В. Семенов - Современная школа игры на баяне

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна

 

 

Методика начального обучения

 

 

В России утвердилась трехступенчатая система музыкального образования: школа, училище, вуз (специальные средние школы объединяют первые две ступени). Наиболее ответственным является первый этап, когда музыкальные предпочтения и профессиональная мотивация учащихся еще только формируются. Необходимо учитывать, что не все учащиеся начального звена станут профессионалами. Однако в любом случае полноценное формирование личности включает в себя не только интеллектуальное и физическое развитие, но также духовное, художественное воспитание, и прежде всего — воспитание любви к музыке.

Педагог с первых уроков должен стремиться ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Очень важно, чтобы педагог и сам свободно владел инструментом. Вдохновенное исполнение оставляет глубокий след и душе ученика, оно становится примером для подражания и, что не менее важно, — дополнительным стимулом для серьезной работы, требующей большой концентрации внимания. Замечательно, если атмосферу уроков постоянно пронизывает идея маленьких открытий: дети любят разыгрывать какие-то сценки, изображать те или иные персонажи, в том числе «учителя», «артиста» и т.п. Они с удовольствием угадывают различные музыкальные отрывки, подражают той или иной манере игры. Эти склонности учеников педагогу необходимо учитывать и обращать на пользу дела.
С самого начала следует обратить внимание ученика на музыкальный ритм. Совершенствование чувства ритма ускоряет общемузыкальное развитие учащегося, так как ритм объединяет эмоциональное и двигательное начала. Со временем дети должны научиться хорошо интонировать мелодию, чувствовать различные ладогармонические краски и управлять динамикой. Для будущего музыканта-исполнителя очень важно овладеть различными средствами артикуляции. Всему этому способствует игра в ансамбле, в особенности с педагогом, а также чтение с листа.
Для успешного обучения необходимо иметь музыкальный инструмент, соответствующий возрасту, с выборной или готово-выборной левой клавиатурой. Начало обучения на баяне с готовыми аккордами осложняет взаимосвязь технических навыков и музыкально-слуховых представлений.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

 

 

В донотный период, длящийся ориентировочно первые две недели, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребенка, его темпераменте, одаренности, общем развитии; формируются взаимоотношения педагога и ученика. Быстрее других проявляют свои способности общительные, подвижные дети. С ними весьма эффективна коллективная форма занятий, которая дает педагогу неограниченные возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих индивидуальные особенности учеников. И, напротив, с детьми замкнутыми, стеснительными нужен особый характер общения — спокойный, доверительный.
Подражая друг другу, дети получают первые навыки музицирования и артистизма. Из всех музыкальных способностей раньше всего проявляются общая музыкальность и ритм. Гораздо сложнее проверить слух, так как многие дети, обладающие отличным слухом, интонируют (поют) весьма приблизительно. В этом случае педагогу поможет игра: найти на инструменте или узнать на слух одну из двух или трех клавиш, дающих звуки различной высоты (желательно, чтобы все они были расположены на одном ряду клавиатуры).
Уже на первых занятиях можно практиковать элементарное совместное музицирование. Целью первых уроков является не только проверка музыкальных способностей ученика (ритм, слух, память), но и их развитие. Игра по слуху стимулирует творческие задатки ребенка, возбуждает интерес к музыке, концентрирует внимание на конкретном звучании, заставляет приспосабливаться к инструменту.

 

Посадка

 

 

Итак, будущий музыкант впервые берет в руки баян. Возможно, этот момент запомнится ему на всю жизнь. Очень важно, чтобы инструмент по своим размерам и весу соответствовал возрасту ребенка. Правильная посадка благотворно отразится на физическом развитии учащегося и обеспечит эффективность занятий на инструменте.
Сначала педагог ставит баян на левое бедро ученика таким образом, чтобы создать условия для свободных, естественных движений правой руки и регулирует длину правого плечевого ремня, затем левого, который должен быть короче правого. Это создает устойчивость верхней части инструмента во время игры. Многие исполнители пользуются третьим соединительным ремнем. Нижняя часть правого полукорпуса или грифа правой клавиатуры касается бедра правой ноги. Инструмент следует держать вертикально или с небольшим наклоном к исполнителю. Для достижения большей его устойчивости при ведении меха на сжим я рекомендую сделать небольшой щиток, удлиняющий тыльную часть правого полукорпуса в сторону грифа.
Сидеть нужно прямо, правую ногу согнуть под прямым углом, левую немного выдвинуть вперед. В классе необходимо иметь стул, соответствующий росту учащегося, или подставки, обеспечивающие правильную посадку. Такие же условия желательно создать и для домашних занятий.


Разумеется, здесь описаны только основные принципы рациональной посадки. Во время игры некоторые элементы посадки могут меняться, например: наклон инструмента к себе делает более удобным применение первого пальца, а также позволяет более рационально использовать вес правой руки при исполнении аккордов. Ровное положение инструмента идеально для исполнения сложных приемов тремолирования мехом. Некоторый наклон вперед удобен для традиционного трехпальцевого движения на выборной клавиатуре.

Направление движения меха также сказывается на посадке. Движение меха параллельно корпусу исполнителя удобно при рикошете; ведение меха влево - вперед обеспечит максимальный контакт с инструментом во время простого и комбинированного тремолирования, а ведение влево - назад облегчит управление звуком в кантилене не только левой, но и правой рукой. Некоторые исполнители сильно отводят левую ногу в сторону движения меха. Безусловно, это поможет левой руке, однако такую посадку на сцене трудно назвать эстетичной, поэтому использовать ее можно лишь в исключительных случаях.
Создание условий для рациональной работы левой руки — отдельный вопрос. От длины рабочего ремня левого полукорпуса зависит качество смены меха. Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой руки вдоль клавиатуры. Я советую ученику сделать небольшое приспособление: прикрепить мягкий щиток (металлическая или деревянная основа, тонкий слой поролона, обтянутые тканью или кожей) к крышке левого полукорпуса для того, чтобы приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым обеспечить кисти большую свободу движения.
Кроме того я рекомендую прикрепить два небольших деревянных или пластиковых порожка толщиной 1-2 см между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней его частях, потому что края левого рабочего ремня обычно слишком плотно прилегают к крышке и это сковывает движения руки.