Первые шаги баяниста - Выпуск 19

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 


В данный выпуск включены произведения на различные виды техники игры. В песнях «Верховина, мать родная» и «Не забывай» основную сложность представляет исполнение мелодии терциями. Чтобы сохранить напевность, двойные ноты следует играть по возможности связно. Полезно перед разбором песен поиграть гаммы в терцию в тональностях данных произведений.
В песне Е. Брусиловского «Две ласточки» своеобразный ритм. Здесь следует обратить особое внимание на правильное исполнение триолей и нот с точкой.
Для исполнения помещенного в выпуске украинского народного танца характерна мелкая пальцевая техника.

Тирольский фокстрот несколько труднее остальных пьес. Учащийся должен владеть такими приемами, как игра арпеджио, аккордов, двухголосия. Известную трудность представляет синкопированный ритм. Синкопы — акценты на слабую долю такта, приходятся на аккорды в четвертой части фокстрота. При исполнении танца очень важно соблюдать четкость ритма, ровность темпа, правильность штрихов (стаккато, легато).
Чтобы приобрести беглость пальцев, свободу движений кистей и рук, нужно постоянно заботиться о постепенном и всестороннем развитии техники игры, занимаясь ежедневно.
Продолжительный перерыв в занятиях сводит на нет ранее достигнутые успехи.
Начинающие баянисты иногда помогают правой рукой разжимать и сжимать мех. Эта «помощь» выражается в поддерживании грифа большим пальцем и ладонью, отчего кисть становится излишне напряженной, исчезает подвижность пальцев. Баян нужно держать на левой ноге так, чтобы нижняя часть корпуса упиралась в правую ногу. Тогда при игре в сжим будет создан нужный упор и отпадет необходимость в поддерживании баяна правой рукой. Правильно отрегулированные ремни придают инструменту устойчивое положение и тем дают свободу движениям рук.

Во время исполнения перед слушателями баянист чувствует ответственность за свою игру и, естественно, волнуется. Если пьеса не доучена или трудна, то игра становится напряженной, появляются ошибки, искажающие характер музыки и снижающие качество исполнения.