Школа игры на баяне - П. Говорушко

Самоучители

Ноты, самоучители, пособия для баяна

 

 


СТРОЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА

 

 

Известно, что природные задатки для развития легкости и свободы движения пальцев у разных людей не одинаковы. У одних учащихся свобода движений развивается значительно скорее, чем у других. Часто этот процесс проходит стихийно, без сознательного участия в нем исполнителя. В этом случае далеко не каждый баянист, обладающий хорошей техникой игры, сумеет помочь добиться таких же успехов другому, менее развитому в этом отношении.
Будет уместным привести высказывание основоположника физической культуры в России П. Ф. Лесгафта: «Недостаточно быть ловким спортсменом, чтобы взять на себя воспитание движений ребенка, юноши и даже взрослого. Надо знать строение органов движения, влияние их деятельности и отправления на другие органы, чтобы уметь научно оценить упражнения, применяемые при физическом воспитании».* Отсюда можно заключить, что знание функций мышечной системы, назначения отдельных мышц, особенностей строения исполнительского аппарата необходимо и музыканту-исполнителю (педагогу). Оно несомненно поможет более успешно развивать и совершенствовать технику игры (свою или ученика), найти правильные пути для преодоления природных недостатков.

Движение тела происходит в результате сокращений—напряжений мышц, вызываемых импульсами (командами), идущими к ним от центральной нервной системы. И. М. Сеченов писал: «Мышцы суть двигатели нашего тела; но сами по себе, без толчков из нервной системы, они действовать не могут; поэтому рядом с мышцами в работе участвует всегда нервная система и участвует на множество ладов». Мышцы составляют с нервной системой неразрывное целое. В мышцах находятся двигательные окончания нервов, через которые передаются импульсы, побуждающие мышцы к сокращению.
С момента рождения человека мышцы развиваются неравномерно, в зависимости от их деятельности, тренировки. В результате систематической тренировки увеличивается способность сокращения (его сила и частота) и ловкость движений мышц. Однако упражнения по развитию двигательных навыков представляют собой не столько тренировку двигательного аппарата, сколько совершенствование деятельности нервной системы, выработку новых условных рефлексов, то есть выработку способностей к осуществлению новых движений, не являющихся врожденными, унаследованными.

Приобретенные условные рефлексы временные и при прекращении тренировки ослабевают и угасают. Отсюда следует, что для музыканта-исполнителя совершенно необходима систематическая тренировка на протяжении всей исполнительской деятельности. Только при этом одни условные рефлексы (навыки) образуются вновь, а другие превращаются в безусловные (постоянные).
Для мышечной деятельности более характерно одновременное сокращение целой группы мышц, поэтому наибольшая легкость и свобода движений пальцев проявляется при включении также мышц предплечья. По этой же причине ложно понимаемая пальцевая техника, при которой звукоизвлечение осуществляется только короткими мышцами (пальцевыми), противоестественна и не может дать положительного результата.
Мышцы бывают двух типов: произвольные (сокращающиеся по нашей воле) и непроизвольные (сокращающиеся независимо от нашей воли, например мышцы сердца).
Звукоизвлечение на баяне осуществляется, конечно, произвольными мышцами. При игре сокращаться должны лишь те из них, которые участвуют в звукоизвлечении. Другие же, не занятые, не должны сокращаться, иначе в нужный момент они окажутся неподготовленными, уставшими,.
Степень усилия мышцы зависит от степени ее раздражения. Степень раздражения растет с увеличением возбуждения. У играющих ярко, эмоционально подсознательно происходит сокращение большой группы мышц, что меньше их утомляет, поэтому у таких исполнителей реже встречается постоянная напряженность («затянутость») исполнительского аппарата.

Мышцы кистей делятся на разгибатели и сгибатели. Разгибатели располагаются на наружной (тыльной), а сгибатели на внутренней (ладонной) стороне. Лучезапястный сустав при совместном действии всех мышц тыльной поверхности производит тыльное сгибание кисти и, наоборот, совместное действие ладонных мышц приведет к ладонному сгибанию. При одновременном сокращении мышц (тыльных и ладонных) локтевой стороны происходит сгибание кисти к локтевой линии. Тыльные и ладонные мышцы лучевой стороны совместно сгибают кисть в направлении этой стороны. Наиболее естественным будет так называемое среднефизиологическое положение кисти, без каких-либо изгибов. При этом положении пальцы полусогнуты так, что головки пястных костей ярко очерчены (см. рисунок на следующей странице).
Среднефизиологическое положение обеспечивает наибольшую свободу всех мышц, сохраняя лишь незначительное всегда свойственное им напряжение— «мышечный тонус», — необходимое для предотвращения произвольного разгибания. Доказательством наибольшей расслабленности мышц при этом положении является сохранение его у спящих, а также при фиксации рук. (например, наложении гипса) в неподвижном состоянии на длительное время.

