Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
Как играть произведения
При исполнении каждого произведения очень важное значение имеет правильное распределение силы звука.
Художественный замысел произведения иногда предусматривает внезапное изменение звука. Например, в песне «Ходит ветер у ворот» тихое звучание сразу сменяется громким, а громкое — тихим.
Для резкого изменения силы звука надо научиться быстро менять скорость движения меха. Это удобно делать в момент смены направления в его движении.
Учащийся, вероятно, не раз сталкивался с трудностью выполнения нюанса «форте», особенно в произведениях сложных в техническом отношении. Это естественно, потому что игра на«форте»предусматривает интенсивное движение меха. В таком случае очень важно сохранить устойчивость инструмента. Если баян неустойчив, учащемуся приходится поддерживать его правой рукой, что приводит к скованности кисти и напряжению пальцев. Правая рука не должна помогать движению меха. Баянисту нужно проверить правильность положения инструмента, удобно подогнать ремни.
Отрабатывая громкое звучание баянист, однако, не должен забывать и о его качестве. Чрезмерно сильный разжим и сжим меха может вызвать грубый, резкий и искаженный звук.
Играя тихо, баянист должен разводить и сводить мех сравнительно медленно. При этом левая рука оказывает слабое и равномерное давление на ремень (при разжиме) и на решетку (при сжиме). Наибольшую трудность в игре на«пиано»представляет извлечение звука. Следует добиваться возникновения звука одновременно с нажимом клавиши.
Выполнение крещендо (нарастания звучности) и диминуэндо (затихания) связано с постепенным изменением скорости движения меха.
Удачное крещендо достигается с помощью ускорения движения меха и начинается с относительно тихого звука. Диминуэндо выполняется равномерным замедлением меха и начинается с более громкого звучания.
Крещендо не должно повлечь за собой ускорения темпа игры, а диминуэндо — замедления темпа.
Над всеми движениями меха, связанными с извлечением звука определенной силы, необходимо работать при игре гамм, арпеджио, аккордов и других упражнений.