Первые шаги баяниста - Выпуск 18

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

Нередко разучивание нового произведения оказывается" для начинающего баяниста очень трудоемкой и продолжительной работой. Причиной этого может стать методически неправильно организованный разбор пьесы. В начальный период работы над произведением очень важно не допускать заучивания случайных ошибок как при определении высоты звуков и их длительностей, так и при выполнении штрихов, нюансов, темпа и т. д.
В связи с этим предлагаем вниманию учащегося ряд советов, выполнение которых облегчит разучивание нового произведения.
Определяя высоту звуков, надо учитывать ключевые и случайные знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Внимательно следует определить и октаву каждого звука.
Особо важно соблюдать правильную аппликатуру. Это облегчает и ускоряет процесс разучивания пьесы.
Нужно контролировать свою игру равномерным отсчетом долей такта, а также, во избежание ритмических ошибок, точно выдерживать длительности нот и пауз.

Следует точно выполнять штрихи (легато, стаккато и др.). Они помогают выявить характер произведения. Откладывать изучение штрихов на более поздний период — это значит обременять себя двойной работой: сначала учить пьесу неверным штрихом, а затем переучивать правильным.
В процессе разбора произведения следует по возможности выполнять и все динамические оттенки (указания в нотах на изменения в силе звука). Нюансы помогают лучше раскрыть художественное содержание пьесы.
Как правило, все произведения должны разучиваться в медленном темпе. При этом легче сосредоточить внимание исполнителя на деталях и избежать случайных ошибок.

Разбор произведения лучше делать по частям (музыкальным фразам). Работа над пьесой по фразам позволяет правильно усвоить строение мелодии, определить места смены движения меха и быстрее запомнить нотный текст.
Часто произведения имеют вступление, которое в нотах обычно отделяется двойной тактовой чертцй (см. танго, фокстрот). Можно заметить и другие особенности, отделяющие одну часть произведения от другой. Это могут быть паузы, изменение штрихов, перемена тональности, смена темпа и т. п.