Школа игры на баяне - Говорушко


Особенности состояния мышц при среднефи-зиологическом положении определяют наиболее целесообразную постановку рук. Оно является тем исходным положением, при котором возможна самая эффективная деятельность мышц кисти. Именно это положение создает удобнейшую позицию для выполнения как сгибательных, так и разгибательных движений. Нарушение этого положения ставит те или иные препятствия
для деятельности мышц. Например, при положении руки, в котором кисть согнута в сторону ладонной поверхности, сгибатели уже сокращены («сработали»), а разгибатели растянуты, что приводит к быстрому утомлению мышц. В то же время нетрудно убедиться, что при разогнутой кисти сила сжимания пальцев больше, чем при согнутой. Значит, сгибание в любую сторону исчерпывает силу мышц этой стороны. Поскольку звукоизвлечение на баяне требует сгибания кисти в сторону ладонной поверхности, исходным ее положением могло бы быть противоположное, готовящее к таким движениям, то есть не согнутое. Но разогнутое положение неприемлемо для баяниста в качестве исходного потому, что утомляет сгибатели постоянным растяжением. Отсюда следует, что как выгнутая, так и вогнутая кисти не могут быть приняты основным исходным положением для баяниста.


Постановка рук исполнителя должна исключать и постоянное сгибание кисти в сторону локтевой линии. Объясняется это, во-первых, тем, что сжимание пальцев оказывается сильнее, если совмещается с отведением кисти к локтевой линии. Если же кисть сгибается в этом направлении раньше, то последующее сжимание пальцев будет заметно слабее. При этом 4-й и 5-й пальцы становятся еще более пассивными. Во-вторых, крайнее сгибание правой кисти в сторону локтевой линии чаще всего приводит к неправильному положению 5-го пальца. Он оказывается за клавиатурой, работает «вхолостую» одновременно с 4-м и делает движения за гриф. В-третьих, такое положение руки чрезвычайно затрудняет применение этого короткого пальца в первом и втором ряду правой клавиатуры, требуя перед этим резкого поворота руки.

Таким образом, наиболее рациональное исходное положение правой руки баяниста — ее среднефизиологическое положение, обеспечивающее наиболее свободное состояние мышечного аппарата и удобное для перехода в различные другие положения, необходимые при исполнении.
Что же касается распространенного в настоящее время в педагогической практике мнения о наличии нескольких (двух и даже трех) «основных» положений правой кисти баяниста, то такие выводы являются чисто эмпирическими, не имеют под собой научной почвы и тормозят- овладение техникой игры на баяне.
Немаловажное значение для исполнителя имеет и следующее обстоятельство. 3-й (средний) палец лежит соответственно средней линии кисти, поэтому движение остальных пальцев расценивается как приведение к нему или отведение от него. Приведение пальцев к среднему происходит при их сгибании, а отведение — при разгибании. При одновременном сгибании и приведении пальцев к середине проявляется их наибольшая сила, поэтому положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы при воображаемом их продолжении они сливались в одну линию, а не расходились из нее.

