Первые шаги баяниста - Выпуск 30

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

От составителя

 

 

При разучивании песни «Оренбургский пуховый платок» возникают трудности смены движения меха. В песне сравнительно большие и неравные музыкальные фразы, что требует от баяниста большого внимания. Самой логичной сменой движения меха является та, которая происходит между музыкальными фразами. Однако если у баяна слабый мех. то исполни гель будет вынужден менять движения меха чаше. В этом случае производить смену меха в середине фразы нужно очень осторожно. С одной стороны, нельзя сильно укорачивать длительность нот верхнего голоса, так как это может нарушить напевность музыки, с другой стороны связная игра создает опасность смены движения меха во время звучания, чего никак нельзя допускать. Смена движения чеха во время звучания нарушает ритм произведения, делает игру похожей на заикания.

В песне «Светлячок» сложным является ритмический рисунок мелодии. Играть эту песню рекомендуется со счетом, пока не будет усвоен пунктирный ритм.
Во время разучивания произведении не забывайте следить за правильным положением рук. Например, во французской песне «В Эльзасе в мелодии часто встречаются арпеджио. Это значит, что здесь удобнее применить второе положение правой руки. 'При этом, положении кисть не имеет наклона вниз, локоть чуть отведен в сторону. Аппликатура проставлена, исходя из второго положения руки. При двухголосом или аккордовом изложении мелодии также пользуются вторым положением. Если мелодия изложена гаммообразно, то рука занимает первое положение (кисть будет иметь наклон вниз). Так, например, начало «Вальса-интермеццо» Ф. Легара следует играть при первом положении руки.
Во время игры надо избегать частой смены положений руки, но, если такая' смена неизбежна, нужно своевременно повернуть кисть и тем самым создать удобство пальцам в переборе клавиш. Такой поворот необходим в 10-м такте указанного выше вальса. Поворот кисти нужно сделать не в момент нажима первым пальцем клавиши соль-диез, а заблаговременно. то есть во время звучания ноты до.
А. БАСУРМАНОВ