Школа игры на баяне - П. Говорушко

Самоучители

Ноты, самоучители, пособия для баяна

 

 

РАБОТА НАД ГАММАМИ И УПРАЖНЕНИЯМИ

 

 

Создание глубоких профессиональных основ невозможно без разностороннего развития технических навыков. Наибольшие результаты в этом направлении могут дать гаммы, арпеджио и специальные упражнения. Построенная на них систематическая тренировка не только укрепляет мышечную систему, приводит ее в необходимую исполнительскую форму, но и вырабатывает ловкость движений, создает запас игровых навыков.
На разных этапах обучения тренировка исполнительского аппарата должна быть подчинена разным задачам. Первоначально гаммы, арпеджио и упражнения служат средством для изучения клавиатуры и закрепления определенных теоретических понятий — отсчет длительностей, строение гамм и т. п.
Приступая к работе над гаммами, необходимо отметить их первоочередное значение как тренировочного материала для развития так называемой мелкой техники, быстрых, легких и четких движений пальцев, в частности более слабых из них. В связи с этим приобретает особую важность аппликатура гамм.
В правой руке, после твердого усвоения аппликатурного принципа — первый ряд клавиатуры— 2-й палец, второй ряд — 3-й палец, третий ряд — 4-й палец — следует начать систематическую работу над гаммами (кроме гармонических) с применением последовательности — 3-й, 4-й, 5-й пальцы соответственно на первом, втором и третьем рядах.

В левой руке наилучшие результаты дает четырехпальцевая аппликатура. При недостаточно длинной руке и коротком мизинце, исключающих возможность его применения не только на вспомогательном, но и па основном ряду, работу над гаммами левой рукой лучше начать на год позже (когда ученик подрастет), чем прибегать к временной примитивной трехпальцевой аппликатуре. Постоянное же применение аппликатуры мажорной гаммы без 5-го пальца (мизинца) не только не дает полноценного развития мышечной системы, но и весьма ощутимо тормозит овладение рациональной постановкой левой руки баяниста.
В предлагаемой ниже аппликатуре гамм и арпеджио учитываются строение мышечного аппарата и закономерности чередования пальцев на клавиатурах баяна.

Процесс приобретения технических навыков заключается с одной стороны в развитии силы и скорости мышечных сокращений, а с другой—в совершенствовании ловкости движений пальцев.
Прежде чем использовать гаммы как средство приобретения тех или иных навыков, необходимо овладеть игровыми движениями, способствующими непринужденному исполнению самих гамм. Это может быть достигнуто в том случае, когда при игре сохраняется основное (среднефизиологическое) положение кисти и обеспечивается свободное состояние всего мышечного аппарата. Достичь такого результата поможет комплекс сложных взаимосвязанных движений, характеризующихся примерно следующим образом.
Ранее уже говорилось, что пальцы, «толкая» клавиши, сохраняют полусогнутое положение, опускаются на клавиатуру с минимального расстояния и не разгибаются в суставах фаланг при переходе на соседние клавиши. При медленном темпе исполнения кисть плавным, едва заметным движением в лучезапястном суставе направляет округленный палец в сторону очередной клавиши, и чтобы прийти к этой клавише, остается сделать лишь незначительное дополнительное движение.
В быстрых темпах движения кисти будут более обобщающими, обеспечивающими исполнение не каждой отдельной ноты, а группы длительностей, составляющих в сумме одну или несколько метрических долей (две, три, четыре, шесть, восемь, двенадцать, шестнадцать нот или более).
Одновременно предплечье плавно, без рывков и остановок ведет кисть вниз или следует за ней вверх по грифу. По мере движения предплечья вниз или вверх соответственно опускается или поднимается плечевая часть руки и локоть. Амплитуда этого движения увеличивается в соответствии с расширением диапазона гаммы от одной до четырех октав.

