Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава II
Развитие исполнительских навыков

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ПОСТАНОВКА

 

 

Современная методика преподавания определяет постановку как процесс приспособления организма к инструменту. Таким образом, ее следует понимать как совокупность условий (посадка, установка инструмента, постановка рук), необходимых для исполнения. С этой точки зрения многие существующие положения о посадке, установке инструмента и постановке рук кажутся нам догматическими, идущими вразрез с индивидуальными особенностями строения тела исполнителя, с закономерностями мышечных движений.
Наиболее целесообразной следует считать такую постановку, которая обеспечивает полную свободу всего тела, наиболее удобна для решения тех или иных исполнительских задач и приемлема с внешней стороны.
В нашу задачу входит рассмотрение принципов, руководствуясь которыми можно найти наиболее целесообразную постановку. Речь пойдет лишь о тех вопросах, по которым не существует еще согласованных мнений.

В вопросе о посадке и установке инструмента наибольшие разногласия вызывает положение плечевых ремней. Было бы глубоко ошибочно целиком отрицать одни положения и рекомендовать другие. Доказательством является то, что в действительности широко бытует несколько различных положений плечевого ремня. Видимо это объясняется тем, что удобное одному бывает совершенно неприемлемо для другого. Больше того, исполнение различных пьес одним и тем же баянистом может вызвать необходимость изменения положения ремня.

Так, исполнение пьесы, требующей связного и динамически насыщенного звучания, с многоголосной фактурой вызывает необходимость применения двух ремней — на правое и левое плечо. Пьеса же, не требующая такого звучания может быть свободно сыграна и с применением одного (правого) ремня. Определенные условия исполнительства также играют важную роль. Сравните кратковременное, но полное напряжения и волнения выступление солиста и многочасовую работу оркестранта. Ремни у оркестранта могут быть надеты более свободно, чем у солиста. Очевидно, что определенные условия требуют умения найти то или иное правильное решение. Чем же надо при этом руководствоваться?
Наиболее распространенными при начальном обучении являются два положения: первое — с одним ремнем, охватывающим правое плечо, и второе — с двумя.
Начинающему ученику может быть предложено и то и другое положение, но с условием, чтобы инструмент был поставлен на левую ногу всей площадью меха, а не только его внутренним ребром
(см. рис. 2).

Обучение игре на баяне

Наклон верхней части корпуса инструмента к груди исполнителя лишит его в дальнейшем возможности применения 4-го пальца левой руки внизу клавиатуры. А это в свою очередь повлечет неправильную постановку левой руки (см. рис. 3).

Самоучитель Говорушко

Как известно, под правильной постановкой левой руки понимают прежде всего такое основное положение, при котором локоть опущен вниз, а 3-й и 4-й пальцы находятся на основном ряду. Большой же палец свободен, не прижат к 1-му, а естественно отведен от него (см. рис. 4).


Самоучитель для баяна

Применение довольно часто встречающегося третьего положения (ремень охватывает верхнюю часть руки) в самом начале обучения ничем не оправдано и вряд ли целесообразно.
По мере овладения инструментом может, однако, оказаться, что первоначально выбранное положение ремня уже непригодно для данного учащегося. Сигналом может служить появление напряженности или отсутствие необходимой устойчивости инструмента. Так, например, два ремня на узких, покатых плечах будут спадать. Для их поддержки ученик будет поднимать плечи, появится напряжение; чтобы избежать его, часто ремни связывают за спиной. Можно освободить плечи и переменой положения ремня. Целесообразно рекомендовать в таком случае, скажем, третье положение (на верхней части руки). Напряжение в кисти может появиться от поддерживания инструмента при сжиме меха; тут, видимо, помогут два ремня. У играющих с третьим положением ремня довольно часто появляется напряжение всей руки, незаметно распространяющееся от плеча, сдерживающего инструмент при разжиме, на предплечье и кисть. Освобождение руки также вполне возможно, если изменить положение ремня.
'На выбор того или иного положения ремня может влиять со временем и изменение роста учащегося, длины его рук и т. п.
Из сказанного видно, что педагог должен обладать достаточной гибкостью, уметь, исходя из индивидуальных особенностей учащегося, выбрать наиболее приемлемое положение ремня, обеспечивающее устойчивость инструмента и свободную посадку исполнителя.

