В. Семенов - Современная школа игры на баяне

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна

 

 

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

 

 

Твердая (яркая) атака звука
После того как учащийся научился правильному ведению меха, освоил подготовительные упражнения на независимость движений различных частей рук, можно переходить к главному — рождению звука.
В музыкальной практике звук не существует абстрактно, сам по себе. Он всегда имеет определенную окраску — тембр, силу звучания — динамику и характер, обусловленный средствами артикуляции и динамики, — штрих.
От всех этих компонентов зависит качество звучащего материала, его содержательность.
Каждый звук имеет ту или иную длительность. Продолжительность звучания, его течение — это темп и метроритм. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т. д.). С определенной интонацией мы произносим слова, фразы, предложения, интонацию имеет даже отдельный звук (А! А? А. ).

Скачать школу игры на баяне

Педагог демонстрирует упражнение «Клаксон». Ученик старается повторить услышанное, имитируя характер звучания и движения рук учителя. Затем начинается импровизация на тему этого или любого другого, придуманного педагогом упражнения, где варьируются ритм, динамика, тесситура. Например, учитель и ученик изображают сцену на перекрестке или любую другую — ситуации могут быть самыми разными. Следует также показать ученику различные способы ведения и снятия звука пальцами и мехом. Для наглядности педагог может нарисовать в тетради ученика схемы различных вариантов звукоизвлечения путем изменения громкости:

Школа игры на баяне

Следующей ступенью освоения твердой атаки звука будет работа над упражнениями 6 и 7. Основная цель — научить играть ребенка свободными эластичными движениями, с ощущением свободы исполнительского аппарата. Здесь очень важно добиться того, чтобы движения руки, кисти и пальцев не зависели от интенсивности ведения меха. Предварительное движение меха и последующий удар пальцем по клавише позволяют получить яркий, активный звук. Это можно сравнить с произнесением согласных звуков Б, П, Д, Т, Г, К: сначала напрягается диафрагма, затем работает речевой аппарат — губы, язык.
Твердая атака звука зависит от интенсивности предварительного ведения меха и скорости удара по клавише. Яркость атаки будет более заметной, если сразу же после появления звука моментально расслабить левую руку, уменьшив тем самым интенсивность ведения меха. Осваивать этот вид артикуляции следует на правой клавиатуре, варьируя интенсивность работы мехом, высоту подъема кисти и скорость удара по клавише. Значительно сложнее сделать это на левой клавиатуре, так как левой рукой нужно вести мех, что требует напряжения мышц плеча, и производить свободные удары по клавише при помощи кисти и пальцев, варьируя интенсивность атаки звука, а также его динамику.
Развитию координации движений будет способствовать упражнение «Эхо» — игра одних и тех же звуков на правой и левой клавиатурах поочередно. Педагогу необходимо следить не только за началом звука, но также за его продолжением и окончанием. Завершение звука — снятие — зависит от способа ведения меха. Если сначала остановить мех, а затем отпустить клавишу, окончание звука получится мягким. И наоборот, завершение звука будет резким, если отпустить клавишу, не останавливая мех.
Упражнения 6 и 7 ученик должен выучить по слуху с помощью педагога, сначала каждой рукой отдельно, затем соединив партии правой и левой руки.

Ноты из самоучителя

Семенов - современная школа

 

Мягкая атака звука
Мы освоили твердую атаку звука — это «согласные» звуки. Теперь следует перейти к изучению мягкой атаки — «гласных» звуков. Этот вид звукоизвлечения необходим для исполнения певучей музыки — кантилены. Техника звукоизвлечения осваивается в такой последовательности:
1. палец слегка согнут и касается клавиши;
2. плавным, эластичным движением кисти и пальцев нажимаем клавишу;
3. начинаем плавное движение меха, которое не должно опережать нажатие клавиши;
4. достигнув необходимого уровня громкости, продолжаем вести мех ровно столько, сколько требует длительность ноты;
5. для мягкого завершения звука необходимо плавно остановить мех, затем освободить кисть и поднять руку с клавиатуры; после снятия пальца не должно быть слышно удара клапана по деке.
Педагог должен следить за тем, чтобы кисть выполняла роль рессоры между пальцами и предплечьем. Мягкая атака требует от исполнителя активного внимания и хорошего слухового контроля. Усиление звука должно быть естественным и непродолжительным, так как «раздувание» каждой ноты будет восприниматься слушателем как манерность.
В упражнении 8 обратите внимание на восходящую и нисходящую интонации в четвертом и восьмом тактах, которые следует исполнить указанной динамикой. Упражнения 8 и 9 ученик тоже учит с помощью педагога, а затем играет по слуху от разных клавиш, сначала на правой, потом на левой клавиатуре.



Нотные сборники, самоучители

Скачать ноты для баяна