ходит ветер у ворот» тихое звучание сразу сменяется громким, а громкое — тихим.
Для резкого изменения силы звука надо научиться быстро менять скорость движения меха. Это удобно делать в момент смены направления в его движении.

Учащийся, вероятно, не раз сталкивался с трудностью выполнения нюанса «форте», особенно в произведениях сложных в техническом отношении. Это естественно, потому что игра на«форте»предусматривает интенсивное движение меха. В таком случае очень важно сохранить устойчивость инструмента. Если баян неустойчив, учащемуся приходится поддерживать его правой рукой, что приводит к скованности кисти и напряжению пальцев. Правая рука не должна помогать движению меха. Баянисту нужно проверить правильность положения инструмента, удобно подогнать ремни.
Отрабатывая громкое звучание баянист, однако, не должен забывать и о его качестве. Чрезмерно сильный разжим и сжим меха может вызвать грубый, резкий и искаженный звук.

Играя тихо, баянист должен разводить и сводить мех сравнительно медленно. При этом левая рука оказывает слабое и равномерное давление на ремень (при разжиме) и на решетку (при сжиме). Наибольшую трудность в игре на«пиано»представляет извлечение звука. Следует добиваться возникновения звука одновременно с нажимом клавиши.
Выполнение крещендо (нарастания звучности) и диминуэндо (затихания) связано с постепенным изменением скорости движения меха.
Удачное крещендо достигается с помощью ускорения движения меха и начинается с относительно тихого звука. Диминуэндо выполняется равномерным замедлением меха и начинается с более громкого звучания.
Крещендо не должно повлечь за собой ускорения темпа игры, а диминуэндо — замедления темпа.
Над всеми движениями меха, связанными с извлечением звука определенной силы, необходимо работать при игре гамм, арпеджио, аккордов и других упражнений.