Отсутствие статичного (неподвижного) состояния во всех частях руки предохраняет мышечную систему от появления длительного напряжения (зажатости), а ровное постоянное движение руки вверх и вниз позволяет сохранить без ощутимых отклонений одно и то же (основное) положение кисти.
Наиболее сложным из перечисленных является плавное движение руки вверх и вниз. Обычно учащиеся пытаются исполнять небольшие гаммообразные обороты при фиксированном положении кисти в одной точке грифа, доставая близлежащие клавиши пальцами. При этом пальцы невольно выпрямляются, кисть резко изгибается в лучезапястном суставе, в результате чего появляется напряжение "исполнительского аппарата.

Правильным будет движение руки вниз и вверх на каждой клавише, причем движение к следующей клавише начинается сразу же после ощущения опоры на предыдущей. Нужно как бы «перекатить» руку на пальце, держащем клавишу все с меньшей силой.
Для овладения этим навыком следует добиться плавного движения при исполнении сначала нижнего тетрахорда гаммы (звуков до, ре ми, фа и обратно), а затем верхнего {соль, ля, си, до и обратно).
Следующая ступень—работа над плавным соединением обоих тетрахордов, то есть исполнением гаммы в одну октаву. Так же последовательно осваивается движение руки при игре гамм в две, три и, наконец, четыре октавы.
В движении руки по грифу при исполнении гамм нельзя обойтись без некоторых ускорений. Они связаны с перенесением за короткий отрезок времени (пока играются две промежуточные ноты) одного и того же пальца через одну клавишу на вертикальном ряду клавиатуры. Так в до-мажорной гамме 4-й палец с клавиши фа за время исполнения другими пальцами звуков соль и ля должен быть перенесен на, клавишу си. В гамме Соль мажор за такое же время 2-й палец необходимо перенести с до на фа-диез, а в гамме Ре мажор—3-й палец с соль на до-диез. Здесь-то и требуется более быстрое движение не только соответствующего пальца, но и кисти, предплечья.
Более легко добиться плавного движения в гамме Ре мажор (как и в других мажорных гаммах, тоника которых расположена на третьем ряду клавиатуры), так как расстояние через одну клавишу преодолевается самым длинным (средним) пальцем. От длины 2-го (указательного) и 4-го (безымянного) пальцев зависит и трудность достижения плавного движения руки при исполнении гамм с первого и второго рядов клавиатуры.

Особую трудность представляет достижение плавности в гармонических гаммах и длинных арпеджио, где она чаще всего подменяется скачкообразным движением руки с резкими изгибами кисти в исследованиях 5-й—2-й палец в гамме и 4-й—2-й палец в арпеджио.
После приобретения навыка плавного ведения руки, исключающего резкие, неподготовленные повороты и остановки кисти, можно перейти к детальному изучению основных приемов игры легато, стаккато, а затем и их смешанных чередований (в освоенном уже диапазоне гамм).
Главное в этой работе — развитие штриховой культуры слуха, воспитание острого ощущения связности, умения «отбирать» наиболее подходящее качество соединения звуков и сохранять его единообразие в длительных мелодических последованиях. Ниже, после гамм, приводятся простейшие комплексы для овладения основными приемами игры различными длительностями и ритмическими сочетаниями. При исполнении следует учитывать следующее:
а) смена меха производится через четное
количество тактов (два, четыре и т. д.);
б) соблюдается одинаковое соединение тонов;
в) при игре стаккато (как и во всех иных случаях) не допускается заметный подъем пальцев,
характер игровых движений почти не отличается
от исполнения других штрихов. Звучание стаккато должно быть четким, активным, но не слишком «сухим»;
г) лиги снимаются определенно, но мягко, спокойным движением пальцев;
д) метрическая пульсация тщательно прослушивается. В медленном темпе сильная доля отмечается в каждом такте. В крещендо она звучит все более явственно, в диминуэндо — постепенно
ослабевая. В быстром темпе необходимо соблюдать чередование тяжелых и легких тактов с произнесением сильных долей в последних с меньшей опорой;
е) каждый комплекс отрабатывается сначала правой рукой, а затем исполняется двумя руками в ровном темпе.