Первые шаги баяниста - Выпуск 21

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

В данном выпуске наряду с очень легкими пьесами (Полька Ф. Лешчинекой, песни «Если ты полюбила», «Степь да степь кругом») есть произведения и более сложные.

При работе над легкими пьесами начинающему баянисту следует помнить о ключевых знаках альтерации, строго соблюдать аппликатуру, играть со счетом вслух, точно выдерживая длительности нот и пауз. После того, как пьесы будут выучены без ошибок, в нужном темпе и без остановок, следует обязательно придерживаться смены движения меха между музыкальными фразами, как указано в нотах.
Исполнение русской народной песни «Славное море, священный Байкал» требует определенных навыков. Здесь наиболее сложным является выработка правильного движения меха. Аккордовое изложение темы, мелодические обороты в партии, левой руки, яркая динамика — все это вызывает большую затрату воздуха при игре. Поэтому тут движение меха приходится менять не только между музыкальными фразами, но и внутри их. Задача баяниста — менять движение меха внутри фразы так, чтобы не искажать характер произведения и не нарушать его мелодическую линию. Нельзя допускать толчков меха во время звучания, слишком укорачивать длительности аккордов в, партии правой руки перед сменой движения меха. Двойные ноты и аккорды правой рукой следует играть штрихом портаменто. Это значит, по-возможности полно выдерживать длительности нот (игра почти легато), но не допускать связывания созвучий между собой. Таким же приемом нужно исполнять и басы левой рукой.

В «Песне о Тбилиси» есть другая трудность — это исполнение правой рукой двухголосия. В 4-м, 12-м и других подобных тактах мелодия проходит ниже аккомпанирующих созвучий. В этих тактах баянист должен постараться сыграть мелодию связно, а аккомпанирующие звуки — отрывисто.
В песне «Я верю, друзья» сравнительно сложным является аккомпанемент. Надо поучить отдельно левой рукой трудные такты и всю партию в целом. Начинающим баянистам следует больше обращать внимания на развитие технических возможностей левой руки.
А. Басурманов