Школа игры на баяне - П. Говорушко

Самоучители

Ноты, самоучители, пособия для баяна

 

 

РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

 

Музыкальные произведения записываются для баяна как правило, на двух нотных станах. Верхняя строка (верхний нотный стан) предназначена для правой руки, нижняя —для левой.
Исполняются ноты на обеих строках одновременно, на что указывает объединяющая их фигурная скобка.

Ноты для баяна музыкальных произведений


Мелодия записывается чаще всего на верхней строке, а сопровождение (аккомпанемент) — на нижней. Мелодии отводится главная роль, а аккомпанементу подчиненная. В зависимости от характера произведения аккомпанемент может быть коротким или более продолжительным, но не «сухим» («щелкающим»), а мягким и ясным. Значение аккомпанемента состоит в том, что он не только обогащает звучание мелодии, но и подчеркивает метр музыкального произведения, размер такта. Поэтому он должен быть достаточно четким, а не расплывчатым.
Исполнение пьес двумя руками вместе требует предварительной подготовки. Так, учащемуся, не владеющему простейшими навыками звукоизвлечения каждой рукой отдельно, трудно добиться согласованной совместной работы рук. Не умеющему достаточно свободно читать поты в одном ключе во много раз сложнее делать это в двух разных ключах ^скрипичном и басовом). Кроме этого, слух, не тренированный на звучании партий правой и левой руки поочередно, не может контролировать их сочетание. Поэтому разучиванию пьесы должны предшествовать работа над чтением нот и упражнения в игре отдельно каждой рукой.

Но и после этого, приступая к разучиванию произведении, полезно проделать примерно следующее. Прослушать пьесу (в исполнении педагога или в грамзаписи), запомнить ее характер, темп. Затем по нотам уяснить тональность, метр. Отметить технические трудности, встречающиеся в партиях правой и левой рук, потренироваться и их исполнении, особое внимание уделив тем из них, которые встречаются впервые. Ознакомиться с длительностью нот и простучать со счетом вслух ритм мелодии (а затем и аккомпанемента). Просмотреть особенности аппликатуры и приемов игры, потренироваться в исполнении наиболее сложных в этом отношении мест. Проследить особенности соединения правой и левой рук. После этого проиграть пьесу обеими руками в медленном темпе, негромко считая вслух.
Дальнейшая работа проводится отдельно правой и левой руками по небольшим осмысленным отрывкам (например, объединенным одной лигой или расположенным между отметками о смене меха). Главное внимание здесь уделяется тем местам, которые менее удались при проигрывании реей пьесы. Устранив недостатки в исполнении отрывков каждой из партий, а затем в исполнении партии целиком, вновь проигрывают произведение двумя руками.

Безошибочное исполнение нотного текста позволяет начать тренировку в достижении темпа, все более близкого к указанному (если этот темп быстрый), а также приступить к углубленной работе над выразительным произнесением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками. Слишком частое проигрывание пьесы в полную силу (особенно в быстром темпе) не рекомендуется, так как интерес к ней при этом быстро притупляется, исполнение становится небрежным, маловыразительным.
Отдельно следует сказать о стремлении учащихся при разучивании пьес смотреть па клавиатуру. Такое стремление ошибочно и вредно потому, что при этом отключается слуховой контроль, не вырабатываются ощущение клавиатуры и автоматизм движений, нарушается целесообразная установка инструмента (исполнитель наклоняет его к себе). Кроме того, полный зрительный контроль на баяне фактически невозможен из-за небольшого размера клавиш и неудобного для этого положения клавиатуры.
Желательно не смотреть на клавиатуру и при нахождении клавиши, с которой начинается пьеса, Сделать это лучше при помощи отсчета октавных звуков пальцами от верхней клавиши первого ряда в правой клавиатуре и отмеченной кнопки и левой.
С первых шагов следует учиться играть не только по нотам, но и наизусть, развивать свою музыкальную память. Запоминание произведений будет более быстрым тогда, когда пьеса выучивается по небольшим, осмысленным, а не формально вычлененным отрывкам. Полезно повторять наиболее трудные для запоминания места перед сном (мысленно или на инструменте).
Разучивание произведений осуществляется скорее, если учащийся хорошо читает ноты. Научиться этому можно при ежедневной тренировке в чтении с листа.
К чтению нот с листа следует приступать, как только появилось ощущение клавиатуры (умение более свободно ориентироваться в нахождении необходимых клавиш), выработана элементарная аппликатурная дисциплина, но не позднее второго года обучения.

Сначала приобретают навыки чтения нот в скрипичном ключе и их исполнения на инструменте правой рукой, а затем в басовом ключе — левой рукой. Большую трудность представляет чтение с листа и исполнение обеих партий (правой и левой рук) одновременно. Начинать следует с пьес, мелодия которых движется без скачков и исполняется на соседних клавишах. Для чтения выбираются легкие пьесы (в порядке возрастающей трудности), не проходившиеся ранее.
Успехи будут заметнее тогда, когда читающий ноты внимательно прослушивает их звучание, учится мысленно представлять звуки прежде, чем они начинают звучать на инструменте. В этом случае пальцы как бы сами по себе находят нужные клавиши.
Решающее значение для развития учащегося имеет и наличие интереса к занятиям на данном инструменте и огромная тренировочная работа. Без этого успехи будут незначительны даже у самых одаренных. Интерес может проявляться не сразу. Чаще всего он растет вместе с успехами в игре на инструменте, с пониманием красоты и смысла музыкальных произведений.

При отсутствии должного интереса и сосредоточенности домашние занятия обычно кратковременны и мало результативны. Для успешного продвижения продолжительность самостоятельных (домашних) занятий должна постоянно расти. Если в начале обучения она может составлять 1—2 часа в день, то на четвертом—пятом году—2—3 часа, а для баянистов-профессионалов—4—5 часов ежедневно. Наиболее плодотворны для этого утренние часы. У школьников лучшим временем для занятий на музыкальном инструменте будут часы между посещением школы и приготовлением домашних заданий.
Успешное обучение игре на баяне немыслимо и без достаточного общего развития. Как известно, музыка может передавать самые тонкие оттенки настроения, она способна «рисовать» определенные образы. Для того чтобы передать слушателю эти образы, настроения, исполнитель сам должен глубоко их чувствовать, понимать и переживать. А это невозможно без постоянного слушания музыки, знания литературы, смежных искусств и пр.
Успеху будут способствовать и хорошая восприимчивость учащегося, живой темперамент, аккуратность,
Выразительное, художественно достоверное исполнение может быть достигнуто при условии глубокого ощущения исполнителем характера, образного строя музыкального произведения, понимания его строения (формы) и стиля.