 

Исходя из определения постановки как процесса приспособления организма к инструменту, следует работать и над постановкой рук, понимая ее как естественное состояние их во время игры. Такое естественное состояние возможно лишь при наличии естественного (свободного) исходного положения рук, которое предшествует каждому нарушению этого исходного положения или следует после него. Процесс звукоизвлечения на инструменте требует определенного, необходимого в данный момент растяжения и напряжения мышц; и чем больше это необходимое растяжение или напряжение.
тем скорее требуется возвращение в естественное, исходное положение.
Каким же должно быть естественное исходное положение правой руки?
Наиболее естественным будет так называемое среднефи-зиологическое положение, при котором отсутствует какой бы то ни было изгиб в лучезапястном суставе, а пальцы полусогнуты так, что головки пястных костей ярко очерчены (см. рис. 5).

Руки на баяне


Среднефизиологическое положение обеспечивает наибольшую свободу всех мышц, сохраняя лишь всегда свойственное им напряжение («мышечный тонус»), необходимое для предотвращения произвольного разгибания. Особенности состояния мышц при среднефизиологическом положении оказывают решающее влияние на определение наиболее целесообразной постановки рук. Оно и является тем исходным положением, при котором возможна самая эффективная деятельность мышц кисти. Нарушение этого положения ставит те или иные препятствия для деятельности мышц. Например, при положении руки, в котором кисть согнута в сторону ладонной поверхности, мышцы этой стороны (сгибатели) уже сокращены («сработали»), а мышцы тыльной стороны (разгибатели) растянуты, что приводит к их быстрому утомлению. Кроме того, нетрудно убедиться, что сила сжимания пальцев больше при разогнутой кисти, чем при согнутой. Поскольку звукоизвлечение на баяне требует сгибания кисти в сторону ладонной поверхности, исходным ее положением может быть противоположное, готовящее к таким движениям, то есть не согнутое.
Крайне разогнутое положение неприемлемо для баяниста в качестве исходного потому, что утомляет сгибатели постоянным растяжением. Отсюда следует, что как выгнутая, так
и вогнутая кисть не может быть принята основным исходным положением для баяниста.

Постановка рук исполнителя должна исключать и постоянное сгибание кисти в сторону локтевой линии. Объясняется это, во-первых, тем, что сжимание пальцев сильнее тогда, когда совмещается с отведением кисти к локтевой линии. Если же сначала производится сгибание кисти в этом направлении, то последующее сжимание пальцев будет заметно слабее. При таком положении руки на грифе 3-й и 4-й пальцы становятся еще более пассивными. Во-вторых, крайнее сгибание правой кисти в сторону локтевой линии чаще всего

приводит к неправильному положению 4-го пальца: он оказывается за клавиатурой, работает «вхолостую» одновременно с 3-м и делает движения за гриф. В-третьих, такое положение руки чрезвычайно затрудняет применение этого короткого пальца в первом и втором рядах правой клавиатуры, требуя перед этим резкого поворота руки.
Таким образом, наиболее рациональным основным исходным положением правой руки на клавиатуре будет ее среднефизиологическое положение или среднее между обычно принятыми первым (предназначенным для исполнения гаммообразных мелодий) и вторым (для аккордовых и арпеджированных последований), позволяющее при помощи незначительного поворота кисти обеспечить исполнение и того, и другого мелодических движений.
Из сказанного ясно, что положения кисти, показанные на рисунке 6, неестественны.

Игра нот на баяне


Основное положение пальцев на клавиатуре округленное; пальцы собраны таким образом, чтобы при воображаемом продолжении они соединялись в одну линию, а не расходились (см. рис. 7).

