Первые шаги баяниста - Выпуск 43

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

В «Грустной песенке» Калинникова сложным является аккомпанемент. Аккорды следует выдерживать полными длительностями, они должны создать хороший гармонический фон для мелодии. Поэтому очень важно своевременно подготавливать пальцы к нажиму очередных клавиш. Эта задача вполне выполнима в медленном темпе игры. Клавиши нажимайте и отпускайте плавно. Резкие движения пальцев могут нарушить напевный характер музыки. Отдельно поучите 15-й такт, в котором есть скачки в партии левой руки. Проверьте, правильно ли отрегулирован ремень для левой руки. Если он тесен, то выполнение скачков, требующее переноса кисти вдоль клавиатуры, будет затруднено. Слишком свободный ремень может сковать движения пальцев при игре на разжим меха.

В песне «Где вы, девушки несмелые?» обратите внимание на аппликатуру. Повторяющиеся несколько раз подряд одни и те же клавиши рекомендуется нажимать разными пальцами. Такой прием игры называется репетицией. Если не соблюдать указанную аппликатуру и играть одинаковые ноты одним пальцем, то значительно труднее будет достигнуть ровного, легкого и четкого исполнения мелодии.
Знание итальянских терминов во многом облегчает работу баяниста над раскрытием содержания пьесы. В «Романсе Антониды» из оперы «Иван Сусанин» слова в начале нотного текста «Adagio поп tanto» означают «не очень медленно». Сокращенное слово «rall.» («rallentan-do») указывает на замедление темпа игры. То же значение имеет и слово «ritenuto» (сокращенно — «rit.»). Оно встречается в нотном тексте «Грустной песенки». Слова «а tempo» означают «в первоначальном темпе». Термин «cresc.» (крещендо)—указание на постепенное увеличение силы звука.

Перевод итальянских терминов можно найти в любом музыкальном словаре.