Для баяниста при самостоятельных занятиях серьезную
трудность составляет проверка своей работы — правильности исполнения мелодии
и аккомпанемента.
Перед тем, как разучивать произведение на баяне, полезно разобраться в
ритмическом рисунке мелодии — простучать ритм со счетом
вслух. Это облегчит дальнейшую работу и поможет баянисту избежать
ритмических ошибок.
Чтобы пьеса прозвучала ярко, выразительно, баянисту необходимо точно соблюдать
указанные в нотах динамические оттенки, темп и способы исполнения (легато,
стаккато, акценты и др.)г а также правильно менять направление движения
меха.
Аккомпанемент в каждой пьесе должен соответствовать характеру музыки,
способствуя ее раскрытию и украшая, а не заглушая мелодию. Например, в
начале романса «Соловей» одновременно звучащие басы и аккорды надо
играть очень четко, легко и отрывисто. В медленной же части звучание басов
должно быть полным, что достигается более глубоким нажимом пальцами, на
клавиши. Аккорды здесь исполняются мягко.
В аккомпанементе русской народной песни «Не брани меня, родная» аккордовые
клавиши резко и глубоко нажимать не следует, т. к.
такое исполнение может сделать сопровождение грубым, не соответствующим
лирическому характеру этой песни. Баянист должен вслушиваться в свою игру,
следить за правильным звучанием мелодии и аккомпанемента.
В Танце Д. Шостаковича партию левой руки (басы и аккорды) нужно играть
очень легко — штрихом стаккато. При этом не следует далеко отводить пальцы.
В противном случае будет труднее рассчитывать силу нажима пальцев на клавиши
и исполнять пьесу в нужном темпе.