Положение кисти рук при игре на баяне

Рука свободно висит. Предплечье, от локтевого до лучеза-пястного сустава, как более тяжелое, чем кисть, находится ниже ее и чуть поддерживается верхними (лучевой линии) мышцами (см. рис. 8).

Самоучительдля начинающих игру на баяне

Таким будет положение руки в верхней и средней части грифа. Причем по мере движения руки по грифу сверху вниз функции поддерживания руки верхними мышцами постепенно передаются от кисти все дальше в предплечье по лучевой линии. Внизу грифа кисть совершенно освобождается и оказывается ниже предплечья.
Большой палец находится за грифом, немного выше пальцев, расположенных на клавиатуре.
Таковы основные признаки естественного исходного положения правой руки.
Сигналом нарушения естественного положения рук служит появление постоянной напряженности мышц. Она может возникнуть от слишком длительного растяжения при преждевременном, неподготовленном переходе к исполнению аккордов в широком расположении, подголосков и т. п., а также при" применении нерациональной аппликатуры. (Подробнее об этом см. в разделе «Аппликатура».)
Однако и при отсутствии этих причин звукоизвлечение у начинающего баяниста весьма часто сопровождается постоянной напряженностью. Дело в том, что ученик не использует имеющихся в нотном тексте возможностей для освобождения и отдыха мышц. А такие возможности, кроме пауз, широко предоставляют штрихи, цезуры, метр и т. д. 18
Несоблюдение их не только мешает раскрытию художественного замысла пьесы (а чаще всего и искажает ее смысл), но может явиться и одной из причин появления постоянной напряженности исполнительского аппарата.
Рассмотрим коротко эти возможности:
а) нота, на которой заканчивается лига, исполняется обычно тише и несколько короче своей длительности. Получающаяся незначительная пауза дает возможность освободить мышцы, что и следует обязательно сделать:

Ноты для баяна

Исключением является окончание лиги на сильной доле, которая, наоборот, исполняется активно и полно;
б) метр, как известно, есть чередование сильных и слабых долей. Однако в практике эта истина очень часто забывается. Прислушайтесь к исполнению иного ученика и вы убедитесь в том, что многие слабые доли он играет так же, как и сильные. В его исполнении «Ноченька» может звучать примерно так:

Скачать ноты

Подобное исполнение искажает смысл мелодии (подробно об этом см. в разделе «Метр») и, несомненно, может явиться причиной появления напряженности. Правильное же ощущение метра позволит освобождать мышцы на слабых долях и исключить возможность появления постоянной напряженности. Следует помнить, что временное напряжение мышц должно быть-большим при исполнении сильной доли, акцента и т. п. и меньшим при исполнении слабой доли. Соблюдение этого требования дает возможность привить учащемуся навыки осмысленного исполнения мелодии и уже на первом этапе обучения, при плавном и безостановочном движении, получить постоянную возможность освобождения исполнительского аппарата;
в) цезура — одно из выразительнейших средств художественного исполнения — также дает постоянную возможность для расслабления мышц, их отдыха.
Скрупулезное соблюдение сказанного выше в практике может обеспечить постоянную свободу исполнительского аппарата. Обратимся к примеру. Взгляните, сколько возможностей для освобождения мышц можно найти при исполнении Польки Аз. Иванова:

Пример нот для баяна


Соблюдение лиг, цезур, метра помогает предотвратить появление длительной напряженности.
Постоянное напряжение исполнительского аппарата может появиться на любом этапе обучения учащегося или при работе только над определенным произведением. Педагог всегда должен быть настороже и вовремя суметь найти в тексте максимальные возможности для систематического отдыха и освобождения исполнительского аппарата. Большим подспорьем может быть проигрывание гамм, но лишь при условии строгого соблюдения определенного метра, то есть так, чтобы на слух ясно различался размер такта.