Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава III
Работа над художественным произведением

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

 

 

Выразительные возможности инструмента находятся в прямой зависимости от количества способов (приемов) звукоизвлечения. Чем больше таких способов, тем богаче вырази тельные возможности. Это и определяет назначение музыкальных инструментов. Одни из них с успехом используются как солирующие, другие — только как оркестровые.
Способы звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания, называются штрихами.
Из солирующих инструментов наибольшими выразительными возможностями обладает скрипка. Большое разнообразие способов ведения смычка (плавное, толчкообразное, отскакивающее и т. п.) позволяет получить на скрипке звуки различного характера и окраски (легато, деташе, стаккато, спиккато и т. п.). Так же ясно по характеру звучания и окраске различаются приемы игры на балалайке (бряцание, вибрато, тремоло, пиццикато и т. п.).
Здесь названия штрихов раскрывают особенности звукоизвлечения на данном инструменте.
Аналогичным должен быть подход и к определению приемов звукоизвлечения на баяне. Современная же методика освещает этот вопрос несколько в отрыве от специфики инструмента, что приводит к формальному заимствованию терминов и неправильному их толкованию. Так, в качестве штрихов в баянную литературу вошли leggiero (легко), marcato (четко) и т. п. Такие определения вовсе не отражают сущность звукоизвлечения на баяне. Если пойти по этому пути, то в качестве штрихов могут оказаться и grave (тяжело), и energico — (энергично, сильно) и т. п.
Примером неудачного заимствования может служить термин деташе в работе И. Алексеева «Методика преподавания игры на баяне». Скрипичный термин деташе (от detacher — отделять) — штрих, подчеркивающий каждый тон «..атакированием момента вступления», Алексеев характеризует так: «Для извлечения звука штрихом деташе надо начать на минимальной силе».
Чем же характеризуются способы звукоизвлечения на баяне? Способы (приемы) звукоизвлечения на баяне характеризуются лишь степенью связности и динамической подчеркнутое™. Приемы звукоизвлечения (штрихи) придают звучанию баяна различный характер (связность, отрывистость, динамическую подчеркнутость), но не придают ему различной окраски. Стаккато, например, может быть более коротким или долгим, акцентированным или певучим, но всегда будет темброво неизменным (ср. стаккато, спиккато или пиццикато у скрипки. Кстати, поэтому и звучание ансамбля баянистов по окраске значительно беднее ансамбля смычковых инструментов).
Отсутствие красочности штрихов баяна компенсируется лишь динамической гибкостью, певучестью звука. Отсюда основным, самым распространенным способом звукоизвлечения на баяне является легато.
Легато на баяне представляет собою связное, непрерывное чередование тонов. Характеризуется оно строго одновременным окончанием звучания предыдущего тона с началом последующего. Наиболее важным является не то, как опускается последующий палец, а как и когда поднимается предыдущий. Преждевременное поднятие пальца приводит к разрыву тонов, а чрезмерное задерживание — к наплыву одного тона на другой. На фортепиано наличие такого наплыва допустимо, потому что его звукам свойственно угасание (в момент появления нового звука предыдущий уже гаснет, что и сглаживает этот наплыв). На баяне же в момент наплыва оба звука звучат с одинаковой силой как гармони» ческий интервал. Особенно диссонирующе звучит при наличии наплыва поступенное диатоническое и хроматическое движение, образующее гармонические интервалы — малые и большие секунды. Недопустим наплыв и в гармонической фигурации, так как делает ее звучание очень нечетким. Однако здесь он встречается чаще, потому что образующиеся при этом консонирующие интервалы (терции, кварты и их Обращения) не настораживают наш слух.
Как известно, степень связности звуков выражают три основные категории: легато, нон легато (не легато) и стаккато. Такое определение, однако, будет весьма общим, ибо каждая из названных категорий также имеет различные градации связности. В этом нетрудно убедиться, если сравнить, например, легато одноголосия и легато аккордов. Если в одноголосии (при наибольшей связности) звуки буквально вливаются друг в друга, то аккорды только непрерывно следуют один за другим. Объясняется это тем, что в первом случае легато достигается применением разных пальцев, а во втором — одинаковых. Разница в степени связности при этом так велика, что позволяет наиболее связное исполнение одноголосия и двухголосия чередованием разных пальцев назвать высшей степенью связности — легатиссимо.
Прием легатиссимо характеризуется и особой плавностью, певучестью звучания. Достигается это так называемой динамической связкой между тонами, когда переход с одного звука на другой сочетается с еле ощутимым крешендо в конце первого. Наиболее же связное исполнение аккордов, двойных нот и одноголосия путем перенесения на соседние тона одних и тех же пальцев можно характеризовать как легато, а при скачках — как нон легато.
Степень связности одно- и двухголосия, полученная чередованием разных пальцев, также может быть различной. Она диктуется строением музыкальной ткани. Так, чаще всего короткие звуки больше связываются с последующими долгими, чем с предыдущими:

Ноты из самоучителя игры на баяне

Особенно тщательно связывается лигой разрешение задержаний, движение вводного тона в тонику, окончания фраз и т. п.
Ощущение необходимости той или иной степени связности достигается специальной тренировкой, развитием, если можно так сказать, штриховой культуры слуха, без чего сколько-нибудь выразительное исполнение вообще невозможно. Первоначально такая тренировка сводится к обеспечению путем слухового контроля постоянной (одинаковой) степени связности звуков на всем протяжении гаммы, пассажа и т. п. Следует обратить внимание на то, что у многих учащихся-баянистов чередование звуков, расположенных на соседних рядах правой клавиатуры (до —до-диез, до-диез — ре), или1 на одном ряду (ля —до, ми — соль, си — ре) обычно бывает более связным, чем чередование звуков не соседних рядов (1-го—3-го, 3-го— 1-го, до—ре, ре—ре-диез).

При исполнении хроматической гаммы по этой же причине при переходе пальцев с первого на второй, со второго на третий ряд клавиатуры наблюдаются наплывы звуков, а при переходе с третьего на первый ряд связность нарушается. Избежать этого можно, группируя хроматическую гамму не триолями, а восьмыми (по два или четыре звука). Как правило, степень связности бывает не упорядочена и при исполнении двойных нот, часть которых воспроизводится чередованием различных пальцев, а часть — перенесением одних и тех же. Здесь целесообразнее отказаться от эпизодического легатиссимо и добиться ровной связности всей гаммы. При исполнении параллельных движений двумя руками следует добиваться одинаковой связности в обеих партиях.
Впечатление небрежности создается от нечеткости легато при исполнении форшлагов (особенно из двух, трех нот и т. д.). Слуховой контроль здесь должен обеспечить четкое поднятие пальца с форшлага в момент появления опоры на последующем основном звуке, иначе возникнет наплыв, и оба звука прозвучат гармоническим интервалом, а не мелодическим, как это требуется. Аналогична необходимость четкого, но не высокого поднятия пальцев и при двойных форшлагах, в трелях и мордентах.
Овладение приемом легато, основным способом звукоизвлечения на баяне, как видим, задача весьма сложная, требующая кропотливой, длительной работы.

Менее необходимой, но более доступной и потому чрезвычайно распространенной является категория связности нон легато. Из-за отсутствия гармонической педали (в противовес фортепиано) применение нон легато на баяне часто приводит к разрыву музыкальной ткани, общему паузированию. Оправданно звучит нон легато в основном между тонами, разделенными большим расстоянием (в скачках), в цезурах, а также в характерных случаях, требующих именно этой категории связности. Степень связности нон легато также многообразна. Его разновидностью (лишь динамически подчеркнутой) является портаменто. В быстрых темпах и стаккато исполняется как четкое нон легато.
Третьей категорией связности является стаккато, один из труднейших с исполнительской точки зрения приемов игры на баяне. Разновидности стаккато определяются как степенью краткости, так и степенью подчеркнутости, остроты произнесения. Выбор такой разновидности целиком зависит от характера произведения, его стиля. Надо помнить, что мягкое, ощутимо продолжительное стаккато более характерно для баяна, чем сухое, жесткое. Старинная же классическая музыка (И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя и др.) требует певучего стаккато, приближающегося к нон легато.
Исполнительский прием стаккато характеризуется острым, энергичным движением пальца, но без излишнего замаха. При этом палец не ударяет по клавише, а быстро толкает ее. Значение имеет не только продолжительность удерживания пальца на клавише, но и способ снятия его. Чем медленнее подъем пальца, тем мягче окончание звука. Движения пальца должны быть ритмичными, иметь одинаковую скорость опускания и подъема.
Рассмотрением трех категорий связности вопрос об исполнительских приемах игры на баяне, однако, не исчерпывается.
Многообразие способов произнесения заключается, как было уже сказано, в сочетании степени связности с характером и степенью динамической подчеркнутости звуков. Здесь особую роль играют так называемые «меховые штрихи». Сущность их заключается в следующем: обычный способ звукоизвлечения на баяне представляет собой одно движение меха на целый ряд длительностей (при этом сила звука может постепенно изменяться) или лишь на некоторые из них (акцент, sf). Необычным же является отдельное движение меха на каждый звук, и особенно ряд движений на одну длительность.
Таковы в общих чертах основные способы и приемы звукоизвлечения на баяне.