Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава II
Развитие исполнительских навыков

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ВЕДЕНИЕ МЕХА

 

 

В этом понятии заключается не только сам навык ведения меха, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.
На первоначальном этапе обучения главным, естественно, является приобретение навыка ведения меха, то есть умение вести его плавно и достаточно активно, незаметно для слуха менять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки.
В учебно-методической литературе вопросы ведения меха получили достаточное освещение. Значительно меньше внимания уделено моменту смены направления.
Главной трудностью в начале обучения, как известно, является совмещение смены направления со снятием звучания. Для овладения этим навыком приходится допускать чрезмерные разрывы музыкальной ткани во избежание так называемых «заиканий», задержки звучания в момент смены направления.
На первоначальном этапе обучения это вполне допустимо. Однако по мере приобретения навыка следует устранить разрывы, что является новой трудностью. Ученик по привычке делает теперь уже непозволительную паузу.
Следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность, предшествующая смене его направления. А для этого важно ощутить все составные части длительности. Например:

Ноты из самоучителя для баяна

Таким образом, смена направления внутри построения (не в момент цезуры) наиболее удачна тогда, когда осуществлена после окончания звучания всей доли. Момент поворота меха должен быть максимально коротким, но без заметного толчка.
Овладение этим важным навыком имеет огромное значение, так как по мере усложнения репертуара учащемуся все чаще приходится менять направление движения меха внутри построений. Такая смена бывает не только допустима, но и желательна. Вопрос заключается лишь в умении найти наиболее целесообразный момент.
Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения.
Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Одна из особенностей состоит в том, что некоторые звуки мелодии подчеркиваются, а другие -произносятся без подчеркивания. Характерной же особенностью в движении меха является мягкое звучание последнего звука перед сменой направления и невольное подчеркивание первого после нее. Это и делает смену направления перед акцентируемой долей наиболее целесообразной.
Самого яркого акцентирования требует кульминационный момент. Поэтому чаще всего направление меха меняется перед ним. Однако смену следует производить возможно менее заметно. Менее заметна смена тогда, когда кульминационный звук отделен от предыдущего скачком, причем чем больше интервал, тем незаметнее и допустимее смена. И наоборот, интервал восходящей малой секунды делает смену направления очень заметной и потому нежелательной.

Скачать ноты

Совершенно недопустима смена направления, если кульминационному моменту предшествует связка более мелкой метрической категории (восьмые и четверти, шестнадцатые и восьмые и т. п.).

Пример нот для баяна

Наиболее простой и малозаметной на слух является смена направления в движении меха между повторяющимися звуками, особенно, если первый из них находится на слабом, а второй на сильном или относительно сильном времени:

Скачать ноты для баяна

Здесь такая смена направления не только возможна, но и необходима, так как без каких-либо специальных усилий вносится нужное различие в исполнение повторяющихся звуков: первый, как и требуется, будет звучать слабее, второй ярче.
Таковы некоторые особенности ведения и смены направления в движении меха.