Первые шаги баяниста - Выпуск 38

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

Движение меха, как правило, следует менять между музыкальными фразами. Но иногда это делать не удается. Например, в песне Б. Мокроусова «Не знала я» фразы не одинаковые по количеству тактов. Поэтому, если менять движение меха только между фразами, то на разжим нужно будет играть по четыре такта, а на сжим — по три. Практически это крайне неудобно. Остается найти такие места для смены движения меха, которые были бы удобны в игре и не нарушили фразировку, а также напевное звучание мелодии. В данной песне менять движение меха внутри фраз следует там, где это обозначено в нотах: перед сильной долей такта, между повторяющимися нотами. Помните, очень важно не делать заметного на слух перерыва в звучании между звуками мелодии и избегать смены меха в момент звучания. Подобные ошибки нередко допускают начинающие баянисты и этим сильно искажают характер музыки.

Хорошего навыка владения мехом требует исполнение вальса «Тоска». Переходы на крещендо к аккордовому изложению мелодии, контрастная смена силы звучания, большие музыкальные фразы — все это, возможно, вынудит баяниста где-то сменить движение меха внутри фразы. Во время исполнения постоянно следите за развитием звука как внутри фраз, так и во всем вальсе в целом. Напевное исполнение мелодии, соблюдение темпа, динамических оттенков и умелая смена движения меха помогут баянисту добиться художественного исполнения вальса.

Частой смены движения меха требует аккордовое изложение темы в медленном темпе. Так в «Песне с Полонины» движение меха во многих местах нужно менять через каждый такт. Чтобы полнее использовать возможности баяна, мех при исполнении данной песни следует разводить горизонтально, а не вниз через левое колено. Если звучание громкое и требуется сменить движение меха в сжим, то локоть левой руки нужно быстро отвести чуть в сторону. Тогда левой руке будет легче сохранить сильный звук при игре в сжим.
Пьеса А. Фоссена «Карусель» помещена в сборнике по многочисленным просьбам самостоятельно обучающихся баянистов. Однако следует отметить относительную сложность этого произведения. Выучить «Карусель» в нужном темпе сможет лишь тот баянист, у которого достаточно развита аккордовая и мелкая пальцевая техника. Кроме того, здесь встречается особый прием игры — тремоло мехом. Это тремоло исполняется так; нажимаются соответствующие нотам аккорда клавиши, а в это время левая рука быстро меняет направление в движении меха: в разжим, в сжим и т. д. Например, в 63-м такте записано восемь аккордов восьмыми длительностями. Значит сменить движение меха нужно восемь раз (после каждого аккорда). Пальцы снимаются с клавиш только там, где в нотах оканчивается лига. Таким образом, аккорды берутся вновь только те, над которыми стоят знаки акцентов. При этом нужно не забыть сделать толчок мехом.

А.Басурманов