В работе над развитием двигательных навыков необходимо учитывать и деятельность тыльных межкостных мышц (четыре). Две из них отводят 2-й и 3-й пальцы в сторону большого, а две другие — 3-й и 4-й в сторону 5-го. В связи с этим растяжение между 3-м и 4-м пальцами будет большим тогда, когда мы отводим 3-й палец от 4-го (от ре к ля в правой руке или от до к ре в левой) и меньшим, если отводится 4-й палец от 3-го в сторону 5-го. Поэтому крайне нежелательна последовательность: 3-й и 4-й палец с до на ре (или фа) на правой клавиатуре и с ре на до— на левой. Пользоваться такой аппликатурой можно только в крайнем случае, причем только при помощи поворота кисти и выпрямления 4-го пальца (например, в длинных арпеджио с третьего ряда клавиатуры).
При работе над развитием легкости движений пальцев надо помнить, что более быстрые их движения достигаются тогда, когда сокращаются не короткие мышцы, например сгибатели фаланг, а длинные, начинающиеся на кисти и предплечье, ибо, чем более длинные мышцы включены в работу, тем сильнее, выносливее становятся пальцы (при включении длинных мышц их движение видно на предплечье).
В этой связи скажем о применении большого пальца правой руки.
При действиях большого пальца в направлении сгибания 2-го—5-го пальцев, то есть «в клавиатуру», длинные мышцы не подключаются. Это объясняется тем, что большому пальцу такие движения от природы не свойственны. Наиболее естественные его сгибательные движения происходят в направлении локтевой линии кисти. Сила большого пальца особенно проявляется при хватательном движении. При этом движении включаются большие мышцы предплечья, и он становится наиболее работоспособным, но такие движения неприменимы в звукоизвлечении на баяне.
Эти обстоятельства не позволяют поставить знак равенства между возможностями большого и 2-го—5-го пальцев. Систематической тренировкой можно добиться известных успехов в его приспособлении к звукоизвлечению, но природные свойства будут все же ощущаться. Поэтому применение большого пальца правой руки следует рассматривать не как основу, базу для развития виртуозной техники, а лишь как дополнительное средство, привлекаемое в необходимых случаях.
Большой палец на баяне следует применять в тех случаях, когда исполнение без него несовершенно; суть его применения не в отрицании уже накопленного исполнительского опыта, а в его обогащении.
Таким образом, развитие техники баяниста будет более плодотворным тогда, когда полностью используется весь арсенал эффективных технических средств четырехпальцевой аппликатуры и дополнительно используются возможности большого пальца.
Примером может служить исполнение гамм с большим пальцем и без него. Основной недостаток пятипальцевой аппликатуры гамм заключается в необходимости подкладывать большой палец (это, как известно, главная трудность и на фортепиано, откуда этот аппликатурный принцип заимствован).
На баяне при пятипальцевой аппликатуре скорость исполнения гамм обратно пропорциональна количеству подкладываний большого пальца: чем больше подкладываний, тем меньше темп. Так, гамма До мажор в одну октаву с применением большого пальца только один раз, на клавише фа (2, 3, 4,1 , 2, 3, 4, 5), может быть сыграна очень быстро. В этой же гамме в две октавы, где требуется трехкратное применение этого пальца (на нотах фа, си первой октавы и фа второй октавы), темп заметно снизится. Исполнение гаммы в три октавы еще более затруднительно из-за того, что короткий большой палец должен быстро переноситься много раз на значительные расстояния от фа на си и от си на фа.
В четырехпальцевой аппликатуре, во-первых, исключается подкладывание пальцев и, во-вторых, эти расстояния преодолеваются длинным безымянным пальцем, благодаря чему возможна предельная скорость исполнения. Отсюда ясно, что отказ от четырехпальцевой аппликатуры в гаммах и гаммообразиых последованиях и замена ее пятипальцевой неразумна, не содействует техническому прогрессу исполнителя, а тормозит его. Тренировать же большой палец, наряду с применением обычной аппликатуры, необходимо.

Широкое применение большого пальца на баяне ограничивает и малая мензура клавиатуры, поэтому при большой кисти и очень длинных пальцах пятипальцевая аппликатура значительно сдерживает техническое развитие учащегося.
Развитие технических навыков (особенно быстрых и легких движений) невозможно без достижения лаконичности движении пальцев. Чем меньше, экономнее эти движения, тем они могут быть быстрее. Излишние движения обычно появляются при отпускании клавиш за счет разгибания суставов фаланг (выпрямления пальцев), в то время как они должны оставаться округленными. Выпрямление пальцев допускается лишь при исполнении больших интервалов (на далеко расположенных друг от друга клавишах). Движение пальцев на близкие клавиши должно исключать их выпрямление и производиться гибким, но плавным и малозаметным ведением кисти.

В развитии техники существенную роль играет также строение исполнительского аппарата. Прежде всего это пропорциональное строение корпуса, нормальная длина рук. Слишком короткие руки исключают возможность нормального разжима меха, и исполнителю трудно добиться сильного звучания. Учащемуся с такими руками требуется более компактный инструмент, хорошо держащий и экономно расходующий воздух. При более длинных руках требуется инструмент большего размера. Величина кисти, длина и толщина пальцев требуют соответствующей мензуры.

Особое значение в развитии исполнительской техники имеет кисть. Большие успехи возможны при широкой кисти, чем при узкой. В то же время она должна быть мягкой, чтобы указательный палец и мизинец могли свободно соединяться. Слишком пухлая кисть свидетельствует о вялости, слабости мышц. Такому учащемуся следует особенно много трудиться над развитием техники игры, а также применять физические упражнения на укрепление мышц кисти.
Удобнее играть пальцами средней длины. При пропорциональном развитии ни один из пальцев (кроме большого) не короче других более, чем па длину одной фаланги. Слишком короткие пальцы затрудняют техническое развитие. В этом случае подбор аппликатуры должен быть особенно тщательным.
Обучение игре на баяне, как правило, начинают с 9-летпего возраста. При ярких музыкальных способностях занятия целесообразно начинать и раньше (примерно с б лет), но на инструменте подходящей величины. Практически обучение на баяне возможно и в зрелом возрасте, хотя наиболее успешное в техническом отношении продвижение может быть в ранние годы.